Баба, я тоже буду артиллеристом

Наши Друзья
Галина Гостева

Одним мартовским днем 2016 года Берёзкина Людмила Васильевна неспешно прогуливалась вместе с 8-летним внуком Денисом по очищенной от снега асфальтовой дорожке Аллеи Ветеранов. После обеда из-за плотных темно-свинцовых туч выглянуло солнышко, и сразу повеяло теплом и едва уловимым ароматом  весны.
Мать Дениса, 30-летняя Анастасия Петровна Майская – школьный учитель физического воспитания, редко бывала дома: то уроки, то спортивные соревнования школьников, то спортивные сборы в разных городах. Хорошо, что они жили одной семьёй в трёхкомнатной квартире небольшого сибирского городка, и дедушка с бабушкой охотно занимались воспитанием своего единственного и обожаемого внука.
У Анастасии Петровны было довольно много поклонников, одаривавших её дорогими подарками. Но она наотрез отказывалась выходить за кого-нибудь из них замуж, говоря: «Ну, какая из меня мать и жена при такой занятости. Никуда я от Людмилы Васильевны и Алексея Давидовича не пойду. Будем с Денисом жить вместе с ними. Так лучше для всех будет».
Людмила Васильевна любила гулять именно по этой дорожке в любое время года. С одной стороны росли высоченные кряжистые сосны. Они почему-то напоминали ей своей зеленовато-болотной расцветкой хвои шеренгу рослых солдат в длинных армейских шинелях.
С противоположной стороны дорожки тянулись вверх к солнцу стройные белоствольные красавицы берёзки. Они, словно невесты, протягивали свои тонкие нежные руки-ветви к стволам сосен, сплетались ими игриво с пушистыми,  раскидистыми хвойными лапками сосен. Со стороны это выглядело так, словно сосны-солдаты приготовились танцевать свадебный вальс  со своими очаровательными берёзками-невестами.
Людмиле Васильевне, бывшей учительнице физики, уже исполнилось 66 лет. Это была статная, моложавая, очень энергичная, сероглазая женщина, не смотря на её коротко подстриженные белоснежные седые волосы. Ее внук Денис – крепенький, шустрый, кареглазый, темноволосый мальчуган, одетый в тёмно-серый с красными полосками пуховик с капюшоном, тоже любил гулять здесь. Пройдя по дорожке, бабушка обычно присаживалась на скамейку отдохнуть, а он мчался к Памятной Стеле, установленной в честь Защитников Отечества.  Напротив Стелы с двух сторон стояли: справа - противотанковая пушка  «45-ка», а слева - 75-миллиметровое артиллерийское орудие.
Взобравшись на пушку, Денис представлял себя героем-артиллеристом, ведущим неравный затяжной бой с врагами. Расстреливая из орудия врагов, он громко запугивал их: «Мой прапрадед, прадед, дед, отец и я – артиллеристов храбрая семья!»
Наигравшись, внук подбегал к бабушке со словами: «Бабуля! Скорее пошли домой. Я только что придумал, наконец, стихи к моим рисункам про артиллеристов!»
Бабушка не возражала. Она поощряла его творчество, в глубине души надеясь, что, когда он вырастет, то выберет профессию художника, а не артиллериста.
Придя домой, Денис поспешно доставал из своего письменного стола папку с рисунками, выполненными акварелью. На одном из рисунков высился Московский Кремль. Во все стороны от него расползались в страхе  люди-мыши. Надпись под рисунком гласила: «В 1382 году злые орды Тохтамыша бежали от Москвы, как мыши. «Тюфяки» их напугали, орды  драпака  задАли».
Разглядывая рисунок, Денис спросил бабушку: «Ба! А ты знаешь, кто был первый артиллерист в нашем роду?» «Нет, к сожалению», - вздохнув, ответила та.
Она вынула из комода толстый семейный альбом и показала пожелтевшую старую фотографию. На ней был изображён бравый молодой офицер. В руках он держал медаль. Из коробочки Людмила Васильевна достала серебряную медаль «В память русско- японской войны» и подала Денису.
