Помни предков своих. Послевоенные годы

Николай Обухов
Довоенные годы в творческой и общественной жизни Н.Г.Тихонова характеризовались чрезвычайно широким спектром деятельности. Он активно участвовал в уникальном
и грандиозном проекте Советской власти по созданию действенного рода революционного искусства – росписи агитпоездов и агитпароходов, и в то же время  занимался более прозаическими  вещами – прикладной графикой по оформлению различных упаковок промышленных товаров и рекламой советских кинофильмов. Это было обусловлено потребностями и веяниями того непростого и стремительного времени.   
Теперь с возрастом дедушка сосредотачивает свои силы на выполнении двух своих главных миссий. Он передает богатейший жизненный и творческий опыт своим будущим коллегам-художникам, многие из которых станут известными и заслуженными живописцами и мастерами национальных народных промыслов. И, конечно, он неустанно работает над созданием многочисленных произведений прикладного искусства, сюжеты которых он черпает в окружающей действительности и у самой Природы, что обуславливает их подлинную реалистичность. 
В этот период в полной мере проявляется еще одна грань его таланта – организатора
и ученого. Он долго, активно и плодотворно работает в МОССХ и НИИХП.

МИПиДИ

Дедушка демобилизуется из Красной Армии в конце сентября 1944 года и сразу приступает к обязанностям преподавателя в МИПиДИ (бывшем ЦХПУ).
В должности старшего преподавателя он ведет в институте композицию и дипломное проектирование на кафедрах металла, керамики, декоративной скульптуры, стекла и пластмасс.
В октябре 1947 года решением Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) СССР
Н.Г.Тихонов утверждается в ученом звании доцента по кафедре «Декоративная скульптура» МИПиДИ.
Обычно ученое звание доцента присваивается кандидатам наук, однако с дедушкой было как раз наоборот – он получил это звание за многолетний опыт работы преподавателем и научную практическую деятельность без присуждения ученой степени кандидата наук.
Большие нагрузки не страшили дедушку: в 1949–50-х годах он был еще и исполняющим обязанности декана факультета стекла и пластмасс.
В конце сентября 1952 года доценту Н.Г.Тихонову пришлось уволиться из МИПиДИ. Это было связано с тем, что институт был объединен с Ленинградским Высшим художественно-промышленным училищем и переведен в город на Неве.
В соответствии с духом того времени, в трудовой книжке дедушки появляются хорошо известные старшему поколению записи о поощрениях и награждениях. Например, весной
1951 года он принял участие в работе  Всесоюзной конференции педагогов-художников. Приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР ему в МИПиДИ была объявлена благодарность за  методическое руководство на этой конференции как активному участнику в работе цикловых комиссий.
За время преподавания у дедушки проходили курс композиции и дипломное проектирование многие известные в будущем художники и скульпторы. Он всегда пристально следил за судьбой своих бывших студентов и всегда был очень рад их творческим успехам.
В особенности, это касалось студентов, которые после окончания института работали в Вербилках на ДФЗ. Это скульпторы  О.С.Артамонова,  С.И.Вайнштейн-Машурина и супруги Н.Н. и Ю.Б.Ганрио. 
Очень теплые отношения сложились у него с четой Ганрио. Когда мы были летом
в Вербилках, дедушка часто и подолгу обсуждал с Юрием Борисовичем различные профессиональные вопросы развития и разработки новых изделий из фарфора и керамики. Это происходило или в квартире Ганрио в новом кирпичном доме на улице Победы или в беседке сада нашего дома в Торговом проезде. Он часто брал меня с собой, и для меня Ганрио всегда были просто  тетя Неля и дядя Юра. Как, впрочем, и многие другие знакомые дедушкины художники и скульпторы.
 От себя добавлю, что это были милые, спокойные и доброжелательные люди, общаться
с которыми было очень просто и приятно.

