Победа ста тысяч мучеников

Локсий Ганглери
Кто он, Великомученик Победоносец?
Кто они, НАШИ?

Посвящаю Георгию Бериашвили, мыслителю и музыканту


В тот вечер ко мне в комнату зашла Маша. Она приблизилась к горящей лампаде, и задала мне вопрос. Вопрос традиционный, но… всякий раз он звучал по-новому – а в тот вечер, Маша была особенно вдумчива:

– А чья это икона?

– Какая, эта? Вот, – говорю, – смотри, это – три святые жены в нашей истории: святая Нино, которая крестила Грузию. Вот – святая Тамар, царица, спасшая страну и православие. Она одержала столько славных побед, что у нас ее зовут не «царица», но «царь»! Помнишь, мы в Вардзиа были, в прошлом году? – она-то и построила этот пещерный город – монастырь и крепость. А справа – святая великомученица Кетеван. Она была царицей Кахнтии, но отправилась в Персию, к страшному Шах-Аббасу I, чтобы тот взял ее в заложницы вместо ее сына...
…А вот – священномученик  отец Димитрий – твой родной прапрадедушка, Дмитрий Павлович Вознесенский,  который пострадал за веру и за Отечество, почти сто лет назад.
О, а это – святые асурские старцы!.. помнишь, мы были на горе Зедазени, откуда даже Джвари был виден далеко внизу. Этот монастырь святой Иоанн Зедазенский построил. А его ученики создали самые великие церкви и монастыри в Грузии почти полторы тысячи лет назад.: кто – Шио-Мгвиме, кто – Некреси… только вслушайся: Алаверди, Давид-Гареджи, Икалто, Брети, Самтависи!…
А вот эта икона – в центре – моя спасительница, Одигитрия, Великая Панагия…
...Ну, это мой святой – святой великомученик Георгий Победоносец! верхом на белом коне, он убивает дракона…

Вдруг Маша, признаться, поставила меня в тупик:

– Как это – Великомученик и Победоносец?

Живи я действительно правильной жизнью, я бы, возможно, нашелся с ответом, однако… Однако на сей раз, я попросил дать мне отсрочку.
В самом деле, когда молишься «святый великомучениче Георгие Победоносче, моли Бога о мне…» – об этом не задумываешься.
А поди, втолкуй ребенку: КАК сможет победить – или помочь одержать победу тебе – человек, который сам замучен до смерти?!

…Ответ, впрочем, пришел внезапно и негаданно – словно бабочка в апреле или листок в декабре. На ночь, я листал «Православный календарь» – и вот, назавтра оказался: День Памяти 100 тысяч мучеников в Тбилиси от хорезмийцев убиенных.

Так это было.
13 ноября 1226 года хорезмский шах Джалал-эд-дин вошел в Тбилиси. Окаянный иконоборец приказал на мост меж двумя церквами – Анчисхати и Метехи – положить икону пресвятой Богородицы. «Кто наступит на икону – пускай идет с миром, а ослушнику отрубим голову!» – таков был приказ проклятого нечестивца.

…уже покраснела река – от крови более, чем от лучей закатного солнца. Но люди все шли поклониться иконе – все шли и шли, стар, и млад – как шли они в мирные, к алтарю. А хорезмские убийцы рубили головы тем, кто лобызавшие только что святой образ!

В тот день, и в ту ночь, и на следующий день палачи Джалал-эд-дина убилиси сто тысяч человек. Это были жители нашего города, которые поклонились святой иконе, ценою собственной жизни!

Я закончил рассказ. Маша слушала, затаив дыхание.

- Как ты думаешь, Машенька, КТО победил в той страшной… по сути, схватке! – в том сражении на мосту: ТЕ, кто шел вперед – без оружия, даже без злобы, движимый только любовью? Или ТЕ, кто рубили им головы, легко и просто, как автомат, разве что устали…

– Ну, конечно НАШИ! У этих убийц – ни мысли, ни цели не было, ни смысла! А главное, Бог их накажет. Да ведь?

– Бог их уже наказал: ведь они в Него не верят, не любят Его – только и умеют, знай, мечом размахивать! – ответил я племяннице.

…и с большим удовольствием отметил про себя «НАШИХ». Ведь в том, как было произнесено это, можно сказать, священное слово было отчетливо видно: НАШИ все те люди, кто и пред страхом смерти не предал веры себя, своих предков и своих близких, своих друзей и соседей – даже независимо от национальности или вероисповедания!
НАШИ – все те люди, чья любовь к Богу и ближнему оказалась сильнее страха смерти!..