1941

Владимир Бузов
       Лихорадочно постучали, сначала  в дверь, потом в окно. 
      Николай лениво сполз с постели, ощупью в темноте пошел открывать дверь.
      На улице шумел дождь.
      - Слава Богу, Николаша, ты здесь?- услышал он взволнованный голос матери.
      В насквозь мокрой, одежде , она тяжело опустилась на лавку.
      - Беда, Коленька! - Ох, беда миленький!- война сыночек.
      - Как же ты добиралась мама? Дороги же нет? От избушки до села семь верст
      Вот так  сынок,- упаду, поднимусь и дальше. В грязи я вся, в крови. Мне бы помыться сынок.
      Вытащив из печи вчера согретую воду, Николай обмыл мать, Вытер махровым полотенцем.
      -На смертушку я тебя отправляю,-плача, прижалась к нему мать. А может не ходить.
      Оставайся. Догонишь. Там на пристани-то. Народу тьма-тьмущая, - успеешь.
      -Как же, мама?- собирая торопливо вещмешок,говорил Николай.- давай присядим на дорожку.
      Они вышли из избушки в темноту под холодный струящийся дождь; натыкаясь на мокрые ветви и корни, шли несколько часов. Мать стала отставать.
      - Тебе плохо мама?- спросил Николай.
      - Ничего, сынок. Я вот отдохну только и догоню тебя.
      Он увидел как мать,держась за березку, опустилась на землю.
      - Дай я тебя поцелую.За отца,который тебя не увидел.- сказала она.
      И взяв его как в детстве, обеими руками за мокрые щеки и поцеловала в припухлые губы.
      - Иди, сыночек,-тихо сказала она, -я догоню тебя.
      

      Уже рассветало, когда он, засыпав могилку, придавив ее сверху камнем,
      последний раз обнял родившую ее землю.