МХПУ

В конце сентября 1952 года дедушка возвращается к работе в МХПУ им. М.И.Калинина
и становится нештатным преподавателем композиции с почасовой оплатой на Высшем педагогическом отделении училища.
 В январе 1953 года на него, как на доцента, временно возлагаются обязанности заведующего этим  отделением, в качестве которого он плодотворно проработал три последующих года.
В начале октября 1956 года дедушка неожиданно был освобожден  от работы на педагогическом отделении ввиду отсутствия педагогической нагрузки. Можно только догадываться, что стояло за столь странной формулировкой увольнения. Однако, учитывая его колоссальный педагогический опыт и независимую позицию по вопросам методики преподавания художественных дисциплин, следует предположить, что это был конфликт интересов именно в данной плоскости.
Тем не менее, дедушке выдали весьма интересную справку о том, что он работал преподавателем в МХПУ им. М.И.Калинина с 1сентября 1932 по 1октября 1956 года.
Проще говоря, с учетом революционных лет, дедушка отдал училищу более 35 лет своей жизни и воспитал в стенах училища не одно поколение художников и мастеров народных промыслов.
И в МХПУ практически каждый год дедушке объявляли благодарности за большую работу по воспитанию учащихся и хорошую постановку преподавания.

МТИ

В возрасте 64 лет дедушка становится академическим пенсионером.
Но надо было хорошо знать его неуемный характер и не по годам творческий задор – он считал, что не сделал в жизни и десятой доли того, что мог бы осуществить.
И когда в ноябре 1959 года дедушке предлагают работу в Высшей школе промысловой кооперации (ВШПК) он без колебаний дает на это согласие, несмотря на то, что она располагалась в поселке Черкизово Пушкинского района Московской области. Дедушке приходилось почти ежедневно ездить в Черкизово на электричке.
Несколько слов о ВШПК. В то время это было молодое высшее учебное заведение (вуз), созданное по постановлению Советом министров СССР в 1952 году. Школа была призвана обеспечить высококвалифицированными кадрами различные артели и организации промысловой кооперации и народные промыслы.
В ВШПК были технологический и инженерно-экономический факультеты, включавшие
13 кафедр, 15 лабораторий и 6 методических кабинетов. В 1959 году открылось несколько новых специальностей, в том числе,  «Художник-технолог».  К этому времени ВШПК превратилась в головной вуз в системе бытового обслуживания населения СССР. В 1958–75 годах руководителем вуза был Н.В.Бодунков.
В духе веяний того времени ВШПК осенью 1960 года была переименована в Высшую школу местной промышленности (ВШМП). Весной 1961 года вуз получает новое название
– Московский технологический институт местной промышленности (МТИМП), в нем появляется художественно-технологический факультет. Студенты стали учиться пять лет на дневном и шесть лет на вечернем отделениях. Ранее эти циклы обучения составляли три и четыре года соответственно. Весной 1963 года из наименования вуза исчезают слова «местной промышленности» и он становится просто Московским технологическим институтом (МТИ).
Теперь это Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС), где работает факультет технологии и дизайна.
Итак, в ноябре 1959 года дедушка начинает работать в качестве исполняющего обязанности заведующего кафедрой художественных дисциплин технологического факультета ВШПК. В апреле 1960 года он избирается по конкурсу и становится заведующим кафедрой композиции. Он работает в этой должности на художественно-технологическом факультете до сентября 1967 года.
В 1967 году дедушке было уже 75 лет, но он продолжает трудиться в МТИ на кафедре композиции в должности доцента еще целых четыре года и уходит на заслуженный отдых только в июле 1971 года. Таким образом, его общий педагогический стаж с сентября 1915 года составил более 55 лет!
За время работы в МТИ дедушка вел активную педагогическую работу на художественно-технологическом факультете и преподавал курсы общей композиции и специальной композиции  для миниатюрной живописи по папье-маше и росписи по дереву, вел преддипломную практику и дипломное проектирование.
Он несколько лет был председателем методической комиссии факультета, принимал самое непосредственное участие во всех заседаниях кафедры. Особенно внимательно и требовательно он относился к просмотрам и обсуждению работ студентов, поскольку считал, что от результатов этой работы во многом зависит творческая судьба будущих художников и мастеров народных промыслов.
Практически каждый год дедушка получал в МТИ поощрения. Например, в 1967 году он получил благодарность за успехи в учебно-воспитательной, методической и научно-исследовательской работе, а также за добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей и активное участие в общественной жизни института в 1966–67 учебном году.
В этом же году имя дедушки было занесено в Книгу почета института, и он был награжден именной грамотой за успехи, достигнутые  в подготовке специалистов для службы быта, активное участие в общественной работе и в связи с 50-летием Великой Октябрьской  Социалистической революции.

