Он вернётся в этот дом

Петр Панасейко
          Украинское село Павловка в июле месяце утопало в буквальном смысле слова в зелени садов и огородов. Даша Крыленко шла по улице (в 1960-е годы они названий не имели), считая дома по левой стороне. Мама ей сказала, что дом, который продаётся, четвёртый.

          Крыленко жили на окраине села, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Когда в семье у брата родился третий ребёнок, родители Даши, перешедшей к тому времени в шестой класс, решили оставить дом сыну, а сами с дочкой переехать в другое место, поближе к центру.  Долго не находили желающих продать дом в указанном месте. Но вот наступило лето, Даша стала семиклассницей, и её родителям улыбнулась удача.

          Июльское солнце припекало, и Даша, увидев требуемый дом, быстро забежала во двор, пользуясь открытой калиткой. От жары спасал растущий виноград. Пройти дальше  не позволил местный «сторож» Шарик. На его лай вышла из дома хозяйка:
         - Кто это тут в такую жару беспокоит  пса?
         - Меня мама к Вам прислала на счёт покупки дома. Вы же его продаёте?
         - Продаём, дочка. А почему сама мама не пришла?
         - Она сутки дежурит в больнице. Ваш дом ей нравится, рядом - центр села. Они с папой хотят его купить, но слышали, что Вы кому-то уже пообещали. Вот и прислали меня «на разведку».
         - Я многим обещала, кто спрашивал, но почему-то они не идут ко мне для поездки к нотариусу в район для оформления договора купли-продажи? Деньги, правда, предлагали. Но это же не корову продать или курицу с петухом. Мы уезжаем отсюда далеко, и я не хотела бы, чтобы потом возникли проблемы с домом у новых хозяев.
          - Я всё поняла, Лидия Степановна, передам маме. Она завтра  будет у Вас.
         
                Даша не обманула хозяйку дома: на следующий день необходимый договор появился. А ещё через неделю дом опустел. Остался только Шарик для охраны, но ни столько для его стен, как сколько для огорода: дом продали с урожаем. У Лидии Хоменко и её семьи не оставалось времени, чтобы, как положено, по осени собрать урожай. Их ждали на новом месте жительства. Из-за задержки могли возникнуть проблемы с трудоустройством на заводе.
       
                Семья Крыленко из трёх человек заехала в свой новый дом спустя три дня. Понадобилась целая неделя, чтобы «договориться» со «сторожем»: Шарик никак не хотел признавать новых своих хозяев. Признал только Дашу.
         
                Село по тем временам и в длину, и в ширину выделялось среди других населённых пунктов района: обойти его вокруг за день не каждому удавалось. Тем более, что на пути желающих оказывалась речка и лесополоса. Да и поля с «пшеницей золотой» и радующими глаз подсолнухами не оставляли «путешественника» равнодушным. Ничего удивительного в том, что в отличие от взрослых жителей села, их дети встречались только в школьных стенах. Но где кто живёт, если они не одноклассники, трудно себе представляли. Особенно, когда жили на большом расстоянии по сельским меркам.
      
                Поселившись в новом доме, Даша понятий не имела, кто в нём проживал кроме знакомой ей уже Лидии Степановны. Узнала чуть позже. Помог случай, который, как говорят, «перевернул её прежнюю жизнь»   школьницы, мечтавшей о первой любви, как и её одноклассницы. До этого она дружила с мальчиком Васей, последнее время сидела даже с ним за одной партой. Одноклассник, судя по выражению его глаз, влюбился в соседку по парте «не на шутку». Взаимной же первой любви  добиться никак не мог, обвиняя в этом жажду к знаниям своей подруги. Её, с его слов, интересовали только отличные оценки по всем предметам. Чем сам «кавалер» похвастаться не мог при всём желании.
            
