Обзор СиБи трансивера RoadCom

Соколов Александр Владимирович
     Александр Соколов, г. Москва, ООО ПКФ «Мегасервис»

     1. ВВЕДЕНИЕ

     Переданный автору для исследования экземпляр мобильной СиБи радиостанции RoadCom (S/N: 13900001) является, по всей вероятности, модифицированной версией трансивера RoadCom-3В, произведённого в Китае. Технологическая маркировка на печатной плате датирована 08.01.05 г., а само изделие, судя по наклейке-ярлыку, выпущено в мае 2005 г.
     На телекоммуникационном рынке Западной Европы модель RoadCom была анонсирована осенью 2004 г. и уже в начале 2005 г. поступила в продажу. В настоящее время продукт успешно продвигается компанией TEAM Electronic GmbH, о чем свидетельствуют восторженные отзывы СиБи пользователей на Интернет форумах ряда стран Европейского Союза (Великобритании, Германии, Голландии, Дании). Стоимость аппарата в зависимости от места продажи варьируется в пределах от 99,90 до 139,90 €.
     Ассортимент СиБи трансиверов, ввезённых в Россию за последние 10-15 лет нельзя назвать особенно широким. Если опустить простые модели начального уровня (Onwa, S-Mini и т.п.) и престижные «навороченные» модели (типа President), то останется сегмент средних по цене радиостанций с видами модуляции AM/FM (иногда AM/FM/SSB или только FM) – Alan (Midland), Yosan, MegaJet (Hygen), Dragon, Maycom, Mirai Giant, Alinco.
     Уже при первом сравнении с ними складывается впечатление, что модель RoadCom выгодно отличается современным продвинутым дизайном, универсальностью, эргономикой, а также набором весьма редких для данного класса трансиверов функций.
     В этой статье предпринята попытка произвести обзор и тестирование трансивера RoadCom, с целью сопоставить его с другими моделями, подчеркнув преимущества, а также выявить имеющиеся недостатки и предложить способы их устранения.

     2. КОНСТРУКТИВ

     Корпус трансивера впервые выполнен в DIN-формате, поэтому адаптирован для установки радиостанции подобно автомобильной магнитоле – в унифицированное гнездо на приборной панели легковой машины, либо на верхней панели грузовика или автобуса. С этой целью изделие комплектуется никелированной крепёжной рамкой (182 х 54 мм) и боковыми замками-защёлками.
     Кроме этого, сохранена ставшая традиционной для мобильных трансиверов возможность их установки на стандартной П-образной скобе с помощью 2-х винтов-барашков, которые входят в комплект поставки.
     С особой заботой к пользователю продуман вариант стационарного применения аппарата, для чего предусмотрены две боковые фальшь-панели, устанавливаемые вместо замков-защёлок, используемых в мобильном варианте.

     3. ЛИЦЕВАЯ ПАНЕЛЬ

     Во внешнем виде трансивера RoadCom подкупает равномерная, сочная и не утомляющая зрение голубая светодиодная подсветка дисплея и достаточно удобный доступ к органам управления. Экран многофункционального ЖКИ имеет увеличенный размер (65 х 38 мм), надёжно защищён от повреждения толстым оргстеклом и информационно весьма насыщен. На нем свободно размещается крупный 2-х разрядный индикатор номера канала,  5-ти разрядный индикатор частоты (MHz), индикаторы текущих режимов (A-B-C-D-E-F, RX/TX, AM/FM, HI/LO, SC, DW, символ «Ключ») и линейный 13-ти сегментный SRF-метр (1-3-5-7-9-+30). На дисплее также имеются индикаторы UK и EU, обозначающие, соответственно, частотные стандарты Великобритании и Европейского Сообщества, которые не задействованы.
     К сожалению, вращающиеся ручки органов управления не имеют накатки или резиновых протекторов, поэтому тактильно ощущаются некомфортно и плохо контролируются (проскальзывают, если пальцы влажные).

