Малый проспект 46, угол Донской

Наивный
Фото: Дом 1.Донская улица-современный вид. Даже видео камера есть над подворотней. Раньше были железные ворота, закрывающие ночью вход во двор. Моя парадная последняя, у второй машины.  Дом покрашен, в некоторых квартирах видны новые окна. Кодовые замки- прогресс на лицо.

Трамвайный скрежет за углом,
И старый серый дом,
С окном на мрачный сад,
Любимых глаз печальный взгляд,
Зачем-то вспомнил о былом,
Какой-то круг,
Какой-то сон,
Таинственный обряд,
И синева, и кружева,
И снежных лип наряд. 


 Донская улица  находится между пятнадцатой и шестнадцатой линиями Васильевского

 Острова. Начинается  почти от Среднего проспекта и заканчивается у Малого.

 На углу Малого и Донской до сих пор сохранился дом под номером cорок шесть.

 Дом был построен в начале прошлого  века,  в 1911 году. Большой, мрачный , двор - колодец.

 Это моя малая родина.

 Я думаю, никто этот уголок Васильевсого Острова " из великих писателей" не описывал. Это был чей-то доходный дом, таких было много Петербурге. После революции большинство жильцов были рабочие с близлежащих заводов.
 
 Помню, однажды вышел с парадной - ведут пленных немцев. На дворе 1946год.
  Мокрый снег,  охранники в тулупах, с автоматами , уставшие и вялые. И сторожевые овчарки  такие же вялые.

 Немцев вели работать, строить дома на двадцать второй линии.

 Вот такая картинка...  Через много лет я ходил в эти дома.  Там была молочная кухня для младенцев.  Мне выдавали разные  смеси для моих недоношенных двойняшек. Разложив по карманам  бутылочки, торопился домой , шел осторожно , чтоб не упасть и не разбить питание для малюток.

  Вечером немцев вели обратно, их лица ничего не выражали, по сторонам они не смотрели.
   Но пацаны постарше подбегали  к ним и незаметно, как им казалось,
 
 совали что-то в карманы, и немцы давали им  взамен что-то. Такой бартер.

 Позже , слушая песни Владимира Высоцкого, я  понял - " меняли хлеб на ножики".

 После войны  было много хулиганов и много банд. Ведь это пятидесятые годы.

 Я до сих пор удивляюсь, что не получил финку под ребро.

 Вечером было страшновато входить в парадное - черно  от ватников, дым  махорки режет глаза, на потолке прилеплены окурки ... иду, как по  минному полю.

 Один "ватник" вдруг сказал, громко: "Смотри, такой маленький, а уже еврей", другие заржали.

  Дошел благополучно.

 Мама всегда с большим волнением ждала отца с работы.
 Его бандиты не трогали, он был коренаст, широкоплечий с колодкой  орденов, знали, что фронтовик, да и кто-то из соседей сказал, что Лева - цыган.   Или просто ему везло.
 

Однажды вечером я выглянул в окно и  на дне двора - колодца увидел освещенные окна, это было отражение  в воде.
 В 1954  году  было серьезное очередное наводнение в Ленинграде.

  Ура! Школу отменили на несколько дней. Делай что хочешь. Я выстругивал парусные лодочки, и рисовал  коричневые горы и синее море, наверно, Средиземное.
 Уютно  потрескивали поленья в маленькой печи, было тепло и спокойно. Вкусно пахло картофельными  оладьями.
 Выглядывал   в окно- вода уходила, ветер ослабевал.  Скоро в школу.

 Сосед  с шестого этажа  взял  и умер. Вдруг. Он  был мне симпатичен, всегда шутил, называл меня  "санёк". По выходным выпивал и фальшиво играл на гармошке "амурские волны" и  революционные песенки.
 
 Позднее я написал: " Лестница, лестница, железные перила, многих ты знала, многих позабыла... Двор- колодец,солнце лишь скользило..."