Последняя группа в МТИ

В архиве дедушки хранится прекрасно изданный альбом «Болгарское народное искусство», выпущенный в Софии в 1969 году. На форзаце альбома сделана надпись: «Уважаемому Николаю Георгиевичу от группы живописцев 2-го курса в день Советской Армии с пожеланием отличного здоровья, творческих успехов. 23.2.1970 г.». Внизу стоят подписи тринадцати студентов. Это была последняя группа лаковой миниатюры Федоскино, которую дедушка вел в МТИ.
Студенты группы представляли различные республики СССР. Они после окончания института разъехались по разным уголкам нашей необъятной тогда страны. Н.Иванов работал
в Киеве, В.Колесникова – на ДФЗ, Б.Новосёлов – на Холуйской фабрике художественной лаковой миниатюры, где он более 30 лет был главным художником. В.Баньковский и А.Исаев до сей поры трудятся в Москве.
У заслуженного художника РФ Б.К.Новосёлова остались о дедушке самые теплые воспоминания. Молодым сельским пареньком он приехал в Москву постигать премудрости лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В МТИ он встретил педагога, моего дедушку, который был не только глубоким знатоком русского народного искусства и культуры, но и отзывчивым и внимательным учителем и старшим товарищем. В дедушке отлично сочетались высокая профессиональная культура и дисциплина художника с мудростью опытного педагога.
Б.К. Новосёлов подчеркивает, что дедушка очень человечно, от всей души передавал студентам весь свой богатый профессиональный и жизненный опыт. А лично к нему дедушка отнесся по-доброму, с особой теплотой и участием, вложив в него те необходимые знания и практические навыки, которые помогли стать ему одним из ведущих мастеров холуйской лаковой миниатюры.
Член Ассоциации художников прикладного искусства (АХДИ) МСХ В.И.Баньковский вспоминает дедушку как профессионала высокого класса, доброго и отзывчивого педагога, прекрасно преподававшего композицию и остальные предметы. Несмотря на возраст, дедушка не  раз ездил с группой на практику в Федоскино, где его очень хорошо знали и отзывались о нем с большим уважением. Он был последним специалистом по лаковой миниатюре в МТИ.
В.И.Баньковский сохранил о педагоге Н.Г.Тихонове самые лучшие воспоминания.
В.В.Лебедева (Колесникова) после окончания МТИ вернулась в родные Вербилки и около 40 лет проработала художником по росписи в Художественной лаборатории ДФЗ. Ей были созданы многочисленные рисунки  для посуды массового спроса.
Она вспоминает о том, какую решающую роль сыграл дедушка в выборе ей профессии
художника и получении высшего образования. Ее отец, В.Г.Колесников, работал художником-исполнителем в Художественной лаборатории завода и в 1960-е годы расписывал тарелку с изображением В.И.Ленина, автором которого был дедушка. Валя неплохо рисовала, и как-то в разговоре с дедушкой В.Г.Колесников посетовал на то, что не знает, куда направить дочь для получения художественного образования. Дедушка, просмотрев ее работы, порекомендовал поступить  сначала на подготовительные курсы института, а затем и в МТИ. У В.В.Лебедевой остались о дедушке самые светлые и радостные воспоминания.
А.М.Исаев был самым молодым студентом этой группы. После окончания МТИ он отслужил в армии и до сих пор работает художником-оформителем. Он тоже вспоминает
о дедушке как о милом, интеллигентном и добропорядочном человеке.