     4. ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ

     На задней никелированной панели трансивера RoadCom установлены:
- радиочастотное гнездо типа SO-239 (UHF-7512) для подключения антенны,
- 3-х контактная колодка для подачи электропитания,
- гнездо 3,5 мм для подключения внешнего громкоговорителя,
- гнездо 2,5 мм для подключения внешнего S-метра.
     Все разъёмы расположены свободно и к ним обеспечен удобный доступ, однако вызывает недоумение их полная обезличенность, поскольку отсутствуют какие-либо надписи, информирующие о функциональном назначении этих соединителей.
     Там же имеется наклейка-ярлык со сведениями о производителе, серийным номером изделия, обозначением его стандарта, кодовой маркировкой товара, основными параметрами электропитания (10,8-15,5 V/ 1,2 A), месяцем и годом изготовления и другой информацией.

     5. ВНУТРЕННЯЯ КОМПОНОВКА

     Конструкция трансивера RoadCom не имеет особенностей. Все элементы смонтированы на двух печатных платах из одностороннего фольгированного гетинакса. Основная плата (№1) жёстко зафиксирована в металлическом каркасе, а фронтальная (№2) прикреплена винтами к тыльной стороне передней панели.
     На фронтальной плате находятся:
- регулятор громкости, совмещённый с выключателем питания,
- селектор каналов,
- регулятор ручного шумоподавителя, совмещенный с выключателем ASQ,
- 4 кнопки управления ячейками памяти,
- 7 функциональных кнопок для управления режимами и настройками, три из которых имеют дополнительную субфункцию,
- клавиша включения системы VOX,
- микрофонный разъем для подключения тангенты,
- LCD с бескорпусным контроллером U3 (1621),
- центральный процессор U9 (SN8P1708),
- электронный переключатель программ U2 (LM4066),
- узел VOX U4 (NJM2702),
- светодиодный индикатор включения режима VOX,
- 10 светодиодов подсветки (5 голубых + 5 оранжевых),
- 2 разъёма для коммутации между платами,
- разъем SW16 переключателя выбора программ.
     Остальные детали и узлы трансивера расположены на основной плате.
     Узел задающего генератора (VCO) и выходные каскады передатчика выполнены в виде полностью экранированных модулей. Со стороны паек часть платы, расположенная под ВЧ узлами, также закрыта экраном.
     Для отвода тепла, выделяемого мощными транзисторами и интегральной микросхемой стабилизатора питания (в корпусах ТО-220), эти компоненты установлены на боковых и внутренних стенках металлического каркаса.
     Если критически оценивать качество монтажа, то его можно охарактеризовать как «типично китайское». Хотя на плате обозначены шелкографические маркировки всех позиций, она заляпана подтёками флюса, а компоненты на ней установлены крайне небрежно. Для фиксации проводов применяется дешёвый термоплавкий клей, придающий монтажу дополнительную неопрятность.
     В местах ручного облуживания печатных проводников с повышенной плотность тока, произошло отслоение фольги по причине плохой адгезии либо чрезмерного термического воздействия.
     Структура паяных соединений рыхлая, их поверхность матовая, неровная, цвет припоя тускло-серый. Имеются технологические дефекты типа «непропай» и «холодная пайка», свидетельствующие о недостаточно высокой культуре производства.
     Впрочем, не исключено, что тестируемый экземпляр трансивера не является серийным изделием, прошедшим технический контроль, а представляет собой опытный образец (макет) для отладки очередного варианта схемы.

     6. ТАНГЕНТА

     Тангента трансивера RoadCom имеет средние размеры и выполнена в современном арт-стиле. Из-за ассиметричной и несколько угловатой формы корпуса она не совсем комфортно располагается в правой руке, а левой её держать ещё более неудобно.
     Помимо клавиши включения передачи (PTT) на тангенте расположены кнопки >/< для переключения каналов вверх и вниз, а также кнопка SIGNAL для подачи исходящей тональной посылки. Генератор тонального сигнала выполнен по схеме симметричного мультивибратора на транзисторах Q25, Q26 и смонтирован непосредственно на плате тангенты.
     Витой шнур тангенты имеет нормальную длину и упругость и снабжён стандартным микрофонным разъёмом типа NC-518 (6-pin). По распайке проводов в разъёме тангента аналогична, применяемой в радиостанции Yosan JC-2204.
     К сожалению, несмотря на упрощённую конструкцию корпуса тангенты, она оказалась весьма неудобной и трудоёмкой в сборке. Кроме того, возникли большие сомнения относительно механической прочности оси клавиши PTT.

