Переживания близости смерти B. Jakoby

Роза Светлая
Переживания близости смерти

Интервью с немецким танатологом Бернхардом Якоби (Танатология –  наука,  выявляющая закономерности умирания человека прим.пер.)

Бернард Якоби(Bernard Jakoby) - немецкий автор книг «Жизнь после смерти»,      «Тайны смерти», «Сообщения от умерших» и других. Многие годы  он занимается исследованием процесса умирания и смерти. В своих книгах он сделал сенсационные выводы из своих исследований,  привёл свидетельства людей, которые оказались на границе жизни и смерти и вернулись обратно в земную жизнь.

 Корр.    Господин Якоби, как вы стали танатологом?

Тема переживаний  при приближении смерти, меня интересует всю жизнь. В то время, когда я сдавал  выпускные экзамены, вышла книга Р.Моуди «Жизнь после смерти». В конце 70-тых она стала мировой сенсацией, так как впервые в наше время  были  описаны  переживания, которые испытывает человек приблизившийся к смерти. Позже, на немецком телеканале подобные передачи вела Элизабет Кюблер-Росс, и они поразили меня  тогда своей открытостью. Затем, уже лично, я столкнулся с подобными переживаниями, когда в течение четырёх лет умерли мои отец и мать, и, конечно, эти переживания  были совсем  иными, чем я представлял себе теоретически. Я пережил  уход  матери в  момент её смерти. Этот момент я ощутил сердцем - было ощущение  радости и счастья. Это заставило меня  более глубоко заняться темой умирания. На самом деле, я литературовед, в 1990 году  получил степень магистра, и в том же году умерли  мои родители.  Тогда я понял, что не хочу оставаться в университете, а хочу заниматься  исследованием процесса умирания.

Корр.  Не могли бы вы рассказать в  общих чертах об основных переживаниях человека при умирании?

Во-первых, это осознание того, что твоё «я» умерло и, тем не менее, ты  продолжаешь жить. Вполне возможно, что в момент моей клинической смерти я вновь увижу  в комнате свою умершую мать, что не было бы возможным, если бы сознание прерывалось со смертью. Человек переживает состояние мира, боли нет, приходит осознание отсутствия тела,  и,  несмотря на это, сознание продолжает существовать. И это является тем решающим  моментом, который доказывает, что мы  представляем собой гораздо больше, чем это наше маленькое земное "я". Люди в момент клинической смерти могли  каким-то образом воспринимать события, хотя их мозг уже не  работал.  Т.е. при умирании должна  существовать граница, перейдя которую человек должен терять сознание и самосознание, если они  ограничиваются мозгом, поскольку мозг оказывался в неработоспособном  состоянии. Но этого не происходит. В этом состоянии  люди способны воспринимать события, происходящие за сотни километров от них, потому что  пространство и время в обычном земном смысле для них перестают работать.  В этом состоянии измененного сознания воспринимаются события, которые нельзя увидеть, обладая обычным земным восприятием. Если  без предрассудков заняться имеющимися сообщениями, то мы должны просто сказать, что сознание  отправляется в путь, и человек воспринимает события, о которых он  не мог  знать, если бы находился в этом мире. И это исследования смерти постоянно подтверждают.
Примечательно, что в момент, когда смерть приблизилась, все события происходят одновременно. Когда люди потом рассказывают о том, что пережили, то всегда говорят о том, что весь приобретённый жизненный опыт умещался в  одно мгновенное переживание, что  они наблюдали при этом происходящее на месте аварии или в операционной, думали о родных, находящихся рядом, и  позже  могли даже вспомнить  песню, звучавшую тогда по радио. Это всё события, которые доказаны тысячекратными исследованиями.

Корр.  Эти первые этапы умирания очень похожи друг на друга,  по ним  можно  понять, как оно происходит. Однако, существуют ли при этом какие-то  различия у разных людей, верующих или неверующих, детей, взрослых?

Особенностью является только то, что этих различий не существует. Не играет роли, является ли человек верующим или атеистом. В конечном счете, характерными этапами умирания всегда являются переживания встречи со светом, переживание движения в тоннеле, мгновенное переживание опыта всей жизни, и всё это происходит при отсутствии физического тела. Это переживают все люди, потому что умирание это процесс универсальный и все сообщения на этих этапах одинаковы. Если существуют какие-то различия, то только в   интерпретации этих этапов. Например, есть люди, которые описывают эти этапы как соединение  с Богом.  Очень интересно  проследить  процесс умирания  во всех культурах, или, точнее, проследить  традиционные представления о нём, от самого начала  до нынешних дней. Например, в эпосе о Гильгамеше,  самом старом литературном произведении  в мировой истории, герой проходит через тьму, тоннель, видит рай, видит свет и потом  его возвращают обратно.

