Ленинградцы мои, Вы не дети мне, нет...

Ершов Максим Александрович
                **Ноябрь 1981 г.**


 Первый раз я посетил Ленинград в далёком 1981 году. Я учился в восьмом классе и вместе со своими одноклассниками отправился в свою первую туристическую поездку.
Помню, что на ноябрьские каникулы ударил мороз, и где-то уже лежал снег. На Ленинградском вокзале мы сели в сидячий вагон на поезд "Красная стрела" и часов за 8-9 добрались до Ленинграда. Сопровождало нас несколько преподавателей, в том числе и женщина-инспектор из Детской комнаты милиции. Оговорюсь сразу, мы были обычные школьники, и инспектор, взяв с собой сына, поехала с нами в качестве туристки. И тем не менее её присутствие к баловству не располагало....

Ближе к ночи мы всей толпой добрались до школы, находившейся в районе Анечкова моста. В нескольких классах уже были сдвинуты парты и разложены маты с подушками и одеялами. Так по-спартански мы все и разместились. В школе мы жили несколько дней, выезжая на ежедневные экскурсии. Нам удалось посетить Эрмитаж, Петергоф, Михайлов замок и ещё что-то...
Удивило необычное метро, с двойными дверями на некоторых станциях. Поразил Исаакий, выполнявший в те годы функции музея.

Дабы осмотреть город сверху, по его винтовым лестницам мы поднимались на смотровую площадку. Внутри собора мне запомнился маятник Фуко. Он был подвешен под самый купол. Маятник раскачивали и далее, благодаря огромной длине, уходил чуть в сторону и сбивал какую-то кеглю. Подобное наглядным образом демонстрировало вращение Земли и, как нам объясняли, отсутствие Бога.
Ленинград потряс до глубины души! В Гостином дворе мы, словно в музее, изучали множество сувениров. Магазины на Невском проспекте завораживали витринами. Помню и шубы какие-то красиво были развешаны, чуть пройдёшь, и из консервов в продуктовых отделах замысловатые фигуры продавцы собирали, и даже хозяйственные товары и те в витринах по-особому выставлялись. По моим воспоминаниям, город жил вполне благополучной жизнью.

Я увидел, что ленинградцы на москвичей не походили. Они никуда не спешили и были более вежливыми. Ленинградцы гордились тем, что они ленинградцы. Почему? Тогда я этого не понимал.
Мы же, когда на обратном пути в поезде оказались двойные места, всем классом наорали на мужчину и на его спутницу, причём так, что из вагона они буквально бежали. (((В те годы двойные билеты продавали постоянно. Преимущество имел тот, кто приходил первым)))

               
                **Май 1985 г.**


 Второй раз я посетил Ленинград в студенчестве. Во времена моей молодости съездить в Ленинград, это было примерно как сейчас, взять и махнуть за границу. Мои друзья и знакомые, группируясь компаниями, частенько туда наведывались. Такие города как: Казань, Владимир, Самара.... в те годы мало кого интересовали. В Ленинграде же было что посмотреть, а иногда и прикупить.

Купе и даже плацкарт нам студентам были не по карману. Мы взяли билеты на ночной поезд в сидячий вагон.
Юность часто бывает безбашенной. Конечно же в поезде мы выпили. Моему другу стало плохо. Каждые полчаса он бегал, то в туалет, то подышать в тамбур... Однако до Ленинграда мы всё же добрались. Первым делом пришли и заняли очередь в Эрмитаж. От нашего перегара люди шарахались. И тем не менее Эрмитаж мы посмотрели. Главный музей Ленинграда нам понравился!

После, когда голова у моего друга прошла, мы взяли выпить ещё. Ноги привели нас в Александровский парк возле Заячьего острова. Мы сели на скамейку, разложив закуску и.... Наверно мы как-то громко разговаривали и потому к нам подошёл старик. Не делая откровенных замечаний, ленинградец очень достойно и интеллигентно вступил с нами в беседу. Ветеран рассказал, как воевал за свой город, и как люди жили в Блокаду. Его зенитная батарея во время самых тяжёлых боёв располагалась как раз рядом с Александровским парком.
Мы с интересом узнали, как женщины и дети морозной зимой 42-ого ходили через этот парк за водой. Старик отметил, что многое в городе поменялось, но некоторые скульптуры по прежнему стоят на своих местах, как и в Блокаду.