Присев рядом с внуком, бабушка объяснила:
- Это - Иван Савельевич Берёзкин, твой прапрадед. Родился 14 января 1880 года. Участвовал в обороне Порт-Артура, главной базы русского военного флота на Тихом Океане.
- А, за что ему выдали эту медаль? Он – что, геройский подвиг совершил? - сгорал от любопытства внук-непоседа.
- Можно и так сказать! Вот в этих старых записях он описал про оборону Порт-Артура в 1904 году. Оборона длилась 157 дней. Наших было убито почти 18 тысяч, а японцы потеряли 110 тысяч солдат и офицеров. Наш гарнизон сражался храбро, но всё равно проиграл.
- А, почему проиграл? - допытывался Денис.    
- Много тому причин. В русском гарнизоне было пятьдесят тысяч защитников, а против них выступила двухсоттысячная армия японцев. У наших было шестьсот сорок шесть орудий и шестьдесят два пулемета. Впервые там применили и миномёт. Да я же тебе рассказывала про это,  - пыталась закончить разговор бабушка.
- Ба! Я придумал новый рисунок. Уже и слова к нему сочинил: «В русско-японской войне миномёт врагам показал, что снаряды – не мед!» - похвалился юный художник. - Ба! Раньше ты ещё рассказывала, что около тридцати тысяч наших попали в плен к японцам. А как тогда Иван Савельевич домой в Россию вернулся? - продолжал допытываться удивлённый Денис.
- Бог помог! И не ему одному! Около 12 тысяч пленных были больны и ранены. В том числе Иван Савельевич. Японское командование приняло решение, что все пленные офицеры смогут вернуться домой в Россию, если дадут честное слово, что не будут больше участвовать в военных действиях», - объяснила она.
- И, что?! Японцы поверили их честному слову?! - поразился Денис.
- Да, Дениска! Честное слово офицера тогда многое значило. Нарушить слово чести было равносильно предательству и измене.
Иван Савельевич  вернулся. Женился сразу. В 1910 году, как защитник  Порт-Артура, получил эту медаль. Вырастил потом 6 дочерей и сына, прадеда твоего, Давида Ивановича, 12 февраля 1920 года рождения.  На войне он потерял обе ноги.
- Баба, а как мой прадедушка жил без обеих ног? Тяжело, наверное, скучно ему было всю жизнь на деревянной тележке сидеть? - выразил озабоченность Денис.
- Ох, внучОк! Слава Богу, что он вообще живой остался. Ему, ведь, под Сталинградом пришлось воевать. В наземной артиллерии. До солдат довели приказ Главнокомандующего о том, что Сталинград не должен быть сдан противнику.
Это был сущий ад. На город немцы сбросили почти миллион бомб. Вместе с нашими солдатами против фашистов отчаянно сражались и жители города. Почти семьдесят пять тысяч ушли добровольцами на фронт. Бои продолжались 200 дней. Потери у врага составили полтора миллиона человек. 2 февраля 1943 года наша армия разгромила противника под Сталинградом. Вот, смотри, какую твой прадед медаль получил. «За оборону Сталинграда».
А после войны скучать ему было некогда. Освоил сапожное дело. Заказы из других деревень даже поступали. На лицо очень красивый был. Один чуб волной чего стоил. Женился на вдове, соседке с тремя дочерьми. А позже и сынок народился 15 декабря 1949 года, дедушка твой, Алексей Давидович, мой муж» - как-то разохотилась бабушка на рассказ о войне.
- Баба, взгляни, какой я рисунок о войне на конкурс приготовил: наши танки наступают, немецкие уже горят, из  траншей артиллеристы стреляют, пехота в атаку бежит с флагом. Я подписал его: «Артиллеристы себя не щадили. Сталинград отстояли. Врагов победили».
Дениска подошел к бабушке, прижался щекой к её щеке и зашептал:
- Знаешь, баба, я тоже буду артиллеристом, когда вырасту. И тоже тебе медаль привезу за подвиг.