Корр.   Часто говорят, что современная жизнь  похожа на  один большой магазин  страхов. И  прежде всего - это страх смерти, что на самом деле  означает, по сути, страх жизни.

С этим я согласен.

Корр.   Этот вид страха является, таким образом, врагом жизни?

Я думаю, что таким образом проявляется, главным образом, страх перед неизвестностью. Люди, которые пережили близость смерти и  почувствовали любовь,  отсутствие страха, воспринимали положительные вибрации блаженства, счастья и всего что с этим связано, они, конечно, воспринимают смерть иначе. Ведь за плечами у них  собственный опыт. Проявляется этот опыт, прежде всего, в общении с  умершими. Приведу пример: многие люди порой чувствуют присутствие кого-то умершего. Это очень тонкое чувство, о котором, однако, знает тот, кто пережил смерть. Он, например, может  воспринимать присутствие умершей бабушки. И в то же время  он в этом сомневается, потому что не может понять и контролировать  ситуацию. Есть определенные вещи, которые нашему контролю неподвластны. Человек  воспринимает это присутствие по тому, что исходит от умершего. Здесь это является  самым существенным. При этом, однако, возникает много сомнений, если  пытаться вникнуть в это рассудком. Это тот вид страха, когда мы не можем до чего-то дотянуться. Это же  касается и страха смерти. В конце концов, не следует бояться смерти  потому, что жизнь может оказаться гораздо хуже. Поэтому вы правы, когда говорите, что если человек этими вопросами не занимается, то к жизни относится, по сути, враждебно, потому что ведёт  себя в ней более безответственно.

Корр.   Сегодняшняя медицина сосредоточилась на технической стороне здоровья, но  здоровье это и внутреннее дело человека, или даже, прежде всего, его внутреннее дело, что  в принципе отличается от того, как  сегодня понимается здоровье. Пожалуйста, не могли бы вы упомянуть о переживаниях человека в связи с трансплантацией?

Если вы меня спрашиваете о трансплантации органов, то необходимо сказать, что это является вмешательством в процесс умирания. Кто занимается тонко-вещественными  событиями  происходящими во время умирания, тот  знает, что душа освобождается от тела в момент обрыва «серебряного шнура», что и является моментом  смерти человека. Но это знание сегодняшней медициной не востребовано. Определение действительного момента смерти по мозгу, как это делается сейчас,  предпринимается для того чтобы был предлог для вмешательства в живой  организм. Но такой человек не совсем мёртв. Только его мозг  является мёртвым, который не оживить, но при этом необходимо давать себе отчёт, что его душа всё ещё находится в связи  с телом и  воспринимает всё, что с телом происходит.  И кто при жизни не интересовался тем, что при трансплантации происходит, тот может быть  введён медициной в заблуждение. Мы знаем это от людей, которые предоставили тело умершего родственника в качестве донора для трансплантации органов. Позднее, когда они видели  тело, то отмечали в нём  очень сильные изменения,  например,  девятнадцатилетнего юношу со светлыми волосами, видели совершенно седым, что говорит о том,  что всё  происходящее с телом он воспринимал. В противном случае такого бы не произошло. Часто происходит замена одного страдания другим. Не говоря уже о том, какие изменения личности получают те люди, которые получили новый орган. Часто это очень большие изменения. Но, в конечном счете, каждый должен принимать решение о себе сам. Проблема появляется в тот момент, когда кто-то принимает это решение за другого, позволяя делать другого донором для трансплантации  органов.

Корр.  По сути, этих людей лишают собственной смерти. В сегодняшней медицине это значит, что решение о других принимается в  предположении, что один  человек является "более мёртвым", чем  другой.

Да, по сути, это те умирающие, которые нуждаются в помощи.

Корр.    Вы думаете, что  в будущем этот вопрос будет урегулирован  законом? Говорят о защите жизни не рожденных, но следовало бы также говорить и о защите жизни умирающих.