Конечно, про войну и про оборону Ленинграда мы знали, и сейчас я уже не помню детали того разговора. Всё вроде было для нас знакомо и понятно. Но его воспитательная беседа (а именно с этой целью старик решил пообщаться) произвела на нас должное впечатление. Нам стало реально стыдно.
После какое-то время мы просто гуляли по городу и на ночь отправились на вокзал, где на деревянных сидушках нам удалось часа 2-3 покемарить. На следующий день мы были довольно уставшими, ибо нормально не спали уже вторую ночь. Отправились гулять с рассветом, что помогло занять очередь в Кунсткамеру.

Никакой выпивки мы более не брали. Более того, мне запомнилась такая картина. Выруливает на Невский проспект шатающийся красавец, а ему женщины говорят — ну что же вы, уважаемый, Ленинград позорите?! Отмечу — это был единственный пьяница, которого мне довелось в тот приезд в Ленинграде увидеть.

К слову сказать, датые люди, выползающие в начале и в середине месяца из метро, для Москвы в те годы были нормой. Почему в начале и в середине месяца? Тут всё чётко — на заводах именно в это время давали аванс и получку. Дружинники и милиция подобных персонажей отлавливали, но ситуацию это не спасало. Народ пил, и я не помню, чтобы кто-то кому-то говорил — вы Москву позорите!

Когда мы вернулись домой, М.С.Горбачёв наоборот отправился в Ленинград. Через пару-тройку дней был дан старт антиалкогольной кампании. В настоящем Горбачёва за неё ругают, хотя на тот момент его действия где-то и в чём-то были вполне логичны. Теоретически, нужно было бороться не с водкой, а за головы и за досуг людей. Впрочем, это уже тема другая....

Я же хочу сказать, что Ленинград 1985 г. опережал Москву на порядок в плане нравственности и морали. Ленинградцы являлись одним из стержней советского общества. Во всяком случае, именно так мне тогда казалось.

            
                **Май 1989 г.**


 Третий раз я попал в Ленинград уже отслужив в армии. На тот момент я устроился на хорошую работу и был завидным женихом. Возможно именно это как раз и определило поездку. Мой друг через пару месяцев должен был жениться. Решив познакомить меня с подружкой своей девушки, он позвал меня и её в поездку.

Как это обычно у меня случается, я девушке понравился, а она мне нет. Одним словом, в её компании мне было крайне не комфортно. Согласитесь, если у вас в ботинке камень, то вам тяжело оценить красоту города, ибо ходить по его улицам будет проблематично. Меня можно было сравнить со сжатой пружиной. Однако, желая не огорчать друга, своего состояния я не демонстрировал. Ну и конечно это стало причиной несколько других впечатлений.
По приезду нас сразу взяла в оборот дряхлая старушка, предложив остановиться у неё. Мы отправились на просмотр. Женщина жила в четырёхкомнатной квартире на окраине города. Её зять выпивал, но вроде как не буянил. Оценив ситуацию, мы решили ничего более не искать. Опытная баба Ира взяла с нас деньги вперёд. Дескать, потратитесь, ребята, а мне в долг вам давать как-то не хочется — я учёная.

На новом месте из-за комаров я почти не спал. Квартира бабы Иры располагалась на первом этаже. И я на своём теле ощутил, что значит построить город на болоте.

 Наш туристический маршрут по городу был вполне стандартным. Прогулка на кораблике, Казанский собор, Исаакий, Петропавловская крепость и что-то ещё... В любом случае, в третий раз я увидел Ленинград уже совсем другим.
С одной стороны, мне было интересно посмотреть в Петропавловской крепости на инсталляцию, где охранник подглядывает за арестантами в камере, и как несчастные в этой самой камере сидят. Ничего подобного я на тот момент не видел.
Городские достопримечательности к 89-ому году были взяты в оборот. Теперь в Ленинграде предлагались разнообразные поездки и экскурсии.

 С другой стороны, уже чувствовались ростки будущего капитализма. И так как я сорил деньгами за всю нашу компанию, купюры у меня очень быстро закончились, чего я изначально не предполагал.

