Эссе по фильму Пассажиры. Ч. 1

Пиротехъник
       Фильм "Пассажиры", USA-2016. Чуть больше двух актёров и бармен-андроид.
       Романтика межзвёздных путешествий и фантастический психологический Эксперимент.
       Как замечательно, что кто-то думает об этом!
       Начался год неплохо.

       ПРОСНУВШИЙСЯ В КОВЧЕГЕ
       Корабль огромен. Чудо высочайших технологий. Работают дежурные системы и автопилот, по курсу – противометеоритная защита. Цель миссии в десятках светолет. Все люди спят в анабиозе ("гибернации"). Проснувшись, колонисты станут развивать очередной форпост цивилизации. Далёкая планета девственно прекрасна.
       Серьёзно, жутковато и по-взрослому. Тревожно-музыкальный фон.
       Начало – классика космической фантастики. Анабиоз до "нуль-транспортировки" был штатным атрибутом звёздных путешествий. Предел возможного для пионеров космонавтики.

       Земля мала, скучна и предсказуема. А новый Дом – простор для роста, творчества, строительства. Но в будущем всё так же измеряется деньгами(?) Расходы, прибыль учтены, просчитаны Компанией. Бюджет колонизации рассчитан на квадриллионы долларов. Контрактники, не оплатившие билет на 100%, надолго будут в должниках работодателя.
       Изготовитель гарантирует исправность всех систем межзвёздного Ковчега сотни лет.
       Беды ничто не предвещало.

       Но всё пошло не так.
       Вселенная всегда сильнее технологий.

       Случилось нечто, и механик Джим (Крис Прэтт) проснулся в капсуле анабиоза. На много, много раньше. На 90 лет. Ужасный, вопиющий случай.
       Джим сознаёт беду не сразу. Нет людей! Он молод и красив, но не богат и не самоуверен. Скорее, малоперспективный инженер. Мечтатель.
       Реальность перечёркивает планы человека. Вновь погрузиться в гибернацию нельзя. Компания хранит секреты "ноу-хау". И, значит, Джим умрёт от старости на звездолёте!
       Парсеки одиночества. Корабль летит, летит в Пространство...

       ВСЁ ДОЗВОЛЕНО
       Нет худа без добра. Автоматически включаются системы, сервисы и развлечения. Есть гравитация. Искусственный роботизированный мир. Комфорт космического утилитаризма. Голосовые интерфейсы интеллект-компьютеров, голографическая визуализация, условия для творчества и спорта... Здесь свобода! И прогулки в космос! И... алкогольный бар на звездолёте.
       Герой вкушает сервис "золотого уровня" – по праву осуждённого пожизненно. 

       ...Когда иссякли силы что-то изменить, Джим – частый гость андроида-бармена (Майкл Шин). Программа робота проста, но перекинуться словцом возможно. Герой пытается забыться в алкоголе... Всё напрасно. От одиночества не скрыться. Он опускается до "юзера" высоких технологий и дичает. Джим предсказуем. Деградируя, погибнет.
       "Не нужно беспокоиться о том, что изменить не в силах!" – андроид говорит герою.
       Простая философия. Буддизм. Неинтересно.

       Мне лично непонятно, как может надоесть в "технологическом раю". Никто ничто не запрещает! И нет законов, кроме внутренней морали. К примеру, сделать робота разумным. Изобретать устройства, технологии, машины... Хоть оружие. А в трюмах Корабля полно ресурсов! Заняться синтезом невиданных веществ, взрывчатки, психоделиков... Стать киборгом (биологическое тело уязвимо)... Изобрести ракетный скутер и запускать салюты в космос. Писать стихи и музыку, и голограммы Мироздания. К примеру, спящим людям – по письму и видео. Какой сюрприз для колонистов! Они поставят Джиму памятник. Джим станет жить в легенде...
       Всё дозволено.
       Вначале – в бар. Потом – в скафандр. И в космос.
       Бар, бар – скафандр – Пространство.
       Бар, бар, Пространство, Пространство...
       Как может надоесть такое?