Я могу только  сказать, что две недели назад  в Германии  проголосовали за то, чтобы обращение  с пациентами  лучше было обеспечено юридически: если пациент заранее высказал желание пожертвовать свои органы или если  он хочет бесконечно получать питание для тела, то это должно быть выполнено. Все эти вещи теперь у нас определяются законом. Например, определено, когда можно отключить искусственное дыхание. Я думаю, что  правовое подкрепление  решения о себе самом, это единственное решение вопроса, которое я вижу. Дело в том, что людям далёким от этих проблем, невозможно  вообще всё это  охватить, так как в умирание  очень сильно внедрена техника, и оно распадается на ряд этапов, где человек вряд ли может сказать, где начинается  смерть и где она заканчивается. Поэтому важно, чтобы знание  о процессе умирания давалось  бы уже в школе, чтобы ученики могли включить его в свою жизнь. Врач, которому сегодня пятьдесят, не знает об умирании практически ничего. Большинство людей умирает в больнице, но врачи к умиранию  не подготовлены,  поэтому часто делают жестокие вещи. Естественно, это также может происходить и по настоянию семьи, об этом тоже надо сказать, так как никто не хочет  умирающего  отпускать. Это происходит сегодня, но под этим надо подвести черту, через  которую переступать будет нельзя: там, где входит в свои права умирание, необходимо дать человеку умереть.

Корр.  Недавно я в одной книге об абдукции( абдукция  лат. аbductio, отводить — это умозаключение по аналогии. Прим пер.) прочитала интересную заметку о том, что когда наступает умирание, то что-то в организме просто перестает работать, а что это - не так уж важно.

Есть люди которые придерживаются этого взгляда, но я такой подход совершенно не понимаю. Я еще бы это понял при внезапной смерти, когда человек вообще не может понять, что с ним  произошло. Произошло, и  ничего уже не изменишь. Я думаю, что тогда не имеет значения,  как это произошло, потому что, когда душа отделилась от тела и уже порван серебряный шнур, остаётся на земле только тело, т.е. своего рода оболочка или одежда. Однако для многих представителей семей  чрезвычайно важно, чтобы в этом теле были  сердце и грудная клетка с лёгкими.

Корр.   Что  Вы считаете для себя в данное время самым важным? Происходит ли развитие в этом, изменение?

Я думаю, что самое главное, чтобы мы поняли, что мы являемся духовными существами, и чтобы  жили по духовным принципам, заложенным еще в Библии. Чтобы  чувствовали себя одной семьёй,  не были бы так разобщены и не бежали бы от себя. Важно, чтобы среди людей распространилось знание о тех процессах что сопровождают смерть, но, прежде всего, о жизни после смерти.
Этого  до сих пор так не хватает. Переживаю эту нехватку постоянно глядя на большие ток-шоу, где по-прежнему исходят из нехватки кислорода, эндорфинов и я не знаю чего еще. Никогда этим знанием мы по-настоящему не интересовались. Но это знание всегда было, и пора  им начать заниматься. Темой умирания мы  вынуждены будем заниматься, так как эти процессы  затрагивают старшее поколение, а тем самым  почти  каждую семью.

Корр.   В государственных социальных учреждениях ощущается  беспомощность. В чём вы видите их будущее?

Может быть, однажды  дело придёт к тому, что мы будем радоваться смерти, как чему-то положительному, в то время как до сих пор мы видели в этом самое худшее  из того, что может с нами  произойти. Но когда я вижу обстоятельства жизни многих окружающих меня людей, то  думаю, что они гораздо хуже этой смерти. Я уверен, что когда-нибудь  войду в другой мир - для меня это истина. И я должен  передавать это знание дальше, это мой урок, моя задача. Думаю, что для каждого живущего  человека оно важно, поскольку взгляд на это  оказывает непосредственное влияние на  жизнь, давая возможность избежать многих проблем.

Корр.   Следовательно, речь идет о том, чтобы человек строил свою жизнь  со знанием того, как это будет происходить.

Точно. И наконец  речь идет, в конечном счёте,  лишь о том, чтобы  жить   в доверии к  Богу и  Его повсеместной помощи. В этом и состоит мой опыт.