А что же город? Ленинград был по-прежнему прекрасен, но я увидел то, чего ранее не замечал. Подобное напоминало встречу с давно знакомой девушкой. Ты её знаешь по юности, но при этом давно не видел. А она вдруг взяла и перевалила за 30. У неё пробились седые волосы, появились первые морщины.
В 89-ом году уйдя с проторенных туристических троп, я с удивлением обнаружил обшарпанные фасады, разбитый асфальт, искривлённые трамвайные рельсы и ужасающие дороги. В предыдущие оба раза я ничего подобного не замечал. Теперь же, после службы в ГДР, мне было что и с чем сравнить. Нашим кумиром был В.Цой, и в голове крутилась вся перестроечная белиберда. В тот приезд более всего поразил такой случай.

Гуляем мы где-то в центре, заходим в какой-то довольно оживлённый двор. В открытом окне на втором этаже сидит и курит голая девушка. Её спина распущенными волосами как бы прикрыта, но в то же время оголена. По движениям нимфы можно было понять, что она не играет на публику, а находится в каком-то своём особом мире, при этом подобное с ней, а может и в этой квартире, происходит постоянно. Люди проходили мимо, кто-то поднимал голову, кто-то нет, но никто никаких замечаний уже не делал.

Комсомольские собрания, моральный облик советской молодёжи, громкая фраза "Ленинград — город герой" и даже новый ритм жизни с её вкраплениями кооперативов и коммерции — всё это оголённой нимфе было по фиг. Четыре года Перестройки основательно шарахнули по мозгам. Страна стояла на распутье социализма и капитализма, тогда как, демонстрирующей своё тело девушке, всё это было по-барабану.

Почему-то именно эта девушка на долгие последующие годы стала для меня олицетворением Ленинграда.


            **Криминальный Питер 90-х**


В 90-ые и в нулевые в Ленинграде я не был, и тем не менее хочется поговорить про Ленинград 90-х. Впрочем, уже не Ленинград, а убогий и криминальный Питер. Вполне логично, что режиссёр А.Балабанов снимал первого "Брата" именно здесь. Добавим сюда бесконечных ментов из сериала "Улицы разбитых фонарей", следователя Шевцову, бандитский Петербург и т.д. и т.п.. Количество фильмов и сериалов про криминальный Питер не поддаётся никакому подсчёту.

В юности у меня был хороший друг. В начале 90-х судьба забросила его в Питер. Сашка приезжал в Москву в отпуск. Мы встречались. Мой друг рассказывал про свою жизнь, а один раз показал видео. Сашка снял на камеру свою коммунальную квартиру. От просмотра я испытал настоящий шок!
Длинный замусоренный и захламлённый коридор, с коробками, тазами и велосипедами, имел множество дверей, где за каждой из таковых кто-то существовал. Часть соседей были откровенными алкашами, но в некоторых комнатах жили вполне нормальные семьи. Туалет был малюсенький и всего один, как и ванная. Зато на кухне имелось две мойки и две газовые плиты где, по словам Сашки, вечером среди женщин было не протолкнуться.

Из окон той квартиры можно было видеть Исаакий. Казалось бы, смотри и радуйся?! Однако купол собора в данном случае был только картинкой. В коридоре и во всех заснятых комнатах камера продемонстрировала трещины в стенах и отвалившуюся штукатурку на потолке.

Жизнь нас с Сашкой разводила по разные стороны, но я этого на первых порах не понимал. Осознал, когда мой друг в один из приездов показал мне следы страшной ножевой раны. Где он её получил? этого я так и не узнал. Это была одна из последних наших встреч. Через пару лет мой друг пропал. Его мать подала в розыск, но сына так и не нашли. Я же по прошествии времени так и не понял, был ли мой друг связан с питерским криминалом или нет?

В 90-х в обществе часто фигурировала фраза — бандитский Петербург. Помню после очередного резонансного убийства, при проведении телемоста московский журналист назвал Питер — криминальной столицей России. В ответ А.Невзоров застучал кулаком по столу, демонстрируя театрально-наигранное возмущение. Никто не любит, когда на его родной город хулу льют, тут всё понятно. И тем не менее новости из Питера в те годы напоминали хронику боевых действий, а приезжавшие к нам ленинградцы, говорили, нам бы вашего Лужкого в мэры, а вам бы всех этих собчаков и яковлевых. Питер 90-х уже никак не подходил под "Город нашей славы трудовой".


                **Июнь 2016 г.**


Я приехал в город, в котором не был, страшно подумать, аж целых 27 лет! Между двумя столицами теперь ходит Сапсан. Добраться до Питера можно за 4 часа, что, конечно, весьма удобно.