     7. ДОСТОИНСТВА ТРАНСИВЕРА ROADCOM

     7.1. Функция KEY LOCK (блокировка органов управления). Встречается в мобильных СиБи трансиверах нечасто. Востребована при радиосвязях на фиксированной частоте, особенно когда оператор не обладает достаточной квалификацией и может «сбить» настройку трансивера.
     7.2. Функция LCR – возврат к предыдущему каналу. Редкая и очень полезная функция, обеспечивает комфорт при работе в эфире.
     7.3. Функция СН9/19 – доступ к международным каналам экстренной помощи (EMG). Стандартная функция с максимально удобным и оригинально организованным однокнопочным управлением.
     7.4. Функция «Звуковой сигнал» - сопровождает включение трансивера. Оперативно информирует о случайных перебоях в питании, приятно воспринимается на слух.
     7.5. Функция BEEP – звуковое подтверждение нажатия кнопок. Полезная функция, которая «оживляет» общение оператора с трансивером.
     7.6. Функция В (ВAND) - переключение частотных сеток. Необходимая в работе и удобно организованная функция.
     7.7. Функция «Отключение подсветки дисплея». В особых случаях может оказаться весьма полезной.
     7.8. Функции ASQ – автоматическое шумоподавление. Удобная функция, которая во многих случаях является решающим аргументом при покупке радиостанции водителями.
     7.9. Функция VOX – голосовое управление режимом «приём-передача». Ценная функция, которая в СиБи трансиверах ранее не применялась. Позволяет освободить оператора от необходимости держать тангенту в случаях, когда одновременно требуется выполнять другую работу.
     7.10. Функция SIGNAL – подача в эфир тональных посылок. Нечасто встречающаяся функция, которая в ряде специфических ситуаций может оказаться весьма полезной.
     7.11. Функция HI/LO (не имеет отношения к параметру RF PWR) Обеспечивает эффективный завал АЧХ звукового тракта в области высоких частот, способствуя улучшению разборчивости приёма в условиях помех.
     7.12. Функция >/< – переключение каналов «вверх-вниз» с помощью кнопок. Стандартная функция, но организованная очень рационально: при длительном удержании кнопки радиоприём программно не блокируется, что позволяет контролировать обстановку в эфире.
     7.13. Функция SCAN – сканирование по каналам. Стандартная функция с нестандартным алгоритмом работы (см. п. 8.8).
     7.14. Функция DW – приём по двум каналам. Стандартная функция с нестандартным алгоритмом работы (см. п. 8.7).
     7.15. В качестве положительного факта отмечена способность трансивера нормально функционировать при значительном снижении питающего напряжения. Например, при 6,0 вольтах представленный экземпляр развивал выходную мощность передатчика 0,1-0,2 Вт и потреблял ток порядка 180 мА (при выключенной подсветке).
     Эта уникальная особенность трансивера позволяет использовать его в режиме QRPP для проведения локальных связей, а также в ситуациях глубокого истощения автономного источника питания.
     7.16. Гнездо для внешнего громкоговорителя (акустической системы, головных телефонов). Его наличие неизменно приветствуется пользователями, в частности, водителями такси и радиолюбителями.
     7.17. Гнездо для выносного S-метра. Его наличие актуально для пользователей с радиолюбительским уклоном, которые всегда тяготеют к точности измерения уровня принимаемого сигнала.
     7.18. Взаимозаменяемость тангент от радиостанций RoadCom и Yosan JC-2204. Случайная или спланированная удача. Модель JC-2204 широко распространена в странах СНГ и аксессуары для неё всегда имеются в наличие.