Интервью брали PhDr. M. Havlova и V. Kazda

 

        От переводчика (Роза Светлая)

Да простят меня читатели этой статьи за то, что смею добавить к  солидным исследованиям  и  описание  каких-то личных  переживаний, с надеждой на то, что у кого-нибудь прибавится, например, уверенности в  том, что в трудную минуту  нам помогают лучшим для нас образом(т.е. таким образом, который помогает нам развиваться).
Нет, у меня не было переживаний во время клинической смерти, поскольку врачи, и я им благодарна за это, сумели её предотвратить. Хочу рассказать о моих  переживаниях по эту сторону смерти, т.е. то, что её, возможно, предваряет.
Мои детские годы до школы были омрачнены ангинами, которые шли чередой и сопровождались очень высокой температурой. Однажды в комнату, где я лежала, резко вошла женщина в белом халате, взглянула на меня и  громко сказала:«Да она же спит!» и обрушилась с упрёками на мать, обвиняя в напрасном вызове «скорой». Видимо и родители порой сомневались - жива ли я.
       Высокие температуры вызывали у меня одно и то же ощущение, которое стало привычным: перед глазами появлялись сначала большие парящие каменные глыбы, которые  парили среди  чего-то очень мягкого и лёгкого, и это соединение вызывало очень неприятное ощущение. Затем  эти глыбы начинали  медленно двигаться, одновременно сжимаясь в объёме, и ощущение становилось ещё более резким, неприятным и неестественным.  В детстве я так и не узнала, чем заканчивается эта неестественность,  думаю оттого, что близким удавалось  снизить температуру. Потом, в школе, физически я окрепла, и ангины меня оставили.   Став взрослой и  прочитав много книг, я, наконец, встретила описание сходного ощущения, которое, как говорилось в книге, свидетельствовало о нахождении в самом начале процесса умирания,  когда начинается  процесс разделения материи на стихии.
      Чем заканчивается  движение камней я  всё же узнала уже взрослой, чему помог родовой сепсис. Одни врачи из роддома меня в этом состоянии выписали, но, возможно,  для того чтобы другие - спасли.  Через два дня я  вновь оказалась в больнице с температурой, для которой как мне потом сказали - «не хватило градусника». Видимо тогда и появились знакомые  мне с детства камни и странное ощущение, но в этот раз камни быстро начали уменьшаться ускоряясь, стремясь превратиться в точку в белом пространстве.  Помню, пыталась  что-то сказать, понимая  что мне конец, что они меня сейчас задавят, но потеряла сознание.  Хотя было воскресенье, и мне могли помочь только дежурная врач и медсестра, но им всё-таки удалось привести   меня  в сознание. И потом повезло ещё раз, когда врачи, по существу вслепую, предписали лекарство, которое оказавшееся действенным, хотя посев крови, по которому определяется какой именно препарат необходим, мог быть получен только через десять дней.
Сейчас я убеждена, что случайностей в жизни  не бывает. Всё что происходит –  для чего-то и почему-то. Мои ангины, возможно, говорили о том, что мне никак не удавалось смириться с  этим миром, придя в него, а сепсис – возможно  говорил о том, что мой путь настолько отклонился  от прямой дороги, что дальнейшая  жизнь  могла и не помочь  мне выйти на неё вновь. По каким-то  причинам жизнь мне была оставлена и на этот раз. И с этого, казалось бы, негативного опыта, началось медленное переосмысление жизни, начался поиск ответа на вопрос: «кто я такая  и зачем вообще живу?» Поиск растянулся на многие, многие годы, но ведь если вопрос ставишь, то и ответ тебя обязательно найдёт.
Ещё  могу добавить, что видела Смерть. Это было тоже  в детстве, когда решался вопрос – смогу ли приспособиться к окружению.  Я увидела как бы ролик - яркий, цветной, настоящий. Цветные сны я смогла видеть много, много позже, поэтому думаю, что это было не сно-видение, а просто видение. Огромный, хорошо освещённый люстрами прекрасный зал, где у стен стояли люди, одетые почему-то в чёрное. Я находилась  где-то у правой стены, и видела, как ко мне приближается очень красивая и величественная дама, можно сказать – царица, в окружении своей свиты. Эта дама тоже была  в чёрном  как и её окружение, и я знала, что она и есть - Смерть.  Я всё ждала, когда она посмотрит  на меня, но - не дождалась.  Она царственно прошла мимо меня, не повернув  ко мне даже головы.
Так я и осталась жить.  Может быть, в том числе и для того, чтобы передать людям сообщение, ради которого, по сути, и  открыла эту страничку на проза.ру.