       У Джима есть ещё возможность. Уникальная. Духовный рост и технологии сознания. Путь самосовершенствования, что невозможно в мегаполисе. Нет глупых дел. Не нужно уходить в пустыню. Развить природный аппарат – сверхидеальные условия.
       Йогические практики, асаны и упражнения... И можно медитировать в Пространстве. Здесь первозданный океан энергий. Вселенная – как высшее Произведение. Достичь миров сверхчувственно на всех диапазонах. Контроль над событийностью, вибрацией континуума и психокинез... Осознанные путешествия в астрале. Вот чудеса чудесные, открытия и смысл! Стать оптимальной Сущностью на всех доступных планах водно-углеродной жизни. Технологические финтифлюшки ни к чему. Путь Духа, он единственно приемлем эволюционно.
       На крайний случай, можно самоуспокоиться в Нирване.
       Работа колоссальная. Опасная. Но и терять как будто нечего.
       Кто знает, где пределы человека?
       Вот, не знаем. (Мы знаем, как обидеть, обмануть, убить...)
       А если бы на месте Джима были вы, Читатель? Огромные ресурсы и свобода – ВАШИ!
       [Привет рефлексам материализма.]

       ЗДЕСЬ... ЖЕНЩИНА
       Джим – личность, в целом, социальная. Его космическое существо задавлено. Продукт технологической цивилизации. Он одичал, похож на заблудившегося Робинзона. По звездолёту ходит без трусов. Готов на суицид. По мере своего сознания.
       Но вдруг... в отсеке гибернации запнулся о свою бутылку... Хрясть! Разбился.
       Через прозрачный пластик ближней капсулы – лицо... Знак ангела-хранителя. Хватает нереальную соломинку. Аврора Лэйн (Дж. Лоуренс). Красивая. Писатель. Он должен знать о ней. Есть записи видеограмм и интервью. Известная фамилия...      
       Заочное знакомство поглощает Джима. Приходит к спящей девушке, ест рядом. Герой мистически привязан. Он бесконечно смотрит интервью. Так странно... Женщина мечты. Но вдруг... взгляд падает на книгу техобслуживания – "Гондола гибернации"...
       Сознание взрывается преступным планом. Космический Адам задумал сделать Еву!
       – Я знаю, как будить Аврору.

       Всё изменилось. ЦЕЛЬ. Чудовищно, преступно. Та женщина состарится, умрёт на Корабле. Но одиночество невыносимей.
       Жизнь инженера превратилась в разновидность ада. (Ещё Аврора не проснулась!)
       – Не смей... так думать... даже...! – кричит, боксируя неистово по груше.
       Бармен Артур не понимает. Ничего. Обрывки фраз.
       – ...ни слова больше...
       – ...всё обдумал... и буду дальше... жить...
       – ...ты думаешь, об этом буду думать? Нельзя об этом думать!..
       – ...отрезал – чик!..
       – ...ты не услышишь больше это имя...
       НЕЛЬЗЯ! ЭТОГО!! ДЕЛАТЬ!!!
       Герой ужасно мучается. Но обречён на поражение. Нет выбора у Джима. Возможно, он влюблён. Что лишь усугубляет муки. Делать – ЧТО?
       – Я. Сбриваю. Бороду.

       И... женщина на Корабле. (Конечно, он скрывает преступление.)
       – О, нет! Нет, нет, нет, НЕТ! Нам нужно вновь заснуть! – она кричит, близка к истерике.
       Джим, как злодей, лишь успокаивает женщину. А он и есть – злодей. И сам об этом знает. Но эта мука всё же меньше. Он спокоен. Всё продумал. Добыча никуда не ускользнёт.
       – ...Не хочешь изменить хоть что-то! – она как будто обвиняет Джима.
       – Аврора, больше года... всё испробовал. Я пробовал тут... ВСЁ.
       И хрупкая Аврора бьёт кувалдой в дверь на капитанский мостик, куда не смог проникнуть год назад герой. Безрезультатно.
       Тогда она напишет книгу... Диктует файл о путешествии в планшет.
       "...Я поднялась на борт, имея цель. Теперь она недосягаема. Я проведу остаток жизни здесь... На Корабле ещё один проснувшийся. И он смирился. Очень страшно. Мой спутник – человек, которого не знаю..."
       (Быть может, сущность женщины бессильна тет-а-тет перед мужчиной изначально.)

