Срочный вызов

Елизавета 5
    Еду на вызов.Темно."Скорая" мчится по мокрому асфальту  районного городка.Путь не близкий-в дальнее село. На улице льёт осенний затяжной дождь.Вызов поступил  больше часа назад,но выехали только что.Машин не хватает.Медперсонала тоже.
    Фельдшера помоложе уволились,не хотят работать за  низкую зарплату. Ну,а нам ,"старикам"приходится по привычке работать здесь.В машине прохладно,поверх медицинского халата наброшена куртка.На ногах-резиновые сапоги.В село еду,там по грязи в другой обуви не пройти. 

  Невольно вспомнился  случай из практики. Много лет назад,я ,молодой фельдшер поступила на работу в сельскую амбулаторию.Приём вели два терапевта и один хирург.Врачи принимали до двенадцати часов в амбулатории,затем уходили в стационар.Уходили все-врачи,медсёстры,санитарки.На вызовах оставалась я одна и мой чемоданчик с медикаментами.В кабинете было холодно.Отапливалась амбулатория дровами.А что такое печное отопление,знают те,кто испытал на себе все его "прелести".Утром санитарки топили печки во всех кабинетах.Во второй половине дня от тепла ничего не оставалось .Амбулатория остывала. На столе-записка:"Лиза ,посети,пожалуйста два адреса.Там бабульки лежачие.Померяй давление,окажи помощь"

   Я знала,что этих бабулек должен был посетить участковый терапевт.Это его обязанность.Но ,делать нечего,больных надо лечить.Открыла чемодан,заполнила его медикаментами,имеющимися в арсенале амбулатории.Жду звонки вызовов.Долго не пришлось ждать.
   "Алло,поликлиника?"
   "Да. Что случилось?"
   "Пожалуйста, срочно,высокая температура у ребёнка ,не можем снизить"
 Записав адрес,я спешно собралась выходить.Но вдруг  раздался звонок,затем второй,третий.Записав несколько адресов,закрыв амбулаторию,я поспешила на вызовЫ. На улице стояла поздняя осень Моросил мелкий , холодный дождь.Утопая в грязи в осенних туфельках,я с трудом добралась до указанных адресов,оказала помощь.

  Возвращаясь в амбулаторию,заглянула к бабулькам .Одна из них потребовала снять туфли и постелить в них газету. Будто бы эта газета могла защитить от холода!
Но я послушалась её.Уж очень настойчиво  уговаривала она меня.
  На улице по-прежнему моросил дождь.Небо затянуло тучами. Серые дома казались снаружи неприветливыми и холодными.Но внутри  их топились печки.Мне так хотелось прийти в тёплое помещение!Но там,в амбулатории ждал холод.

   Я медленно брела по улицам села.Вдруг я услышала крик"Помогите!Умирает,мой сын умирает"Я рванула к дому, откуда слышался крик. Запутавшись в калитке,я с трудом открыла крючок,и подбежала к дому.На пороге небольшого домика стояла пожилая женщина,прислонившись к дверному косяку,надрывно плакала.
   "Что случилось,тётенька?"
   "Сын умирает.Проклятые наркотики..."
Оттолкнув её,я устремилась в комнату.На диване  лежал парнишка ,лет пятнадцати.Глаза закрыты, в уголках рта-пена,левая рука свисает с кровати,на локтевой вене видны следы от неоднократных инъекций.

    Пульс нитевидный.Зрачок не реагирует на свет.Лицо бледное.Губы синие.На лбу-капельки пота.Артериальное давление на обеих руках 50/35Дыхание редкое,прерывистое.
    -- Что он вводил в вену?-- На маленькой табуретке лежала вскрытая ампула Омнопона,на полу валялся использованный шприц с окровавленной иглой. В голове моей промелькнули конспекты по оказанию помощи при передозировке наркотиков . Что делать?В чемодане  оставалась одна ампула анальгина и несколько ампул дибазола. Всё!Дефицит не позволял шиковать медицине.

     Не долго думая,я расстегнула ворот рубахи и ,накинула ему на рот марлю и начала делать искусственное дыхание ,чередуя с массажем сердца,женщине строго наказала бежать к ближайшему телефону и вызвать "скорую" из района.
     Мальчишка не подавал признаков жизни. Не помню,сколько прошло времени(мне показалось -вечность!). Парень не приходил в себя.Искусственное дыхание,массаж, дыхание,массаж,ещё,ещё,ещё..

     Мальчик лежал недвижим.Кожные покровы бледные, губы синюшные,глаза плотно закрыты, руки ,холодные на ощупь,неподвижно лежали вдоль туловища.
Я продолжала реанимацию.И вдруг произошло чудо! Мальчишка задышал!
     Мать мальчика металась по комнате. Её вой ( это был не стон.не крик ,а нечто такое ,похожее на вой собаки, испытывающей  страшную потерю.) гудевший  в моих ушаах ,вдруг резко прекратился.Она присела на корточки возле кровати и глазами , полными слёз , посмотрела на сына .

     "Сыночек мой, сыночек,родненький, живи,пожалуйста.живи"
Ей,матери,было больно и обидно, что сколько ни старась она бороться против наркотиков, сколько ни пыталась вырвать сына из плохой компании, ничего не получилось.Сына воспитывала одна .Муж умер много лет назад от рака.
     За окном послышался шум подъезжающей машины.

     "Ну,слава богу!"-вырвалось у меня.  Я помогла фельдшеру"Скорой" на простыне перетащить мальчика в машину.В те ,семидесятые годы мы переносили больных и пострадавших на обычных носилках,а порой и на простынях или других подручных средствах. Мальчишку-наркомана увезли в стационар.Спустя некоторое время я узнала,что он выжил в тот злополучный день. Но вскоре вновь принимал наркотики,и в один из страшных дней умер от передозировки.Как жаль.А ведь мог бы жить!

      Много лет прошло с тех пор. За  тридцать пять лет  работы фельдшером много раз сталкивалась  лицом к лицу  со смертью. Были вызовы  на страшнейшие автокатастрофы, на сложные роды,но этот  вызов к мальчишке -наркоману навсегда остался в моей памяти.Позже,когда я сталкивалась с больными наркоманами, я невольно вспоминала того пятнадцатилетнего мальчишку.До боли в сердце мне  жаль мальчика и его мать.
      Сколько ещё таких юных жизней унесли наркотики ?