Отмывание денег в Израиле

Владимир Шенк
«Отмывание» денег (money laundering) — понятие впервые использовано в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги.Факторы, способствующие отмыванию денег. Высокая доля неофициальных доходов населения и бизнеса, существование параллельной экономики, или «черного рынка».Несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов, несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, разработанных специализированными международными организациями. Распространение коррупции среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти.Существование внутри страны «зон свободной торговли», обладающих льготным порядком регулирования операций и контроля за деятельностью институтов. Невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами.Неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере необходимость идентификации реальных собственников/владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания). Законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к транспарентности финансовых операций и собственности на активы.Просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами. Широкое использование предприятиями, банками операций с вовлечением оффшорных компаний.Существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств «на предъявителя».Доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.

Вывоз наличных из страны с помощью курьеров или сокрытия их в перевозимом грузе с целью дальнейшей репатриации через иностранные банки.Прохождение по счетам денежных средств, значительно превышающих реальные возможности клиента в бизнесе.Многократное зачисление средств на счет в течение дня разными лицами. Проведение операций в особо крупных размерах в интересах третьих лиц, в частности обмен больше сумм денег.Заключение контрактов с инофирмами на оказание различных услуг информационно-справочного характера.Выдвижение без основательных причин требования открыть несколько счетов с различными начальными номерами. Предоставление сведений о себе, достоверность которых невозможно проверить либо заведомо искаженных сведений.Внесение больших сумм на счет наличными, что может указывать на противоправную направленность действий клиента банка.Заключение фиктивных арендных договоров и фиктивных контрактов на поставку несуществующих товаров.Стремление при открытии и ведении операций по счетам ограничиться своим присутствием только при открытии счета и избежать последующих контактов с операционистами путем назначения доверенных лиц по управлению денежными средствами, находящимися на счетах.Покупка ценных бумаг с их переводом в другой банк и т. п.Сокрытие настоящего происхождения денег (счета в иностранных банках и размещение в инвестиционных компаниях, организация фиктивных компаний, приобретение ценных бумаг, антиквариата, недвижимости за границей и т. п.).Перечисление наличных на счета подставных лиц с дроблением денежных сумм.
Покупка большого числа банковских чеков, аккредитивов, иных ценных бумаг; осуществление множества почтовых и телеграфных денежных переводов и т. п.Погашение корпоративных чеков в коммерческих финансовых учреждениях. Осуществление различных операций с имуществом лицом, которое ранее никогда не занималось этим бизнесом.Использование финансистов-профессионалов и их подставных счетов для скупки акций и собственности по поручению подозреваемых преступников.Наличие лиц, совершающих банковские переводы в, из или через транзитные страны, известные закрытостью банковского законодательства. Использование подпольных банковских систем, таких как «хавала» (Индия), «фей чьен» (Китай) и «хунди» (Пакистан).Наличие индивидуальных или корпоративных счетов, используемых не для деловых операций, а в качестве временного хранилища криминальных денег.Использование большого количества пунктов обмена валюты для конвертации значительных сумм наличности.Многочисленные вклады, несоизмеримые с типом бизнеса, которым занимается вкладчик, а также значительное количество переводов денег со счета на счет. Использование множества «текущих» вкладов, что позволяет снимать с них наличные деньги без декларирования (для России этот уровень — $10000).Переводы через специализированные «компании по обслуживанию денег» больших денежных сумм за рубеж.Организация подставных компаний и «фирм-однодневок», имеющих разветвленную зарубежную сеть филиалов и банковских счетов.