        НЕЧАЯННОЕ СЧАСТЬЕ
        Вдвоём на звездолёте. Высокотехнологичный рай. "Всё включено". В ловушке собственного представления. Обречены на встречные шаги и  у з н а в а н и е.
        На Корабле хватает развлечений. Шок прошёл. А Джим изобретает новые подарки. Однажды собирает робота и отправляет на задание с запиской к женщине. [Романтик хренов.] Аврора на вопрос "поужинаем?" пишет, отвечая: "С радостью".
        Она приходит в бар Артура на свидание, раскрепощённая, слегка волнуясь.
        – Так, долго же тянул ты с этим! – подначивает Джима чуть цинично.
        – Я на тебя... давить... не мог.
        (Эх, знала бы!)
        Да, Джиму нелегко. Год депривации. Но у него в загашнике сюрприз реально сногсшибательный. ПРОГУЛКА В КОСМОС.
        – Что, что ты делаешь? – волнуется Аврора после шлюза.
        – Ты доверяешь мне?.. – Джим спрашивает, зная – в космосе удержат тросы.
        И он дезактивирует магнитные ботинки их скафандров. Там, впереди, ночной аквариум Пространства... Два существа скользят в бездонности Вселенной.
        Две крохотных фигурки в Беспредельности.
        – Спасибо! – восхищённо шепчет женщина.
        ...На Корабле, едва сняв гермошлемы, они бросаются в объятия.

        – Ты самая прекрасная в Галактике... я узнаю тебя всё больше... нравится...
        Бессовестно красивая Аврора очень страстная. Такое нравится ей тоже.
        Обоих бледнолицых поглощает страсть, по-взрослому.
        [Им больше ничего не нужно.]

        Аврора пишет книгу. "...Мы обрели нечаянное счастье... изгнанники на чуждых берегах. Не о такой мечтали жизни. Но это – н а ш а  жизнь. Мы не должны найти друг друга. Но – нашли. С ним я поверила, что всё лишь начинается. Мы представляем будущее, строим планы и мечтаем... всё не так... а мы – лишь пассажиры, и судьба подхватывает нас...".
        Джим дарит розы, выращенные из генофонда в трюме. Читает книгу женщины.
        – Для неудачников мы почему-то очень счастливы, – Аврора говорит серьёзно.

        Корабль по курсу должен совершить манёвр, пройдя вблизи от Красного Гиганта. Могучая звезда заполоняет все экраны. На смотровой площадке женщина по-детски прижимается к "защитнику"... Влюблённые восхищены событием. Здесь вечный звёздный День! И солнечные ветры треплют космы огненных протуберанцев...
        Великий космос!

        Что б делал я на месте Джима? Невольно примеряешь роль. Удобно так порассуждать, извне, в другой реальности. [На "безопасном расстоянии".] Да, женщина – необратимый шаг. Свободы для манёвра нет. Герою сопереживаю поневоле. Вот, только он... преступник. Его излечит, оправдает лишь любовь. К чему он подсознательно стремится.
        Ловушку Джима исключить нельзя. Случись такое, наломал бы дров.
        Но... где мораль столь "противоестественному" преступлению? Ведь у героя получилось – всё. Довольна женщина. (А Джим – палач и адвокат, и демиург, в одном лице.) Вот, если бы не получилось у него, тогда... тогда... (?) Быть может, всё не так уж плохо?.. Судьи – где?
        ПризнАюсь. Всё не так уж важно. Но за полёт в глубокий космос я продал бы душу.

        СТРАШНАЯ РАСПЛАТА
        И вновь – не так. Она вдруг узнаёт о Преступлении. Законы жанра. Проболтался робот.
        Удар жестокий, страшный. И несправедливый. К А К ?! По мере осознания непоправимого к ней подступает ад. По трансцендентному мосту он наполняет существо невыносимой болью. (Добыча лакомая – сущностям из нижнего астрала.) Страдание вошло в дыхание и мысли.
        – Ты... разбудил меня? – спросила, только б удержать реальность. Не хочет погибать.
        – Да, это правда, – отвечал, борясь со спазмом. Пытаясь сохранить лицо.
        – Как... как ты мог...
        От ужаса ослепла. Всё перечертила мука. Цепляться не за что. Реальность опрокинулась.