     8. ВЫЯВЛЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

     8.1. После нажатия клавиши РТТ передатчик и RF-метр реагируют с задержкой приблизительно ~0,5 с. Такое запаздывание поначалу весьма озадачивает оператора и сбивает темп радиообмена, поскольку вынуждает делать рефлекторную паузу. В связи с этим целесообразно провести работу по уменьшению длительности переходных процессов из режима RX в TX.
     8.2. К сожалению, характеристика S-метра очень нелинейная, поэтому говорить о точности оценок уровня принятого сигнала не приходится. Можно пользоваться S-метром лишь как грубым индикатором.
     8.3. Отмечена нечёткая работа автоматической системы шумоподавления (ASQ), что выражалось в «заикании» при приёме сигналов слабых сигналов и станций, имеющих расширенный спектр модуляции. Указанный недостаток удалось минимизировать путём более точной регулировки переменного резистора VR1.
     8.4. Выявлено неполное закрытие системы шумоподавления (ключ Q13), в результате чего происходило просачивание шумов эфира в звуковой тракт, что утомляло слух оператора. Для снижения уровня остаточных шумов номинал резистора R81 уменьшен с 5,1 кОм до 2 кОм. Изменение схемы сохранено.
     8.5. Модуляция в режиме FM характеризовалось опрошенными по эфиру корреспондентами как «тихая», «мелкая», «среднечастотная».
     Для повышения громкости модуляции и расширения ее частотного спектра были проведены следующие мероприятия:
- номинал резистора R89 увеличен с 680 кОм до 1 Мом,
- номинал конденсатора C75 уменьшен с 220 пФ до 130 пФ,
- номинал конденсаторов С130 и С131 уменьшен с 20 нФ до 1 нФ,
- номинал конденсатора С73 увеличен с 0,1 мкФ до 1 мкФ,
- номинал конденсатора С72 уменьшен с 10 нФ до 2,4 нФ,
- номинал конденсатора С4 уменьшен с 47 нФ до 33 нФ.
     После модификации схемы субъективно-статистическая оценка качества модуляции возросла до уровня «отлично». Указанные доработки сохранены.
     8.6. Качество модуляции в режиме AM оценивалось корреспондентами от «нормальной» до «хорошей». Особенно это относится к водителям-дальнобойщикам, традиционно работающих в режиме АМ и привыкших к низкокачественной модуляции, характерной для большинства СиБи трансиверов. После доработки (см. п. 8.5) отмечено улучшение качества АМ до уровня «отлично».
     8.7. Функция DW реализована необычно: в ней отсутствует программный приоритет между каналами. С одной стороны, это несомненное преимущество, так как даёт возможность вести приём и передачу на любой из двух запрограммированных частот, при этом режим DW не сбрасывается. Однако при постоянной занятости одного из каналов мониторинг другого канала вообще не происходит, что является серьёзным упущением.
     8.8. Несколько непривычен выбранный алгоритм сканирования по каналам, а именно: сканирование прекращается при обнаружении занятого канала и возобновляется только при нажатии кнопки SC. Все другие СиБи трансиверы работают иначе: пауза на занятом канале 3-6 секунд с последующим автоматическим возобновлением сканирования. Какой тип сканирования удобнее – может оценить лишь конкретный пользователь (например, в некоторых профессиональных трансиверах предусмотрено несколько типов сканирования).
     8.9. Время сканирования частотной сетки составляет 9 секунд, что следует признать слишком большим. В других СиБи трансиверах этот параметр не превышает 4-5 секунд.
     8.10. К большому сожалению, не предусмотрен режим сканирования по ячейкам памяти М1-М4. Данная функция остро востребована в ряде практических приложений, например, водителями таксомоторов, работающими с группой диспетчеров.
     8.11. К сожалению, не предусмотрены такие возможности, как изменение направления сканирования и переход во время сканирования на другую сетку, что повысило бы оперативность работы на трансивере.
     8.12. Система голосового управления переключением режимов приём-передача имеет время отпускания 2 секунды (оптимальное время отпускания VOX должно составлять 0,3-0,5 секунды). Чрезмерно большая задержка снижает темп радиообмена и вносит путаницу, поэтому целесообразно уменьшить значение этого параметра.
     8.13. Уровень собственных шумов приёмного тракта весьма высок и не уменьшается даже при приёме мощных сигналов. Это утомляет слух оператора и, кроме того, может затруднить применение трансивера для приёма слабых сигналов (при DX связях).
     8.14. Существенной недоработкой является отсутствие в процессоре энергонезависимого ОЗУ для хранения текущих режимов и пользовательских установок. Даже кратковременный (менее 0,5 секунды) сбой в подаче питающего напряжения приводит к автоинициализации (перезапуску) CPU с потерей всей информации. Возможно, имеет смысл ввести в схему внутренний источник резервного питания (ионистор, аккумулятор, Li-элемент).
     8.15. В качестве терминала питания использована 3-х контактная вилка для внутри блочного монтажа, распаянная на печатную плату. Данный тип соединителя не рассчитан на частое использование и сильные механические воздействия, поэтому можно прогнозировать, что он окажется уязвимым местом конструкции – будет постоянно выламываться из платы. Для устранения этого недостатка необходимо фиксировать разъем на плате с помощью клея, обладающего хорошей адгезией к полиэтилену.
     8.16. К сожалению, несмотря на яркую подсветку дисплея, селектора каналов и переменных резисторов, все другие органы управления, расположенные на лицевой панели при работе в темноте практически не видны.