Ничего не ответила бабушка, только крепче прижала его к себе. По  бледным щёкам её медленно катились солоновато-горькие слезинки.
В один из долгих зимних вечеров Дениска вечером подсел к деду-пенсионеру, бывшему слесарю-электрику угольного разреза с расспросами:
- Деда, расскажи, как ты сражался с фашистами. Ты, ведь, тоже был артиллеристом?!
Дед рассмеялся и погладил Дениса по голове:
Ну, ты, Дениска, даешь! Как я мог сражаться с фашистами, если война с Германией закончилась в мае 1945 года, а я родился в декабре 1949?
- Да! Ты, значит, родился после войны только?! И артиллеристом не был? И с немцами не воевал? А я-то думал, что ты у нас тоже герой, - разочарованно протянул внук.
- С фашистами не воевал. А вот с китайцами на острове Даманский пришлось весной 1969 года. Я тогда туда прибыл из Хабаровска, из учебки в артиллерийский взвод. В этом конфликте участвовало около тысячи наших военнослужащих: мотострелки, артиллеристы, танкисты, разведчики. Это была самая настоящая жестокая война. Война, внук, это всегда боль, жестокость, кровь, несправедливость, смерть. Одни погибают, а награды, почести, льготы совсем другим достаются. Такая у солдата доля: не раздумывая приказы выполнять, да своё Отечество защищать. Это удел настоящих мужчин».
Людмила Васильевна всё чаще с тревогой думала: «Скоро и об отце начнёт расспрашивать. Сейчас, получив разъяснение, что его отец погиб при выполнении  задания командира, он успокоился. А когда повзрослеет, начнет подробности выпытывать. Как ему объяснить, что обычная неопытность и расхлябанность одного человека может обернуться гибелью другого?!»
Она, мать, до сей поры не может поверить в случившееся. Как же так?! Её сын, Александр Алексеевич Берёзкин, 20 апреля 1985 года рождения, ушёл служить в Армию крепким, здоровым, дисциплинированным. Саша был поздним, единственным ребенком в семье. Весь в отца пошел: красивый, стройный, чернявый, кареглазый. Очень талантливый. Писал картины маслом. Любил поэзию. Увлекался туризмом.
После 5 класса всерьез начал интересоваться историей Отечества. Рылся в архивах, выискивая интересные исторические факты. Начал составлять Родословную Берёзкиных, героев-артиллеристов.
После окончания музыкально-художественного училища год проработал в школе. В 2006 году весенним призывом был взят на службу  в ракетные войска и артиллерию, как того и хотел. В армии у него сложились хорошие отношения с офицерами, и с сослуживцами.
20 марта 2007 года должны были состояться полевые учения. С  утра занимались погрузкой снарядов в огромный КАМаз. Снаряды загрузили. Саша помогал  завскладом закрывать стальные двери склада. Неопытный водитель завел двигатель и вместо  первой скорости по ошибке включил задний ход… Саша успел  только оттолкнуть завскладом в сторону.
В это же самое время дома у Берёзкиных со стены сорвался и разбился Сашин портрет, вставленный в рамочку под стекло.
После сообщения о гибели Саши, Людмила Васильевна почти 10 дней пролежала в реанимации. Там  ОНИ ей и привиделись: Иван Савельевич, Давид Иванович и сынок Саша. Они успокаивали её и просили скорее вернуться домой: «Время  твоё на земле ещё не вышло. Тебе надо разыскать Настю, Сашину жену. В начале октября у Насти должен родиться Сашин сын Денис. Без твоей  помощи Насте одной не поднять сына, ведь она детдомовская. Ни кола, ни двора. Семьи своей не знает. Ни варить, ни любить, ни ребенка воспитать не научена. Птица вольная. Свободолюбивая. Привыкла делать только то, что ей нравится. Денис ей скоро обузой станет».
Мы будем охранять вас с небес. Пусть Денис продолжит на земле артиллерийский путь династии Берёзкиных».

Иллюстрация: https://www.youtube.com/watch?v=zftkjQo2jvg