 Моим другом на долгие годы стал Костя, он жил этажом ниже. У него были две бабушки и всегда пахло блинами. Костя ходил в "очаг", так тогда называли детский садик. 
 Костя рос послушным " правильным" мальчиком.   И я был под его влиянием- как и он, стал заниматься спортом.  Помню,  Костя и другой сосед, тоже одноклассник, Володя взяли меня и повели в секцию тяжелой  атлетики. Тренер посмотрел на мои худые руки и длинные ноги и сказал, чтоб я шел в легкую атлетику.  Я так и сделал и впоследствии добился неплохих результатов.   Учили меня  быстро бегать и хулиганы, обзывая и угрожая, они  гнались за мной, но догнать не могли.

 Костя занимался в секции  самбо.  Володя-  вольной борьбой. Он был самым крупным, сильным и справедливым в классе.   Они оба частенько меня защищали.

 В классе был ученик по  фамилии Бабёшин, я его запомнил на всю жизнь.
 Несколько лет назад посещал  Россию ,СПб, приехал и на Васильевский Остров.
 В подворотне , около  тринадцатой школы,  в которую мы все пошли в первый класс, стоял Бабёшин.
 Я сразу узнал его ,хотя не видел лет шестьдесят. Он был альбинос, а это не проходит с годами. Меня он не признал, конечно. Был пьян,  покачивался и о чем-то с интересном  сам собой беседовал. Пахнуло мочой  и махоркой.
 А тогда нам было лет по одиннадцать - двенадцать.
 
 Бабёшин задирался, шипел сверкая белесыми глазами :" Бей жидов, спасай Россию".
 Я не молчал и отвечал , наступая: "Всех жидов не перебьёшь и Россию не спасешь"
 
 Начиналась стычка,или облом. Класс делился почти поровну. Судил бокс Костя.

  Бились на перемене, в туалете. Урок - отдых.  Носы разбиты до крови.
  Мои друзья следили, чтоб все было по правилам, а бабёшенцы подсказывали ему бить по глазам и ниже пояса, и в поддыхало .

Костя часто останавливал бой под разными предлогами, чтоб дать мне отдышаться...

  Вспоминая такое , я написал:
" В  пятьдесят третьем, в третьем А, первый раз оскорбили меня- ты ведь жид, ты яврей, выходи поскорей, в глаз дадим, изобьём и Россию спасем.
 Их я помню глаза, пацаны, пацаны, кулаки, кулаки и дрались до крови, в те далекие дни.
 Сталин умер в тот год, но запали в мой код той стихии дожди и ушибы души неокрепшей..."



 Мы любили  походить на лыжах, ночью, точнее поздним вечером, в темноте.   На  Смоленском кладбище, там уже  не хоронили. Кресты, кресты, тени, тени,странные звуки, огромная насмешливая луна.
 Лыжня была хорошо обкатанная, синеватая рядом с забором, со стороны кладбища. Впереди размашисто шел Костя. Я старался не отставать. Делали круг. Было страшновато. Так мы воспитывали  в себе бесстрашие.
 
  * * *

 Немного простудился. Пришла детский врач , доктор Сахарович, тетя Зина.
 Она была очень  маленького роста. Я помню хорошо как она говорила: " дыши, що, дыши, що, що. Ничего нет, у вашего  Сашеньки , дам два дня отдохнуть".
 Она подбирала полы белого халата и закладывала их за пояс, чтоб халат не торчал из-под пальто. Старое , из красного сукна с воротником - мокрой кошкой.

 В её черной сумке на молнии  виднелись мед. карты  детей, которых  доктор должна была посетить, или уже посетила, ходила по этажам и утром и вечером.

   Врач  была вдовой, её муж погиб в начале войны, на Невском пяточке.
 Я сразу выходил гулять, наблюдая как красная фигурка доктора Зины, среди серых высоких  сугробов снега  удалялась по Донской улице, уменьшалась, уменьшалась и становясь красным пятнышком.

 Я дружил с её сыном , Женей. Он был тоже маленький, тщедушный. Но  силен в математике и в шахматах . Он и научил меня играть в шахматы.

 Устраивали турниры - я, Женька и второй Женька, по прозвищу Чита.

 Мы ругались, спорили, иногда , когда проигрывали, переходили в рукопашную.

  Иногда прощали "зевок", давали переходить. Особо упрямым  был Чита.