     9. КОММЕНТАРИИ ПО ПОВОДУ СХЕМОТЕХНИКИ

     Тщательное изучение схемы трансивера RoadCom оставляет впечатление некой «чересполосицы», при которой современная, оригинальная и разумная идеология переплетается с устаревшими либо не до конца проверенными техническими решениями. Скорее всего, это объясняется тем, что творческий коллектив конструкторов, создавших этот проект, не имеет большого опыта разработок в области гражданской связи и пока находится на этапе экспериментирования и поиска своего стиля.
     Вместе с тем, представленная модель (но не конкретный образец) выполнена на достаточно высоком уровне, вполне работоспособна и заслуживает внимания.
     9.1. При разработке трансивера повышенное внимание было уделено его сохранности при типичных аварийных ситуациях по питанию – перенапряжении и переполюсовке.
     Например, для защиты от перенапряжения применены пять различных стабилизаторов напряжения и тока (регулируемых и параметрических). В качестве же радикальной меры от переполюсовки, использован простой и эффективный способ – последовательное включение диода D11 в цепь питания [1].
_________________________________
     [1]- Обычно в СиБи трансиверах применяется параллельное включение защитного диода, что во многих случаях не спасает электрическую схему от повреждений.

     Благодаря перечисленным мерам можно надеяться на существенное уменьшение отказов, связанных с ошибочными или неквалифицированными действиями пользователей.
     9.2. При анализе схемы выяснилось, что узел на транзисторах Q22, Q31, Q30 фактически не выполняет никакой разумной функции. По мнению автора, разработчики задумывали использовать его в качестве электронного балласта для реализации принципа «автовольтажа», то есть, возможности питать радиостанцию напряжением 12-24 В, однако по неизвестной причине отказались от этой идеи.
     Данную схему удалось запустить путём введения следующих изменений:
- резистор R139 (10 Ом, 25 Вт) был удалён,
- верхний вывод резистора R67 (10 кОм) перенесён с базы на эмиттер транзистора Q22 (2SA1658Y).
     После проверки схема приведена в исходное состояние.
     9.3. Выходные каскады передатчика выполнены по типовой схеме и особенностей не имеют, однако положительным моментом является использование в драйвере Q35 более надёжного транзистора 2SC2314 взамен часто применяемого 2SC1006, который часто выходит из строя.
     9.4. В каскаде удвоителя частоты ТХ VCO (транзистор Q5) для лучшего подавления паразитных компонент в спектре генерируемого сигнала впервые применён 3-х контурный ФСС (Т7, Т12, Т8). В других СиБи трансиверах для фильтрации гармоник используется более простая схема, состоящая из 2-х контурного полосового фильтра.
     9.5. В приёмном тракте более всего вызывает удивление, что самый ответственный узел – первый смеситель, выполнен по простейшей однотактной схеме на транзисторе Q7. Динамический диапазон по перекрёстным помехам такого смесителя не превосходит 30-40 дБ, кроме этого транзистор 2SC3195 является прибором общего применения с ненормированными шумовыми характеристиками.
     Подобные смесители встречаются лишь в наиболее дешевых СиБи радиостанциях. В моделях средней и высокой ценовых категорий применяются только смесители балансного типа – на биполярных или полевых (в том числе двухзатворных) транзисторах, а также диодные кольцевые.
     9.6. Интересным моментом в схеме является применение по первой ПЧ (10,695 МГц) двух последовательно включённых кварцевых фильтров CF1 и CF3, что в СиБи трансиверах встречается крайне редко. Теоретически такая комбинация должна обеспечивать трансиверу весьма высокую избирательность по побочным каналам, но инструментально проверить это не удалось. На основании же маркировки, нанесённой на корпус фильтра (TIC10.695MA) судить о чем-либо невозможно, поскольку ширина полосы пропускания в явном виде не обозначена.
     9.7. По второй ПЧ (455 кГц) применён пьезокерамический фильтр CF2 с узкой полосой пропускания 6 кГц (LF–H6SC), что также является редкостью в СиБи трансиверах.
     9.8. Представленный образец трансивера RoadCom сконфигурирован на работу в 6-ти сетках (A-B-C-D-E-F), то есть перекрывает частотный диапазон 25,615-28,303 МГц. Для обеспечения высокой чувствительности и селективности в столь широком диапазоне, должна применяться перестройка резонансных контуров, работающих на частоте принимаемого сигнала. Грубая перестройка обычно осуществляется с помощью дополнительных конденсаторов, коммутируемых ключами, а точная – варикапами.
     Однако, судя по схеме, ключи в ней не предусмотрены, а варикапы D33, D34, D35 на плате не установлены, то есть фактически перестройка отсутствует. В предполагаемой 10-ти сеточной модификации трансивера этот недостаток может еще больше усугубиться.
     9.9. Очень грамотно реализована структурная схема тракта амплитудной модуляции передатчика, что и обеспечило высокое качество АМ сигнала. В частности, трансивер имеет два независимых УМЗЧ, функции которых распределены следующим образом: микросхема IC5 (LM386) работает на громкоговоритель SP1, а микросхема IC1 (TDA2003) на трансформатор Т11, модулирующий питание выходных каскадов передатчика.
     9.10. Общими для трактов AM и FM модуляции являются: микрофонный усилитель (IC6-A), ограничитель сигнала (D12, D13) и активный фильтр низкой частоты (IC6-B), которые хотя и выполнены по типовым схемам, однако нуждаются в корректировке номиналов RC-компонентов, формирующих АЧХ трактов модуляции (см. п. 8.5).
     9.11. В схеме трансивера зарезервированы, но не используются следующие возможности:
- переключать цвет подсветки дисплея (голубой или оранжевый);
- конфигурировать частотный диапазон под требования стандартов Великобритании (UK: 27,60125-27,99125 МГц; FM/4 Вт) или стран Европейского Союза (EU: 26,695-27,405 МГц; FM/4 Вт, АМ/1 Вт).