                Помогая маме делать генеральную уборку в доме накануне празднования 50-й годовщины Великого Октября, Даша обнаружила за угловой самодельной  этажеркой, которую прежние хозяева не посчитали нужным взять с собой в город,  заполненную хорошим детским почерком тетрадку. Сначала  не придала этой находке значения. «Выходит, - подумала она про себя, -  здесь жили тоже школьники?». Тетрадь принадлежала, как следовало из текста на  обложке, Денису Хоменко. Такого ученика в  классе не оказалось, и Даша положила находку для растопки печки.
          
                И «улетела бы»  она в «трубу» вечером, если бы мама не оказалась более любопытной, чем её дочь. Пролистав  тетрадь, она вернула её обратно. Причиной послужило имя дочери, неоднократно встречаемое при чтении:
            - Дочка, а тебе не интересно, что в ней написано?
            - А что там может быть для меня интересного? Я видела там вначале речь шла о письме Татьяны к Онегину. Видимо, тетрадку оставил восьмиклассник. Мы этот роман в стихах ещё не проходили по понятной  причине.
            - Ты ошибаешься. Здесь есть письмо куда интереснее: оно адресовано какой-то Даше. Не тебе ли, доченька?
             
               После этого тетрадь вновь оказалась в руках той, которая её  и нашла. Она значилась под номером три. Прочитав, Даша начала искать под этажеркой и вокруг неё остальные. Но, увы, их не нашлось.
               Школьница поняла, что к ней попала одна из тетрадей  дневниковых записей восьмиклассника, которого она не знала. Зато, получается,  «хорошо» знал её он.
          
              Вначале «записей» действительно ученик упоминал известное письмо Татьяны Лариной. Но через пару страниц находилось  уже  письмо «Дениса Даше».
            
             Обращаясь к ней (кстати, её фамилия не называлась ни  разу), Денис объясняет, что  прочитав письмо Татьяны, он перед своим мысленным взором увидел Дашу, но в отличие от Евгения решил написать ей письмо другого содержания.
            
              Прежде всего,  он  напоминает ей тот день и час, когда обратил на неё, неприметную девчонку, ученицу на два класса ниже, внимание:
             «На торжественной школьной линейке Девятого мая этого года, посвящённой Дню победы, мой взор невольно остановился на одной девчонке из шестого класса. Это была ты, Даша. Но имя твоё я узнал позже. Сказать, что ты тогда выглядела принцессой – не сказать ничего: в моих глазах ты стала королевой. Я люблю с первого класса читать интересные книжки, с пятого увлёкся произведениями писателей-классиков о любви. Но тем не менее, не очень верил, что бывает любовь с первого взгляда. Теперь я убедился: ещё как бывает… ».
               
               Далее Денис писал, что, к сожалению, раскрыть свои чувства перед «субъектом» преклонения он не может по нескольким причинам. Его желание учиться в школе по сравнению с понравившейся девчонкой оставляет желать лучшего, что явно не понравится маме Даши. Во-вторых, встрече их мешает скорый отъезд из села его самого.  Да и неизвестно, как среагирует на объяснение в любви восьмиклассника сама шестиклассница? В конце письма Даше стояли многоточия, затем три восклицательных знака.
            
               Девчонка несколько раз прочитала тексты до письма и после него, но упоминания своего имени больше не нашла. Там описывалась прекрасная погода за окном, речка, лес,  висящие над головой чудные облака. Это сильно её озадачило:  "Да, это «письмо» адресовано мне, ибо в нашем шестом классе с таким именем  я одна. Но почему именно я? Нинка? Красавица, не хуже меня. Зойка? Улыбка не сходит с лица. Светка? Дочка председателя колхоза. Танька?  Дочь директора школы.  Я - дочь тракториста и медсестры. Где же  логика?».
         