«Структурирование» — искусственное раздробление финансовой операции на несколько единичных, с небольшими суммами. При этом денежные средства переводятся с использованием не только банковских учреждений, а и разнообразных почтовых отделений, ломбардов и других организаций. В конечном результате средства аккумулируются на одном или нескольких счетах, откуда переводятся под целиком законным поводом в банк другой страны. Другим распространенным способом незаконного перемещения средств остается противоправная конвертация денежных средств.Использование электронных расчетов и корреспондентского банковского дела, ценных бумаг, фьючерсных и производных финансовых сделок, которые необязательно связаны непосредственно с реальным товаром.Разветвленная система так называемых фиктивных предприятий. Государственная регистрация таких предприятий, как правило, проводится по утраченным и похищенным паспортам или на номинальных собственников. В дальнейшем готовится полный пакет документов, подаваемый в банковское учреждение, на открытие текущего счета. На счете, открытом фиктивным предприятием, на протяжении определенного времени аккумулируются безналичные средства, которые затем переводятся на счет другой фиктивной фирмы (или получаются по чеку денежной наличностью).Fie chien, или «полет денег», существует в Китае, которая, как и hawala, основана на доверии, связях семейства, местных социальных структурах и угрозе неизбежной и жестокой расправы для любого нарушителя неписаных правил. Эта система, которую иногда называют «системой записки», позволяет, внеся деньги подпольному банкиру в одной стране, получить их в другой стране в обмен на «записку», то есть своего рода чек. Данный способ перемещения денег, в особенности «грязных», быстр и удобен, освобождает от транспортирования оптовых наличных денег, оставляет мало следов и характеризуется минимумом затрат, ограничивающихся комиссией банкиру.Контрабанда валюты. Для перевозки денежной наличности используются разнообразные хранилища, специально созданные в чемоданах, транспортных средствах, а также в предметах, которые допускают размещение большой суммы денежной наличности без внешних признаков изменения их первоначального вида В дальнейшем средства вносятся на заранее открытый в банке какой-либо страны депозитный или текущий счет, откуда спустя некоторое время (по доверенности клиента) переводятся на счета других банков. Среди стран, в которые переправляются наличные средства, наиболее популярны страны-оффшоры.Альтернативные банковские системы. Отмывание денег в так называемом «золотом треугольнике» (территория на стыке Таиланда, Бирмы и Лаоса) происходит через сложную цепочку доверенных лиц, которые осуществляют подобный бизнес из поколения в поколение Подобная система, получившая в мусульманском мире название hawala, сохранилась до наших дней, основываясь на принципах семейственности и установившихся связях преступных групп. Правильность и конфиденциальность финансовых операций в подобных системах достигается жестоким наказанием нарушителей. Перемещаясь по каналам подпольных банков, «грязные» деньги вообще не попадают в официальную банковскую систему. Альтернативные банки работают без бумажного следа.

Чем лучше механизм отмывания денег имитирует характер и процедуры законных соглашений, тем меньше вероятность его выявления.Чем меньше частица незаконных средств в легальных финансовых потоках, тем сложнее ее обнаружить.Чем больше деловая структура производства и распределения нефинансовых товаров и услуг зависит от мелких фирм, тем труднее отделить законные соглашения от незаконных.Чем выше удельный вес сферы услуг в экономике страны, тем легче в этой стране отмывать деньги.Чем выше степень финансового саморегулирования законных соглашений, тем сложнее отслеживать незаконные денежные потоки.Чем меньше возможности использования кредитных карточек и других безналичных инструментов оплаты для осуществления незаконных финансовых операций, тем сложнее обнаружить случаи отмывания денег.Чем меньше частица незаконных потоков в объеме законных поступлений в страну через границу, тем труднее их найти.Чем острее противоречие между глобальным характером финансовых рынков и их государственным регулированием, тем сложнее обнаружить случаи отмывания денег.Чем глубже незаконная деятельность проникает в легальную экономику, тем меньше возможностей для ее институционального и функционального деления. http://smoking-room.ru/data/pnp/m_laundering.html

17 августа 2000 года кнессет обсудил проект Закона о запрете отмывания капитала. В январе 2001 года он был опубликован, а 17 февраля 2002 года - введен в действие. "Отмывание капитала" - проведение операций с имуществом, полученным в результате уголовной деятельности, с целью сокрытия источника получения имущества и личности его владельцев.Многие страны, борющиеся с преступностью - США, Канада, Великобритания, европейские страны, Австралия, Япония и др. - пришли к выводу, что предотвращение возможности отмывания денежных средств преступниками является важным средством в борьбе против террористических группировок, наркомафии и различных форм организованной преступности. В своем стремлении преуспеть в этом многие страны пришли к соглашению о том, что необходимы международные законы и стандарты, обеспечивающие сотрудничество между правительствами, структурами, контролирующими выполнение законов, и финансовыми организациями.Израиль также присоединился к этой борьбе - по инициативе Государственного банка Израиля и при поддержке коммерческих банков страны. Закон запрещает проведение операций с имуществом, полученным в результате уголовной деятельности, с целью сокрытия источника получения этого имущества и личности его владельцев. Лицо, осуществляющее операции по отмыванию денежных средств, совершает уголовное преступление и должно понести наказание, как установлено Законом.

В Законе перечислены преступления, связанные с отмыванием капитала. Это:
торговля наркотиками
незаконная торговля оружием
преступления, имеющие отношение к подпольному игорному бизнесу
мошенничество
проституция
преступления, связанные с авторскими правами и др.
налоговые преступления не входят в данный список.