   ***

 Как-то гулял с Костей, вернулся вечером. Мама была очень бледная, заплаканная, и  рассказала мне, что в квартиру  недавно ломились бандиты.  Дело было так. Позвонили , женским голосом сказали " телеграмма".  Мама открыла.  У дверей целая шайка мужиков.

 Но мама нашлась.
 Отступила, отдав первую дверь, и быстро закрыла вторую на мощный засов.  Этот засов неделю назад установил папин брат , Семен, как чувствовал.
  Мама закричала, что вызывает милицию, и стала в окно звать на помощь соседей.
 Ситуация складывалась не в пользу бывших зеков.  И они тихо разбежались.  Вот такая была опасная ситуация.

*** 
 У моего папы в Ленинграде было много родственников. Три родных брата, сестра Берта, их дети, племянники.  И все , в основном, жили на Васильевском Острове.

Когда был какой-то праздник, или чей-то день рождения, все собирались вместе.

 В нашу маленькую квартиру помещалось иногда человек двадцать.  Мама вкусно готовила- и рыбу фаршированную, и студень, конечно, рубленная селедка и печенка.   И гусь, и пирожки разные и водочка " московская" .

К застолью готовились заранее, покупая дефицит по блату, через знакомых.

 Ели, пили  пели. В комнате стояло старенькое черное пианино, с  желтоватыми

 подсвечникам.  Мой папа обладал абсолютным музыкальным слухам.

Напоёшь бывало ему любую мелодию, он тут же подберет и сыграет, и ещё импровизирует.

 Настоящий талант, хотя и не учился музыкальной грамоте. Любили его за это и на фронте. Мог сыграть на любом инструменте- гармошке, гитаре, балалайке. Но коротких привалах это очень ценилось , создавало теплую атмосферу.

 Окна запотевали, становилось жарко. Их распахивали и в двор -колодец неслись песни  еврейской мишпухи.
  Конечно, вначале всегда -" выпьем за Сталина, выпьем за Родину, выпьем и снова нальём..."  А после пели песни на идише. Моя я мама очень хорошо пела и еврейские песни и романсы. Я помню некоторые романсы с  самого детства.
 Мама была родом  с Одессы, знала украинский язык.   Очень задушевно пела " Дивлюсь я на небо.."
  А потом опять военные песни, дядя Миша, папин брат всегда напевал: " Защищал я Сталинград правою рукою..."   Всех слов этой песни теперь не вспомню.

 Братья ровным хором всегда пели, "Ночь так тиха , спят облака...".Офицерский вальс.

 " Темная ночь, только пули свистят по степи..."

Расходились за полночь.
Дворник , хромой татарин Лешка, улыбчивый, добродушный открывал уже закрытые на ночь двери парадного, получал рубль, был доволен   и всегда  приговаривал- " дай-то вам бог здоровья, дай вам бог здоровья..."
 

  ***
 Память -вещь странная. Выборочная.
 Вот во дворе  старик слепой с девочкой. Он играет на старой гармошке, а девочка поёт

  Голосок тонкий, чистый, как цветок, как ручеек.
 И песня красивая и жалостная про жаворонка." Между небом и землей песня раздаётся..." 
  Соседи открывают окна, перегибаются, вслушиваются.
 Бросают  мелочь, завернутую в обрывки газет. И мы с мамой тоже бросили монетки.

  В Ленинграде весной асфальт оживает, он пахнет дождем, пахнет жизнью, травинки из трещин и даже худосочные ромашки тянутся к свету, хотят посмотреть, что же вокруг.

 Ночью плохо спал, снилась девочка, она сидела рядом и пела песни только для меня. А  по потолку, как прожектора по небу- свет фар. Потом услышал от взрослых шепот.  Приезжал воронок за кем-то. Кто-то порвал  газету с портретом И. Сталина.  Бросил вниз , завернув в портрет  двадцать копеек... И всё.  И нет человека.



забегу вперед  лет на пятнадцать.

 Я студент  1 ЛМИ.
 Живу теперь на Охте.
 Приехал в дом своего детства, где живет моя родная сестра, я часто её навещаю.
 
 Завтра зачет по анатомии, надо еще раз просмотреть атлас "кости  черепа".
 Тема трудная.  Природа прячет наш биологический компьютер, мозг за толстыми костями.