В Петербург я прибыл вместе со своей семьёй. Нам предстояло отправиться в Круиз: Санкт-Петербург - Валаам - Мандроги - Санкт-Петербург. Очень рад, что удалось встретился с другом по имени Андрей. Вместе с ним мы посетили Музей истории религии, где проходила выставка Масонская коллекция.

Скажу честно, город я видел урывками. Из всемирно известных достопримечательностей мы побывали только в Петропавловской крепости, и тем не менее определённое впечатление о городе у меня конечно сформировалось.

Как и прежде, на вокзале гостей встречают бабули, предлагающие жильё. Помню, раньше ленинградцы, как истинные провинциалы, никуда не спешили. Теперь не так. Ритм города немного ускорился, но не на окраинах, а именно в центре.


Если в Москве градоначальник снёс палатки и убрал вывески, то до Питера сии начинания ещё не дошли. Более того, недалеко от вокзала мы видели вывеску каких-то магов-чародеев предсказателей судьбы. Подобное в Москве в открытой форме не практикуется уже несколько лет.

 Любой турист, и в Москве, и в Питере рано или поздно спустится в метро. Отмечу, что в столице проезд примерно в полтора раза дороже. У нас пассажир давным-давно покупает карту Тройка, либо прикладывает к турникету билетик. Удивительно, но петербуржцы летом 2016 г. ещё гремели жетонами.
Если в Москве Собянин своими указами рекламу из метро убрал (о чём теперь видимо жалеет), то здесь же, её наверно никогда и не было.

 В Москве на эскалаторе народ для ускорения поднимается и спускается, потому левую сторону для топтунов нужно держать свободной. В Питере подобное не практикуется. Ты просто встал на ступеньки и едешь.

Как когда-то меня, сына моего удивили двойные двери на некоторых станциях. Поезда питерского метро ходят с более длинными интервалами, и если в центре суета чуть-чуть сравнима с Москвой, то на окраинах станции и вагоны в дневное время выглядят пустовато.

Обычно в московском метро на 20-30 пассажиров приходится одна "Ах какая девушка". Модница будет одета и накрашена так, что глаз не оторвать.....
В Питере "Ах каких девушек" на порядок меньше. Народ здесь попроще. Увы, Петербург это провинция, пусть даже и с приставкой "Санкт".

 Белые ночи Санкт-Петербурга! Подобное звучит романтично. Воображение рисует светлую ночь, Неву и разводные мосты. Всё это осталось, всё это так, в то же время днём город забит туристами. Соответственно, везде и всюду огромные очереди. Ну а если гости приезжают, их досуг нужно организовать, чтобы на этом заработать. Гуляя по Невскому, я несколько раз подметил, что всевозможные графы Орловы и Екатерины Великие в своих театрализованных костюмах выглядят отнюдь не по-графски и не по-царски. В некоторых случаях у меня складывалось впечатление, что люди в этих костюмах не развлекают и не зарабатывают, а в буквальном смысле ведут борьбу за выживание. При нас конкурирующие между собой мужчина и женщина, продававшие экскурсии на кораблик, чуть было не подрались из-за клиента.

Петербуржцы, простите меня, но словосочетание "культурная столица России" вашему городу уже никак не подходит. Очень многое здесь изменилось и в первую очередь люди.

Если говорить о достопримечательностях, то к 300-летию Санкт-Петербург действительно привели в порядок. За основными объектами следят. Приятно посмотреть на Растральные колонны, на Зимний дворец, и на саму Неву, целующую своё вековое гранитное обрамление.

Возле моста, соединяющего Заячий остров с городом, на одном из брёвен появился забавный заяц. Народ старается бросить косому монетку так, чтобы она не упала в воду и осталась лежать на соседних брёвнах. Ни у меня, ни у жены, ни у сына подобное не получилось.

Пройдя чуть дальше, я вспомнил Александровский парк, где к нам в 1985 г. подходил старик. В парке установлен памятник (1911 г.) погибшим морякам, служившим на миноносце Стерегущий. В далёком 81-ом мы всем классом возле него фотографировались.  И всё же, если уйти с туристической тропинки чуть в сторону, пройдя через пару-тройку проходных дворов, напоминающих колодцы, то невольно ощущаешь тень Родиона Раскольникова.


В отдельные дворы просто так не войдёшь, нужно звонить в домофон. Но какой в этом смысл, если дворы проходные и у соседей калитка раскрыта на распашку? Мне абсолютно не хотелось бы, чтобы мои дети или моя жена ходили ночью домой через подобный двор-колодец.
Кто-бы что не говорил, но недвижимость в Питере примерно в полтора раза дешевле чем в Москве, а это момент весьма показательный.