Вместе с тем, в него включены определенные налоговые преступления - в соответствии с Законом об НДС от 1975 г., Таможенным уставом и Правилами импорта и экспорта от 1979 г. В соответствии с параграфами 6, 7 и 8"а" Закона о запрете отмывания капитала (требования идентификации личности, отчетность банковских структур с целью профилактики отмывания капитала и финансирования террора) – редакция 2001г., далее – "Закон") банк обязан отчитываться перед Управлением по борьбе с отмыванием капитала и финансированием террора (далее – "Компетентное управление") за каждую операцию по вкладу чеков, подлежащих реализации, зарубежной финансовой структурой, и за каждую операцию по оплате чеков, представленных к реализации зарубежной финансовой структурой, на сумму минимум 1 млн. шекелей, а также за операции по переводу из Израиля за границу и из-за границы в Израиль суммы, эквивалентной минимум 1 млн. шекелей. В случае, если сделка осуществляется финансовым учреждением государства или территории, определенной Законом как государство, которое известно высокой степенью риска, ее сумма должна быть эквивалентна минимум 5 000 шекелей.В соответствии с параграфом 10(2) Закона банк освобождается от отчетности за операции по переводу денег из Израиля за границу и из-за границы в Израиль за импорт товаров в Израиль и за экспорт товаров, за исключением сделок, совершенных с государствами или территориями с высокой степенью риска, и при условии, что банку передан документ с описанием характера сделки, личные данные второй стороны сделки, и указана сумма (товарный вексель и счет-фактура) или декларация владельца счета о характере сделки и ее стоимости.На банк возложена обязанность отчитываться перед компетентным управлением о тех случаях, когда не предоставлены вышеуказанные документ или декларация до поступления денег на счет или осуществления денежного перевода.      При осуществлении платежей и поступлений за транзитные сделки/транзитные грузы нет необходимости в документах с описанием сделки или декларациях, и управление относится к ним как к любому платежу/поступлению в иностранной валюте, не освобождающему банк от объективной отчетности.Для того чтобы пресечь попытки отмывания капитала с помощью финансовой системы, Закон обязывает структуры, предоставляющие финансовые услуги, в том числе и банки, получать и проверять личные данные клиентов, желающих открыть банковский счет или произвести какую-нибудь операцию через банк. Помимо этого, Закон обязывает банки передавать отчеты об определенных сделках в базу данных, созданную с этой целью в Министерстве юстиции.Дополнительная информация о законе - на сайтах Государственного банка Израиля и Управления по борьбе с отмыванием капитала и финансированием террора (линки приводят на сайты этих организаций; банк не несет ответственность за информацию, приведенную на этих сайтах).Данная информация приведена исключительно с целью разъяснения Закона, и ею не следует руководствоваться при определении юридических обязательств и прав.