        ...Джим знал, конечно, – женщина расстроится. И гнал такие мысли. Всё обернулось худшей катастрофой! Пуст гардероб каюты. Нет у него Авроры.
        Год до неё – тоска, год с ней – как рай. Теперь навечно прокажённый!
        На Корабле разлился ад. Аврора мучается страшно. И, если преступление для Джима может и не быть таким "катастрофичным", оно для героини – запредельный грех, тягчайшее убийство.
        Казалось бы, по чистой логике вещей (в машинной логике Артура), когда все люди счастливы, предшествующий ход событий может быть оправдан. Но в логике Авроры – нет. Её гордыня шепчет, что она "игрушка, кукла говорящая". Злодей "включил" её для развлечения. "От скуки".
        Вся ЛОЖЬ беспрецедентна. И разбито сердце.
        Женщина не пишет книгу.

        Аврора, кто она? Горда и независима. Привыкла добиваться своего. Возможно, были разочарования. Идеи, неудачи, поиск... Возможно, что сбежала в космос от проблем. Надеялась на "эксклюзивность" темы Книги...
        Сейчас, когда погибло всё, – что было и что не было, – она впустила в сердце Тьму. Задумала убийство. Подлее, жёстче и ужасней, и ещё подлее! Дверь Джима не закрыта... ночью...(!) Но Джим не очень-то сопротивляется(?) В момент смертельного удара поняла, – останется ОДНА! И... дрогнула рука. Рыдает от бессилия, как девочка-подросток.

        Но делать – ЧТО? И Джим идёт ва-банк. Читает монолог по громкой связи. По праву выжившего после покушения.
        – ...Мне было одиноко. Очень одиноко. Я чувствовал, что исчезаю... А ты спасла мне жизнь... Смотрел все интервью... – рассказывает, чтобы облегчить страдания.
        – А мне плевать! Плевать на то, что хочешь! Плевать, зачем меня будил! Ты уничтожил всё! И погубил! Меня! Ты, СВОЛОЧЬ!! – кричит, ругаясь, одержима бесами.
        Слова бьют в сердце инженера. Гордыня женщины превыше христианской мудрости. [Непротивление и милосердие, похоже, проиграли "идеалам демократии" давно.] Страдают оба жутко, саморазрушаясь. Не вырваться из собственной ловушки.
        Их мир, оценки, устремления – продукты развитого материализма.

        Корабль как будто в резонансе к людям. Впадает в слабоумие интеллектроника. Системы "глючат", лифты "тормозят", а роботы, как мухи, "мрут". Без доступа в технический отсек нельзя исправить неполадки. А Джим... приносит в главный вестибюль живое дерево(!) Отличный ход. Но всё пошло не так. Вмешалась третья сила.
        – Кто посадил здесь, к чёрту, дерево? – раздался властный бас. – Я спрашиваю! КТО? Какого чёрта!
        Так говорят матёрые космические волки. На главной палубе – помощник капитана Газ (Л. Фишборн). Старпом проснулся из-за сбоя в гибернации. Он нездоров.

        ВСЕ – ЖЕРТВЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
        Нет худа без добра. Теперь есть доступ в инженерные отсеки. Найти причину и диагностировать системы. Срочно! Аврора всё же изловчилась допросить старпома...
        – Вы знаете, ЧТО сделал Джим?.. Он  р а з б у д и л  меня! УБИЙСТВО! Это ПОДЛО!
        – Нет, не ко мне... Такое – не ко мне... Мне очень жаль... 
        Она не отступается. Ей нужно подтвердить оценку.
        – Да, вы правы, – сдаётся Газ. – И это – преступление. Но тот, кто тонет, может утянуть кого-то за собой. Неправильно, конечно... Однако, это утопающий. Он – т о н е т !
        Вот как. Аврора – "жертва обстоятельств"(?) Здесь есть моральная дилемма. Зерно сомнений пало в подготовленную почву. Её гордыня смущена.