Вот мы и подошли к извечному спору двух столиц. Помню, как мой друг Сашка при малейшей возможности стремился хоть на денёк вернуться в Москву. Питерцы очень плохо адаптируются в столице.
Андрей честно и откровенно сказал мне, что в Москву его совершенно не тянет. Я же, как в теннисе, хочу отбить подачу на его сторону.
 
 А если говорить честно и откровенно, то тут никак не обойти стороной политику. Изучая результаты последнего голосования, штудируя интернет, я прихожу к выводу, что город "колыбель трёх революций" опять что-то замышляет. Или наоборот, подобно той оголённой девушке из 89-ого года, петербуржцы создали свой особый маленький мирок и уже не желают верить ни какой власти.

 И всё же политические убеждения должны формироваться не на базе фейков и лозунгов. Чтобы разобраться в ситуации, изучить её нужно не поверхностно, а конкретно и досконально. Но так как заниматься этим часть населения не желает, мы имеем то, что имеем.

 С другой стороны, бытие определяет сознание - от этого никуда не уйдёшь.  Согласно статистике - "В настоящее время в городе остается более 100 тысяч коммунальных квартир. Что-то меняется, но очень медленно."

 У петербуржцев есть множество причин не любить нынешнюю власть. Но всё же мне совершенно непонятно, как так получилось, что в городе в открытом радиоэфире был проведён опрос — нужно ли было защищать Ленинград в блокаду? и не лучше ли было сдаться? Подобное у меня лично не укладывается в голове?! Сама постановка вопроса с выносом его на обсуждение, является подрывом самосознания, смещением ориентиров идеологии.
А чему удивляться? в нынешнем Питере обосновалась пятая колонна. В моём понимании, подобных персонажей здесь куда больше чем в Москве.

В добавок к этому, мне совершенно непонятна та политика, которую проводят власти города.

В начале 80-х прошлого века никто не мог представить, что в Ленинграде будет установлена табличка в честь Маннергейма! Объяснение простое, вроде как нынешние власти хотят помирить белых и красных. Вроде как Маннергейм долгое время служил России. Но разве после этого его войска не участвовали в блокаде Ленинграда?
Слава Богу общественность города добилась снятия таблички! А вот осадок, как в том анекдоте, остался.
Иногда создаётся впечатление, что бывший Ленинград, нынешний Санкт-Петербург, власти города к чему-то готовят, специально раскачивая ситуацию.

Взять хотя бы нынешний конфликт вокруг Исаакиевского собора. Никто не мешал РПЦ проводить там службы. Спрашивается, ну зачем нужно было передавать Исаакий РПЦ? Неужели чиновники не понимали, что подобное приведёт к конфликту? Россия страна многонациональная и многоконфессиональная, представители других народов и других религий на полных основаниях начнут требовать от государства что-то своё. Далее подключатся правнуки купцов и дворян — у их предков отобрали недвижимость. После объявятся хозяева земли. Вот и откроется ящик Пандоры.
Если в Москве везде и всюду можно видеть дворников из Средней Азии, то в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге, я таковых как-то не приметил.

Зарплаты здесь ниже московских. Возможно поэтому власти города нанять гастарбайтеров не могут, или наоборот специально не этого не делают. Если исключить туристов, то представителей других этносов в городе очень мало (во всяком случае, на мой субъективный взгляд).

 Интересный момент — в Зенит не приглашают африканцев. Официального запрета как бы не существует, но играют за Зенит только белые. Руководство клуба занимает в этом вопросе принципиальную позицию.
Зато Кокорин может в Монте-Карло вечеринки (после проигрыша сборной) на 250 тыс. евро закатывать, а приезжая в столицу, правила движения на своём Бентли нарушать. Судя по всему, ему никто никогда не говорил — молодой человек, вы своим поведением Ленинград позорите!

 Вот и спрашивается, куда и в какую гавань движется нынешний Питер?

Р.S. В этом году исполняется 100 лет со дня обеих революций 17-ого года. По этому случаю мне вспомнилось следующее. На портиках вокруг купола Исаакиевского собора установлены 72 гранитные колонны. Так может взять и спилить пятую колонну прямо под корень? Тогда и Питер и мы все наконец-то заживём. Смущает только одно — откуда начать отсчёт?