 Погода, как часто в Ленинграде, плюс-минус ноль.
 
Выхожу в переулок " Донская улица".
 Вечер  сумеречно дождливый и никого вокруг - так бывает.  До Малого  проспекта метров  тридцать.

Вдруг из сумерок на меня идут два парня.
 - Саня, ты чего не здороваешься?  Зазнался, что ли, все учишься, скоро профессором станешь. Шипилявет и каждую секунду сплевывает сквозь зубы- такой стиль.
 И глаза мутные.

 Одного из них я узнал, Борька. Когда-то в первых классах учились.  И уже тогда был хулиганистый очень. А теперь с фиксами, в татуировках все руки- видно уже и сидел в колонии.

Второй из того же теста и несет  от него водкой.
 И в руке у него кусок арматуры приличный, завернутый в порваную газету " Труд".

 И картинка такая получается- один меня держит за пуговицу пальто и по фене со мной говорит, сверкая фиксой, а дружок его  , что с арматурой, все наровит сзади  встать. А я по понемногу поворачиваюсь, понимая его черные , бандитские мысли.

 Вот такой тихий смертельный хороводник.

 И вокруг - никого.  Вот, сейчас будут изучать крепость  костей моего черепа.

 Жалко, завтра ведь зачет.

 Вдруг смотрю, по Малому проспекту идет молодой высокий мужчина.

 - Николай! ,- кричу я. И выбрасываю руку вверх. Он как бы реагирует, Но я уже лечу к нему чуть отодвинув бандитов.
 Они не ожидали  этого, и как обыкновенные люди, растерялись.
 Этих секунд мне хватило, я же спринтер , чемпион района.
  -Давай закурим, поговорим, тихо говорю.
 
 И мы продолжили путь дальше вдвоем.

 Мы прошли вместе метров сто.

- Спасибо  тебе, и я пожал его сильную руку.
  Может  быть он и  не  Николай вовсе, но  видно понял ситуацию и помог мне без единого слова.  И быстро исчез в тумане, как растворился.

Я сдал зачет  "кости черепа"  и свои сохранил.

 Видно БОГ мне помогает и подослал " Николая". Или он просто мой ангел  хранитель.

 Сколько лет прошло, а помню , как- будто вчера это было. Когда прилетаю в СПБ , подхожу к  этому месту. Я там снова родился.

 Иногда хвалю сам себя за находчивость и реакцию.

 Здоров.  И работаю до сих пор.





ВОЗВРАЩАЮСЬ в детство.


  Новый Год.
  Все любили этот праздник. Всегда в доме была  живая  елка, потому- что  она  ещё несколько дней пахла лесом, снегом и еще чем-то.  Мы с сестрой украшали её, такого разнообразия игрушек , как сейчас,   не было.  Снежинки  мы  делали из кусочков ваты,  окутывали елку "дождиком", рыжего  и золотистого цвета. Развешивали шарики и обязательно  мандарины, мандариновый запах запомнился на всю жизнь. " Мишки на севере" висели и ласкали взгляд и язык...

 Ставили стул, дотягивались до верхушки и  водружали стеклянную красную звезду.

 Позже появились цветные мигающие лампочки. У самого основания всегда стоял серьёзный дед мороз, без снегурочки, почему- не знаю.

 Там же под елкой закладывались подарки, но что там мы, дети уже знали...

 Почему-то все любят и помнят  Новый год и  ёлку, и запах мандарин.

 Мы получали в школе еще пригласительные   билеты на Ёлку во Дворец Культуры им.
 С. М. Кирова, или в ДПШ.    Там нам раздавали новогодние подарки в цветных коробочках.  Все было радостно и вкусно  Я  рассматривал девочек, они все были для меня красавицы, золушки, снегурочки. На сцене играли новогоднюю сказку.

Были зимние каникулы -коньки, лыжи.

  А с шестого класса стали  собираться у кого-нибудь на квартире, танцевали, дурачились, играли в бутылочку,  фанты, учились целоваться в  темном коридоре за вешалкой с пальто... Незабываемо! Осваивали танго. Спотыкались, наступали на ноги и вдыхали девичий аромат. Имена некоторых девочек я помню до сих пор- Люся Березкина, Валентина Ларина.