НИИХП

В период Великой Отечественной войны многие народные художественные промыслы были вынуждены свернуть свою деятельность – почти все их мастера и художники ушли на фронт. Многие из них не вернулись домой.
Однако уже в 1943–1944 годах Советское государство предприняло меры по восстановлению работы народных промыслов. Ведущие мастера были отозваны с фронта, значительно улучшилось материальное обеспечение промыслов.
Большую работу по обследованию и восстановлению работы промыслов проводили работники НИИ художественной промышленности (НИИХП) и привлеченные специалисты по разным видам народного искусства. После возвращения из армии дедушка также включается в эту работу и как представитель НИИХП выезжает на разные  промыслы: подмосковные Гжель, Жостово и Федоскино, ивановские Палех и Холуй, владимирский Мстёра. Не забывает он и родные Вербилки. 
Однако теперь, в отличие от довоенных лет, когда он разрабатывал образцы изделий для внедрения в кустарную промышленность, дедушка сосредотачивает свои усилия на теоретической и практической помощи в становлении и работе разных промыслов в новых условиях, сочетая научную работу в НИИХП с педагогической работой в МХПУ, МИПиДИ и МТИ.
В 1951 году он становится членом Художественно-технического совета, а в 1952 году
– членом Ученого совета НИИХП.
Работы в обоих Советах было много. На совещаниях Художественно-технического совета проходили обсуждения образцов изделий, разрабатываемых специалистами института для художественной промышленности, а также новых образцов изделий мастеров народных промыслов, предлагаемых ими к внедрению.   
В Ученом совете рассматривались планы работы аспирантуры НИИХП, проводились обсуждения диссертационных работ аспирантов и соискателей, а также докладов, книг, научных трудов и отчетов о полевых работах, выполненных сотрудниками института.  Диапазон рассматриваемых тем был обширным – от костюма и вышивки до ювелирного искусства и кубачинского серебряного дела.
Например, в феврале 1967 года на заседании Ученого совета дедушка участвовал
в обсуждении диссертационной работы аспиранта НИИХП  И.А.Прониной, соавтора известной нам книги «История Строгановского училища. 1825–1918 гг.». Именно она проводила опрос моего дедушки об его ученических годах в Училище, выдержки из которого приведены в данной книге.
Один из ведущих искусствоведов НИИХП В.М.Вишневская так охарактеризовала работу Н.Г.Тихонова, выступая на обсуждении работ художников известной нам групповой выставки 1957 года в МОСХ: «…я знала его как старшего товарища в институте. Здесь много говорили о нем как о живописце, но никто не сказал о нем сегодня как о педагоге, не сказал слов благодарности за его замечательную работу в этой области.
Он много лет работает в Институте промышленности, много сделал для народного декоративного творчества. Все лучшие работы, созданные там, проходят через его руки. Нужно сказать ему большое сердечное спасибо за эту героическую работу в области народного творчества, народного искусства. Об этом будут вспоминать в будущем, как в эти трудные годы небольшая группа сторонников и приверженцев этого дела не оставила эту работу, которая помогала этим мастерам народного творчества, когда они не получали нужного внимания. Поэтому мне хочется от нашего Института, от наших художественных мастеров сказать большое спасибо Н.Г.Тихонову».