               После прочтения письма она долго не находила слов благодарности  маме, что не предала эту, ставшую в одно мгновение дорогой, школьную тетрадь огню:
           - Спасибо, мама, за спасение этой драгоценной вещи. Я, кажется, впервые в жизни влюбилась. Но что последует дальше никто не знает.
           - Я знаю, - перебила её  мама, - он вернётся в этот дом.
           - Зачем ему это делать? За тетрадкой?
           - Нет, дочка, тетрадка – это предлог. Вернётся  за тобой. Я это чувствую. В отличие от тебя он прекрасно знал, уезжая, кто заезжает в их дом.
           - Кажется, я поняла. Но это, мамочка, похоже на красивую сказку. Именно там встречаются чудеса. В реальной жизни всё сложнее. Тетрадь я сохраню, разумеется. Но давай о ней пока забудем.
           - Правильно,  пока тебе о ней не напомнят. Верно?
            
              Прошло два года. Даша окончила успешно восьмилетнюю сельскую школу и собралась поступать по рекомендации директора в педагогическое училище. 
            
              На дворе стоял июль 1969 года. Взяв с собой необходимые учебники, выпускница села на скамейке во дворе дома под виноградными листьями. Рядом лёг на земле Шарик. Читая, девчонка не заметила, как задремала. Разбудил  лай «сторожа». Открыв глаза, увидела  у калитки незнакомого юношу. Улыбаясь, тот обратился к ней:
           - Прости, Даша, за то, что нарушил твой прекрасный сон. Уезжая  из этого дома два года назад, мне пришлось вернуться в него. Я здесь забыл…
           - Шарика? Я его тебе не отдам.
            
                Услышав эти приятные для него слова, пёсик залез к хозяйке на скамейку и прижался к ней, тем самым давая понять, что он ей благодарен.
          
             - Да нет, забыл я совсем другое. После средней школы  собираюсь поступать учиться в Литературный институт. Там, на сколько мне известно, кроме вступительных экзаменов проводится творческий конкурс. Я подготовился, используя свои дневниковые записи, которые  вёл с восьмого класса. Но мне не хватает одной тетради под номером три. Мы тогда торопились, и я её забыл в доме. Был бы очень рад, если бы тетрадь нашлась.
            
              Даша, вспомнив слова мамы: «Тетрадь – это предлог», решила схитрить:
             - Тетрадь я тебе верну, если возьмёшь меня с собой поступать в тот институт.
             - Договорились.
            
              Через несколько минут заветная тетрадь оказалась в руках абитуриента Литинститута.
               -  Теперь всё, пошутили и разошлись. Мне надо готовиться поступать в педучилище. Прости, - попросила будущий педагог.
              - Но мы же договорились поступать вместе?
              - Ты что, Денис, шуток не понимаешь? Кто меня возьмёт в институт после восьмого класса? Ты же окончил десять?
              - Всё понял, Даша. Этот вопрос легко решается.
              - Как? Купишь мне аттестат о среднем образовании?
              - Нет, есть законные способы для этого.
              - Не поняла?
              - В такую жару трудно соображать вне воды. Пошли на речку купаться, там и поговорим.
             
                Наблюдавшая из окна дома мама не слышала о чём шёл разговор во дворе, но когда вскоре закрылась калитка за убегающими, догадалась. Возражать не стала.
            
                С речки «абитуриенты» шли весёлой походкой и с улыбкой на лицах. Но не только потому, что накануне в количестве поцелуев сбились со счёта. Главное, договорились о совместном поступлении в вуз. «План» составили и утвердили. Оставалось на нём получить недостающую подпись  мамы Даши.
            
              - Ничего не поняла, - ответила та, - объясните мне суть происходящего.
             Объяснять стал Денис. Из-за любви к её дочке он откладывает на два года своё поступление в Литературный институт. Идёт служить в армию. За это время Даша получает требуемый аттестат и  они вместе потом поступают в высшее учебное заведение.
             - А после что?- не выдержала мама.
             - После, мамочка, мы с Денисом поженимся и останемся жить в Москве.
             - Согласна при одном условии, если  меня  заберёте внуков нянчить? И папу со мной вместе.
              - Согласны!- послышался ответ.
               
09.03.2017 г.

Фото из Интернета