 Было хорошо на Душе.





Стихийный бунт.

 Нападки хулиганов на меня и моих друзей , двух Женек, участились.

 Особенной наглостью отличался сын  печника, имя его не помню.   Он был второгодник, выше нас на голову, сидел в каждом классе  по два года.
  Я его назвал " усидчивый  ученик".
  Он давал подзатыльники и поджопники -из  песни  слов не выкинешь, приговаривая,"Сталина  отравили  жиденки".


 Вечером собрались у меня дома и стали  думать, как отомстить.

   Я  решил и предложил Женькам  организацию, ЕПО - еврейскую  подпольную организацию.  Они меня поддержали.
 Первым нашим актом была месть  сыну печника.

 Выяснили его адрес, посмотрели куда выходят окна. Четвертый этаж.

Дело было зимой, ночи темные.

 Набрали камней обледенелых  и стали швырять их в окна печника.  Разбили все  окна, до сих пор в  моих ушах звон разбитых окон в морозном воздухе...

 Дали дёру в разные стороны.

 Первое задание ЕПО  выполнили.

Один из Женек живёт  и здравствует. Он все помнит.

 Все кончилось для нас благополучно.

 Позже я с испугом подумал, если бы разоблачали  наше ЕПО.

 Самое меньшее- КГБ, суд родителей и высылка.

 Но нам повезло. Было тихо.


Второй случай.
 В  нашем   доме на первом жил  Сашка, по прозвищу " хомяк". Толстоватый, пухлый с красными щеками.
 Он подошел ко мне, глаза прищурил и процедил," гулять вышел, жиденыш".
  И пошел на меня , в руке   - нож.  Я схватил его за руку, за кисть, он дернул руку к себе.  Я получил резаную рану пятого и четвертого  пальцев левой руки.
 Молниеносная боль, кровь брызнула на снег...
Хомяк сразу убежал. Я пережал правой рукой левую руки ниже пальцев и побежал.

 Недалеко, на четырнадцатой линии находилась детская  больница им. Крупской.
 Крупными прыжками вбежал через проходную,  на территорию больницы.

 У одноэтажного корпуса стояла скорая, я такую видел в первом фильме " Два капитана".   Значит, там принимают больных. Все на интуиции...

  Вышла полная фельдшерица, посмотрела на рану и молча перевязала. Записала фамилию и адрес.


 Посадила меня в бокс, сказала, жди, зашивать надо. И ушла.

 Услышав," зашивать", я тихонько вышел из приемного покоя и побежал домой.

 Подняться домой боялся, гулял туда-сюда по двору.

 Вдруг слышу мамин голос, кричит в форточку , " иди домой сейчас же!"

 Я не знал, что одна из папиных родственниц работала врачом в этой больнице.
 Мы её звали  тетя Нагли, такая фамилия.  Она и позвонила маме, увидев мою фамилию в карточке.

 Вернулись в больницу. Хирург, седоватый плотный мужчина, мне тогда казался стариком, тихо  со мной говорил.  Незаметно сделал мне несколько уколов в ладонь, наверно новокаином. Я вроде дремал, но слышал разговоры вдалеке.

 Я ему и сейчас очень благодарен. Пальцы пришиты, функция сохранена, швы незаметны.




















Ненужный риск

 Захлопнулась дверь, а ключи дома.
 Что делать.
 Вспомнил про Костю.
 Он все понял и сказал, не волнуйся.

 И полез по водосточной трубе.
  Я стоял внизу и наблюдал, все- таки третий этаж, внизу  асфальт.
 Но Костя осторожно полз наверх... прижавшись к трубе.
 Одно окно квартиры было приоткрыто.

 и Вот он уже отодвигает створку окна, подтягивается на подоконник..
 я бегу по лестнице к двери , Костя открывает дверь..

    Бледный, но глаза победителя,  спасибо  тебе, Костя!

 Сколько лет прошло, вспоминая, вздрагиваю .. какая была опасность и детское легкомыслие и храбрость.

И через много лет я стою во дворе , задрав голову смотрю на мои, но уже чужие окна... И мурашки просыпаются  на спине...

 
 






 





Продолжение следует.