Федоскино

Дедушка всегда уделял большое внимание развитию многих народных промыслов бывшей Московской губернии и, думается, хорошо знал и сами производства, и большинство мастеров  этих промыслов. Преподавая в учебных заведениях, он занимался со студентами, которые имели непосредственное отношение к этим промыслам и как их работники, и как будущие специалисты этих промыслов.
Он не только разработал ряд методических материалов и программ обучения для различных специализаций народных промыслов, но и активно участвовал в работе Ученого и Художественного советов НИИХП, связанной с развитием и укреплением художественной и производственной базы народных промыслов. 
Помня трепетное и серьезное отношение дедушки ко всему, что касалось русской традиционной народной культуры, хотелось бы сказать несколько слов о старейшем в России центре лаковой миниатюрной живописи Федоскино.
Дедушка часто бывал в Федоскино и когда работал в Кустарном музее, и когда преподавал в МХПУ им. М.И.Калинина и МТИ. У него сложились добрые и неформальные отношения со многими мастерами промысла, о которых он всегда отзывался с большой теплотой и уважением.
В памяти не сохранились имена тех, с кем дедушка мог сотрудничать на этом промысле.
Но это могли быть мастера 1920–30-х годов В.М.Большаков, С.И.Бородкин, Е.М.Густов, А.А.Кругликов, И.П.Лавров, Н.И.Майоров, Н.П.Петров, И.А.Платонов, К.Н.Рановский, И.С.Семёнов и Н.П.Цыбин. А также молодые живописцы  1940-50-х годов В.Д.Липицкий, М.Г.Пашинин, П.Н.Пучков, С.П.Рогатов, И.И.Страхов и М.С.Чижов.
Возникло желание больше узнать о промысле, а, может быть, услышать ветеранов, еще помнивших моего дедушку. Тем более, что в архиве дедушки сохранились две ученические тетради с отчетами о производственной практике студентов 2-го курса ВШМП С.Монашова «Анализ состояния и перспективы развития Федоскинской миниатюры» и А.Толстова «Федоскинская лаковая миниатюра», написанные ими  в 1961 году.  Эти тетрадки были взяты мною при поездке в Федоскино и помогли встретиться с бывшим студентом дедушки.
К сожалению, на производстве не осталось никого, кто бы помнил Н.Г.Тихонова. Но директор музея лаковой миниатюры Федоскино, мастер промысла в 1980-е годы, С.М.Сидоров, предложил встретиться с 90-летним С.В.Монашовым, который всю жизнь проработал в Федоскино и был тем самым студентом ВШМП, кто написал один из отчетов.
Когда С.В.Монашов увидел свой отчет, на него нахлынули воспоминания. С детства он хорошо рисовал, и посещал художественную студию в Наро-Фоминске. Закончив школу перед началом войны, он в неполные 18 лет ушел добровольцем на фронт. После тяжелого ранения под Сталинградом Сергей возвратился в разрушенный врагом Наро-Фоминск на пепелище. Его родители погибли, а дом был в руинах.
Надо было как-то жить. Его учитель по художественной студии посоветовал ему поехать в Москву и обратиться за помощью в Кооперативный союз художественных промыслов. Там он получил направление в Производственно-техническую школу миниатюрной живописи в Федоскино. Особенность этой школы заключалась в том, что туда принимали подростков, которые потеряли все во время войны, бедствовали и жили впроголодь, но проявляли недюжинные художественные способности.
С.В.Монашов с отличием окончил школу в 1947 году, отучившись пять курсов вместо положенных четырех  лет (для особо одаренных молодых людей был организован дополнительный курс обучения). Он проработал мастером в Федоскинской артели миниатюрной живописи  до 1959 года и был направлен на учебу в ВШМП.
Он учился у дедушки около двух лет и вспоминает его с большой теплотой как многоопытного, чуткого педагога и хорошего, отзывчивого человека.
После окончания института С.В.Монашов перешел на преподавательскую работу
в Федоскинское училище миниатюрной живописи  и более 20 лет вел там рисунок, живопись, композицию и материаловедение, а также был завучем училища.
 Одновременно он плодотворно работал над лаковой миниатюрой и разработал ряд уникальных произведений различной тематической направленности. К юбилею Большого театра в 1950-х годах он создал галерею миниатюрных портретов выдающихся солистов театра, среди которых были запечатлены певец А.С.Пирогов, балерины М.М.Плисецкая и Г.С.Уланова.
К большому сожалению, С.В.Монашов ушел из жизни летом 2016 года, но до последнего момента он, несмотря на свой почтенный возраст, активно участвовал в жизни фабрики и поселка, охотно делился своим богатейшим жизненным и творческим опытом и воспоминаниями с окружающими.
Кстати, с Федоскино связан еще один бывший студент, который учился у дедушки в МТИ. Это заслуженный художник России, профессор Н.П.Митрофанов. Его судьба практически совпадает с судьбой С.В.Монашова, только он на десять лет младше последнего.
Он  тоже учился в одной из школ  Наро-Фоминска и занимался в детской студии изобразительного искусства у С.Г.Пугачёва. В возрасте 14 лет он остается без родителей. Младшие дети семьи были определены в детский дом, а Николай был предоставлен самому себе. Его наставник по студии, узнав о случившемся горе, посоветовал поступать в Федоскинское училище миниатюрной живописи, поскольку там не только учили живописи, но и кормили, одевали и давали место в общежитии. Но для поступления в училище было необходимо иметь семилетнее образование.   
После получения среднего образования Николай поступает в училище, затем отслужив в армии, оканчивает училище и четыре  года работает мастером в Федоскинской артели.
В 1960 году он поступает в МТИ и тоже учится у дедушки. Н.П.Митрофанов
с благодарностью вспоминает о нем, как о профессионале высокого класса и необыкновенном человеке, готовым все отдать своим ученикам, оставаясь при этом строгим, но справедливым и внимательным преподавателем со всеми своими студентами.
Н.П.Митрофанов с отличием заканчивает МТИ и, несмотря на предложение продолжить обучение в аспирантуре, становится на семь лет преподавателем МХПУ им. М.И.Калинина. Затем он совмещает работу в училище и в МТИ, а потом окончательно переходит на работу в МТИ старшим преподавателем кафедры композиции, деканом которой в то время был Н.Г.Тихонов.
В начале 1970-х годов он становится деканом этой кафедры, приняв эстафету из рук дедушки.
В настоящее время Н.П.Митрофанов трудится в Московском государственном областном университете на кафедре живописи факультета ИЗО и народных ремесел, а также активно работает как живописец и мастер декоративно-прикладного искусства.   