Израильская полиция расследует подозрения, что проживающие в Израиле иностранные граждане использовали крупнейший израильский банк "Hapoalim" для того, чтобы отмыть миллионы долларов.Полиция подозревает, что сотрудники отделения банка, которое обслуживает иностранных резидентов Тель-Авива, сознательно помогали тем отмывать деньги, однако суммы пока еще не ясны."Это ближе к миллиарду (чем к 200 миллионам). Всякий раз мы находим больше", - сказала корреспонденту агентства UPI главный инспектор Шира Либерман (Shira Lieberman).Иногда деньги помещали в этот банк "на очень короткий срок, день или даже меньше", сообщила она.Тайное расследование было начато в 2003 году, после того, как полиция получила информацию. Банк Израиля, в конце концов, понял, что происходит нечто ненормальное, а руководство банка "Hapoalim" получило письмо, где рассказывалось о злоупотреблениях. Когда менеджеры банка пришли с этим письмом в полицию, то узнали, что полиция уже расследует деятельность этого отделения банка.В воскресенье полиция перешла к открытому расследованию,  были задержаны около 30 сотрудников банка и четверо его клиентов, все из которых были затем освобождены и помещены под домашний арест.Были допрошены несколько старших менеджеров с целью установить, знали ли они, что происходило, игнорировали ли они признаки неблагополучия или же они просто не сумели помешать отмыванию денег.Один, по крайней мере, менеджер из этого отделения банка, как утверждает полиция, сознательно преступил закон.В воскресенье полиция передала собранные по делу доказательства судье Лие Лев-Oн (Lia Lev-On) мирового суда города Петах-Тиква, и судья заключила: "Это не просто подозрения, но объективные доказательства, собранные за определенное время".Документы свидетельствуют не только о "знании и соучастии в незаконных перемещениях денег, но также о деятельности, которая способствовала нарушениям и недостоверным докладам".Закон требует, чтобы банк сообщал о крупных или подозрительных перемещениях денег. Либерман сказала, что полиция изъяла массу документов и компьютерных материалов, и что вероятны новые аресты.Поскольку многие из клиентов находятся заграницей, полиция попросит иностранные правоохранительные органы допросить этих людей."Очень хорошо налажено наше сотрудничество с Францией", - добавила Либерман.Полиция не назвала фамилии подозреваемых клиентов, но газета "Globes" сообщила, что один из них "является высокопоставленной фигурой в администрации одной из стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и имел счет в отделении 'Hayarkon' банка 'Hapoalim' , который использовал для отмывания денег, добытых преступным путем".СНГ - организация, в которую входят 12 республик бывшего Советского Союза.На просьбу подтвердить, что этот человек был министром в правительстве Казахстана, Либерман сказала: "Я не могу ничего подтвердить и не могу реагировать".Другим очевидным подозреваемым является Владимир Гусинский, которого газета "Haaretz" описывает как "магната, который эмигрировал из России по причине того, что там его заподозрили в налоговых нарушениях". Шира Либерман подтвердила, что полиция провела обыск в офисе Гусинского.Пресс-секретарь Гусинского Арнон Перлман (Arnon Perlman) не ответил на звонок, в котором его просили дать свои комментарии. Однако газета "Haaretz"процитировала бывшего израильского министра инфраструктуры Авиглора Либермана (Avigdor Lieberman), который, якобы сказал, что имел беседу с Гусинским, который наотрез отрицал любые незаконные действия.По свидетельству бывшего министра Либермана, Гусинский сказал: "Я веду борьбу против Кремля и (российского президента) Путина, и мне не нужна всякая ерунда здесь".Сотрудники банка "Hapoalim" получили указание не обсуждать данный вопрос.Банк опубликовал заявление, в котором сказано, что в начале 2004 года он "получил информацию, которая вызвала подозрения в отмывании денег". Банковский юрисконсульт и орган, контролирующий банки, передали данную информацию полиции, получили указание хранить это дело в тайне, и банк "помог полиции во всем, о чем его попросили".Судя по этой информации, расследование фокусируется "только на одном отделении банка и на ограниченном числе счетов" и касается "очень малой доли процента всех банковских счетов, а поэтому никак не должно повлиять на обычную клиентуру, ее банковскиеоперации или финансовые результаты банка", сказано далее в заявлении.Израиль имел обыкновение привлекать иностранные фонды, когда его законы и контроль над деятельностью банков были "относительно легкими", заявил корреспонденту UPI тель-авивский эксперт по рынкам капитала Амихуд Дотан (Amihud Dotan). "Было сравнительно просто переводить деньги в Израиль, и те, кто хотел отмыть капитал, использовали израильские банки".Мейрав Арласорофф (Meirav Arlasoroff), редактор экономической рубрики "The Marker" газеты "Haaretz", в понедельник заметил, что "репутация Израиля как борца с отмыванием денег не является безупречной". Многие годы израильские банки служили безопасной гаванью для богатых евреев. . . надо полагать, по сионистским соображениям: евреев преследовали за их религию, либо они жили под гнетом диктаторских режимов, и Израиль в момент нужды давал им безопасное убежище, если не физическое, то, по крайней мере, финансовое."Культура в израильских банках, очень напоминавшая швейцарские банки, требовала, чтобы клиентам не задавали слишком много вопросов. Именно эта политика "закрывания глаз" позволяла процветать отмыванию денег; даже когда деньги были нажиты неправедным, преступным путем, их хозяев никоим образом не преследовали".Израиль числился в черном списке Международной комиссии по борьбе с отмыванием преступных доходов (Financial Action Task Force on money laundering), и Соединенные Штаты оказывали на него давление в пользу принятия жестких законов о борьбе с отмыванием денег. Он это сделал, и в октябре 2003 года, после определенного периода мониторинга, Международная комиссия по борьбе с отмыванием денег формально прекратила свой мониторинг.Подозрения, что сотрудники банка "Hapoalim" вступили в преступный сговор с теми, кто отмывает деньги, изготовляли сфальсифицированные документы и отчеты, "подпадают под категорию организованной преступности, которая глубоко пронизала банки, что может бросить тень на всю израильскую банковскую отрасль", написал Арласорофф.Однако пресс-секретарь Банка Израиля Габи Фишман (Gabi Fishman) утверждает, что это дело доказывает, что Израиль имеет органы наблюдения и принуждения, "которые знают, как справляться с подобными делами".Полиция и орган, контролирующий банки, сотрудничают в этом деле уже давно, отметил он."Главное послание для Израиля и всего мира заключается в том, что Израиль реагирует на проблемы такого рода очень серьезно и с должной жесткостью", - добавил Фишман.http://inosmi.ru/world/20050311/217950.html