        Но думать некогда. Аврал. Они, втроём, синхронизируют все данные систем. Причина неисправностей не установлена, зато теперь любой отказ отображён на капитанской голограмме звездолёта. Здесь, на трёхмерной схеме Корабля, тревожно много красных меток...
        – Отказы в основной системе... – Газ комментирует расклад спокойно. – Так сильно повредить Корабль не просто... Придётся нам вручную перепроверять все палубы и блоки...
        Аврора с Джимом – вся команда.
        В прогнозе ожидается каскадный рост отказов. Процессоры оставшихся компьютеров не справятся с нагрузкой. Вся миссия, их жизни, под нешуточной угрозой!
        – Мы терпим бедствие. – Аврора скажет очень тихо. Но услышат все.
        И тут... Газ рухнул, потеряв сознание. Он вскоре умер. Жертва сбоя гибернации.
        – Попробуйте спасти Корабль... – последние слова космического моряка.

        ПОЛУНДРА! Весь звездолёт сотрясся, как Левиафан в конвульсиях. Свет меркнет, нестабильна гравитация. Последний шанс – пытаться перезапустить Систему управления...
        – Ты справишься?.. – Аврора спрашивает, не уверена, ей страшно.
        – Ты мне поможешь! – инженер уверен, шансы есть.
        Бармен Артур сошёл с ума от электронных сбоев.
        Здесь началась борьба за выживание. Почти обычная героика кино.
В техническом отсеке вдруг попали в разгерметизацию (спаслись лишь чудом), нашли пробоины от давней встречи с метеором. Восстановили управляющий компьютер. Но перегрелся термоядерный реактор! Помеху нужно как-то устранить...
        Аврора постепенно "оживает", прозревая. Слишком поздно. Осталось жить недолго.

        А СУДЬИ КТО?
        Давайте позже обсуждать финал и "киноляпы". Так хочется начать давать оценки.
        Возможно, фильм снимали дольше, а потом... укоротили. Не знаю, так ли это. Готов смотреть в любом сверхдлинном варианте.
        Конечно, фильм красивый. Фантастический, про человеков во Вселенной. Эффект вживления в реальность. Космическая графика и антураж, нормальная актёрская игра. (Порою Джим как будто "тормозит" вблизи Авроры, мило и невинно.)
        Что радует особо – нет войны. Без выстрелов, насилия и жертв. Есть покушения на суицид и на убийство. Одно самопожертвование и воскрешение. (Смерть Газа не считается "по состоянию здоровья").

        Сюжет с претензией на новизну. Пожизненная изоляция от социума. Тут поневоле вспомнишь Робинзона... (Спасибо сценаристу Дж. Спейтсу и режиссёру М. Тильдуму.)
        Есть аналогия с "Титаником" Дж. Кэмерона. "Непотопляемый" корабль столкнулся в первым рейсе с айсбергом, а в звездолёт ударил астероид. Фатальны повреждения, бессильны экипажи. Последний рейс старпома Корабля и капитана парохода. Две пары погибающих героев, их любовь... Мужчины жертвуют собой. Всё то же социальное неравенство.
        Две ситуации разделены веками и парсеками.
        Есть океанский лайнер с паровой машиной, 23 узла.
        Есть пассажирский звездолёт с реактором, быстрее в 10 миллионов раз.
        Технологический прогресс, бесспорно, ГРАНДИОЗНЫЙ.
        Прогресса  ч е л о в е к а  точно нет. 

        Фильм в целом – размышления о смысле жизни. Мы тоже "пассажиры звездолёта". Земля летит в периферии Млечного Пути (вокруг ядра Галактики), а наш "реактор" – Солнце. И все мы "жертвы обстоятельств". И тоже "спим в анабиозе". Шанс долететь до Цели слишком мал.
        Кино как будто просит зрителя чуть-чуть задуматься. Остановиться. Размышлять. И бросить свежий взгляд из темноты пещеры собственного представления.

        Продолжение - http://www.proza.ru/2017/04/05/1325