     10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     По мнению автора, СиБи трансивер RoadCom способен стать вполне актуальным и конкурентоспособным товаром на отечественном рынке среди трансиверов, находящихся в ценовой группе от 100 до 140 USD, особенно после его адаптации к российским условиям. Для этого разработчику потребуется, прежде всего:
- ввести «российскую» сетку, каналы которой сдвинуты вниз на 5 кГц относительно частот CEPT,
- увеличить мощность передатчика до 10-12 Вт, одновременно предусмотрев возможностью её занижения джамперами до 4 Вт,
- ввести возможность работы на частотах с немаркированными номерами каналов, то есть, в «дырках»,
- расширить диапазон рабочих частот минимум до 10 сеток,
- повысить качество модуляции на передачу.

     Модифицированную таким образом радиостанцию можно будет позиционировать как доступную по цене и наиболее комфортную в эксплуатации модель с максимально широким набором полезных функций и учитывающую интересы практически всех категорий потенциальных пользователей.


     16.11.2005 г.                Соколов А.В.
               
                vectorservis@bk.ru

               

     ЛИТЕРАТУРА

     1. Соколов А. «Российская» сетка в СиБи радиостанции. – Радио, 2000, № 9, с. 64.
     2. Соколов А. Функция HI/LO в СиБи трансивере. – Радио, 2001, № 5, стр. 64.
     3. Соколов А. Доработка зарядного устройства. – Радио, 2001, № 6, с. 47.
     4. Соколов А. Тональный вызов в СиБи радиостанции. – Радио, 2001, № 12, с. 65.
     5. Соколов А. Устройство защиты трансивера. – Радио, 2002, № 5, с. 66.
     6. Соколов А. Доработка СиБи трансивера Maycom EM-27D. – Радио, 2002, № 11, с. 64.
     7. Соколов А. Доработка трансиверов Alan 48 plus и Alan 78 plus. – Радио, 2003, № 11, с 70.
     8. Соколов А. Типичные дефекты СиБи радиостанций Alan. – Радио, 2004, № 2, с. 73.
     9. Соколов А. Измерительный узел для блока питания радиостанции. – Радио, 2003, № 9, с. 71.
     10. Соколов А. Повышение надёжности тангенты. – Радио, 2004, № 6, с. 73.
     11. Соколов А. Источник питания: линейный или импульсный? – Радиолюбитель КВ и УКВ, 2003, № 10, с. 20.