Выставки

В послевоенные годы дедушка продолжает активно участвовать в отечественных художественных выставках, которые проводятся в Москве.  
В 1946 году он впервые после войны принимает участие в выставке секции декоративно-прикладного искусства МОСХ. 
В июле 1948 года он был участником Всесоюзной выставки народного и декоративного искусства, которая проводилась в залах Академии художеств СССР. На выставке было представлено свыше 4000 произведений из дерева, керамики, металла, стекла, фарфора, хрусталя профессиональных художников и мастеров народных промыслов со всего Советского Союза.
Для выставки дедушкой был разработан эскиз панно, посвященного 800-летию Москвы.
В материале панно было изготовлено на фабрике «Художественных знамя» и экспонировалось на данной выставке.
В 1957 году дедушка выставлял свои работы на Республиканской выставке декоративно-прикладного искусства, посвященной первому Всероссийскому съезду художников, а также на выставках этюдов секции декоративно-прикладного искусства МОСХ.
В 1973 году он был экспонентом на двух выставках МОСХ – Весенней выставке живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декоративного искусства московских художников и Восьмой выставке произведений московских художников-ветеранов Великой Отечественной войны. На этой выставке было представлено более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
1982 год стал заключительным аккордом в его долгой выставочной деятельности. Дедушка в возрасте  почти 90 лет был участником выставки произведений московских художников «50 лет МОСХ 1932–1982».

«Старые годы»

В середине 1950-х годов дедушка восстановил по старым записям любопытный дневник, который он вел, будучи учеником в Строгановском училище. Называется он «Старые годы».
В двух ученических тетрадях, хранящихся в его архиве, он в краткой форме записал по месяцам и годам содержание досконально изученных им выпусков журнала «Старые годы», наглядно показав нам сам процесс познания и освоения огромного по объему материала, касающегося развития русской и мировой художественной культуры.
В 1963 году вышла книга «Воспоминания» замечательного русского и советского художника и педагога В.Н. Бакшеева. Вот что написал учитель и коллега моего дедушки на странице 92: «Преемственность в искусстве напоминает мне эстафету, которую уронить очень легко, а поднять трудно, иногда невозможно.
Для того, чтобы быть по-настоящему современным и не растерять своего мастерства или чтобы это мастерство не застыло, не законсервировалось, художник должен постоянно общаться не только со своими товарищами по искусству, но и со своими предшественниками
– в музеях, библиотеках. Индивидуальность, даже самая крупная, самобытная, только тогда сможет проявить себя по-настоящему, когда ее обладатель прилежнейшим образом до последнего кирпичика изучит грандиозное здание искусства, воздвигнутое трудом художников многих поколений».
О журнале «Старые годы» было рассказано в моем произведении «Строгановское училище». Почему дедушка восстановил то, что было записано более 40 лет назад, остается только гадать.
Мне думается, что, восстанавливая старые записи, он не только воскрешал в своей памяти  долгий путь познания прекрасного, с трепетом и ностальгией вспоминая молодые студенческие годы, но и черпал в этом новые силы и уверенность, заряжался энергией далекой молодости, чтобы продолжать свою творческую жизнь.
Между прочим, дедушка до самого конца своей педагогической деятельности очень ответственно подходил к вопросу своего самообразования. Его часто можно было видеть читающим специальную литературу по искусству и делающим необходимые ему для работы выписки.

