В отличие от своего мужа, Мария Павловна никогда не считала себя поэтической
натурой. Поэтому и дневник, который она кропотливо и повседневно вела, изобиловал
исключительно прозаическими заметками.
Однако, надо отдать ей должное - её записи частенько содержали и сугубо афо-
ристические размышления. Достаточно привести некоторые её заметки о любви.
<...> Женщина-хищница постоянно "работает", в основном, над своим лицом или
фигурой, а женщина-скромница - лишь периодически, но зато - над своим комплексным
обаянием <...>.
Совсем не трудно догадаться, что эта выдержка была посвящена сравнению Полины
и Гали. Это касалось того самого периода, когда её сын Максим ещё не сделал
своего выбора невесты.
<...> Любовь никому и никогда не удаётся загнать в какие-то свои узкособст-
веннические рамки, дабы только самому безмерно наслаждаться ею, т.к. матушка-при-
рода одарила этим великим чувством всё человечество! <...>.
А этот текст касался уже только её самой любимой, когда она "выплеснулась",
находясь в приподнято-лирическом настроении...
Особенно же часто Мария Павловна ностальгировала по своим утраченным годам:
<...> Чем старше мы становимся, тем чаще наше подсознание возвращается ко
дням нашей молодости. При этом обогатившаяся впечатлениями и событиями наша ста-
реющая душа ностальгически тоскует по безвозвратно утраченным возможностям. И от
этого полного бессилия мучительно сжимается сердце, т.к. нашим надеждам и мечтам
никогда больше не суждено осуществиться <...>.
А иногда она могла вспомнить и порассуждать о компонентах любви:
<...> Интересно, существует ли в наше меркантильное время любовь, в которой
не присутствуют в той или иной мере такие её компоненты как впечатлительность,
чувственность или возвышенная страсть? <...>.
Продолжение следует...