Общественная деятельность

Как и в довоенные годы, дедушка не оставался в стороне от общественной жизни.
В МХПУ им. М.И.Калинина он избирался членом и председателем местного комитета профсоюза.
В 1950-е годы он был активным членом Художественного совета Главного управления фарфоро-фаянсовой промышленности (Главфарфора) Народного комиссариата местной промышленности РСФСР.
В 1957 году он становится участником  первого Всероссийского съезда художников.
С 1945 года дедушка много сил и времени отдает активной работе в Московской организации Союза художников, о чем будет рассказано в отдельном произведении.

Научная деятельность

В послевоенные годы дедушка продолжал активно заниматься научной деятельностью, вплоть до выхода на заслуженный отдых.
Им были созданы и внедрены в практику  многочисленные программы, методические разработки и записки для тех учебных заведений, где он преподавал.
Например, в МИПиДИ это были проект программы по композиции для факультета художественной обработки металла, программа по изучению приемов работы на гончарном круге для студентов 1–3-го курсов и методические записки к отдельным заданиям программы композиции для факультета художественной керамики.
В МХПУ – проект программы  по композиции и программа по методике преподавания композиции в средних художественно-промышленных учебных заведениях для Высшего педагогического отделения, а также методические записки преподавателя композиции «От рисунка с натуры к композиции».
Больше всего научных разработок было выполнено дедушкой, когда он преподавал в МТИ на художественно-технологическом факультете.
Это были программы курса композиции для специальностей «Живопись миниатюрная
в художественных народных промыслах» и «Живопись миниатюрная по папье-маше и роспись по дереву», программы практических занятий в мастерских и преддипломной практики для студентов 5-го курса для специальности «Живопись миниатюрная», методические разработки «Композиция портрета» и  «Композиция сувенирного характера» для той же специальности.
В архиве документов дедушки хранятся, как он сам их назвал,  записки педагога «Творческий процесс в работе над созданием произведения декоративно-прикладного искусства. Композиция художественного декоративного произведения», «Специфические особенности художественного образа в декоративно-прикладном искусстве», «Использование форм природы и окружающей действительности в композиции», «Использование зарисовок с натуры в композиции» и другие написанные им работы.
Дедушка много выступал на различных методических мероприятиях. Так, в 1950 году он прочитал доклад «О преподавании композиции» на Всероссийской конференции педагогов-художников средних художественных учебных заведений, организованной  Комитетом по делам искусств при Совете министров СССР.
В 1951 году он активно участвовал в методическом руководстве работой цикловых комиссий на Всесоюзной конференции педагогов-художников.
Но его главным научным трудом стал разработанный  в начале 1950-х годов и не раз прочитанный цикл лекций «Методика ведения композиции для преподавателей». Эта многостраничная рукопись также хранится в его архиве и, безусловно, представляет значительный интерес и является актуальной в современных условиях.
В отдельном произведении мной будет рассмотрен в качестве примера научных разработок  Н.Г.Тихонова адаптированный текст его работы «Методика преподавания Общей композиции в МПХТ им. М.И.Калинина», написанной им в 1936 году.

Произведение создано 02.02.15 в 16:27 по местному времени.

Произведение отредактировано 10.03.17 в 05:37 по местному времени.