Продолжение 49 С гитарой по жизни

Николай Таратухин
           «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
2003 год. Сын мой после окончания политехнического института нашел работу не по специальности, но она ему нравилась, и, несмотря на небольшой оклад, с головой ушел в премудрости своей работы. Я по инерции еще кое-что писал, но здоровье вдруг заставило прекратить всякую работу, связанную с волнениями и тем более со стрессами. А какой же журналист без всего этого? Сильно меня подкосил тот процесс с В. Бычко. Начались вызовы скорой помощи с последующей госпитализацией в больницы. Улучшения здоровья не наступало. Друзья даже привели меня однажды к местной знаменитости – экстрасенсу.

После длительного стояния в очереди, попав в кабинет, я с трудом рассмотрел сквозь пелену струящегося из лампад фимиама, страшно взлохмаченную жрицу, то ли белой, то ли черной магии. Она сидела под висевшей над нею картиной с изображением фантастических животных. Усадив меня в кресло перед столом, она дала мне в руку крупную фасолину и заставила рассказать свою историю болезни. Выслушав меня, экстрасенша долго молчала, перебирая пальцами рассыпанные на столе фасолины.
– Ваши болезни от лекарств. Вас лечат неверно. Вижу у вас аллергию, – категорично заявила она, дав на прощание фасолину.

Ушел я от нее озадаченным. Верить или не верить? Кроме как в Судьбу я ни во что другое не верю, но тут задумался. А может, она права? В двух городских больницах, куда меня ранее привозила скорая, ставили диагноз «гипертонический криз» и лечили двадцать один день. Выписывали с некоторым улучшением, но стоило мне следовать предписаниям врачей и принимать дома назначенные лекарства, состояние мое ухудшалось.

 Через несколько месяцев мне определили вторую группу инвалидности, и я получил право на бесплатное получение лекарств, которых в аптеках зачастую не было. После визита к экстрасенсу я задумался: правильно ли меня лечат? Разные врачи выписывают разные лекарства – почему? Подходят ли мне они? И еще, может быть, тут замешана, действительно, аллергия на продукты?

 Начал анализировать. Выяснилось, что у меня страшнейшая аллергия на боярышник. Вот вам и первейшее средство для улучшения работы сердца! А я регулярно принимал настойку боярышника, после которой оказывался чуть жив! Помимо этого, обнаружилась аллергия на петрушку, сельдерей и лимоны. Аллергия на петрушку едва не стоила мне безымянного пальца на правой руке, где у меня обручальное кольцо.

 Мы гостили у дочери. Жена попросила нарвать в огороде петрушки к столу, что я и сделал, а к вечеру у меня распухла вся кисть правой руки и покрылась волдырями как от ожога. В травматологии разрезали кольцо и сказали: еще бы пару часов и отрезать нужно было бы палец.

Чтобы разобраться в лекарствах, я начал изучать медицинскую литературу о гипертонии. Кроме этого, купил новейшие по тем временам справочники по лекарственным препаратам и узнал много полезного о совместимости лекарств, об их действии на организм. Оказалось, мне категорически нельзя принимать бета -блокаторы из за частоты моего пульса (52–54 удара в минуту). Когда я их принимал по предписаниям врачей, частота падала до 45 ударов, и состояние резко ухудшалось, хотя давление снижалось до нормальных цифр. Нельзя мне принимать такое распространенное антигипертензивное средство, как индапамид. После его приема у меня начиналась аритмия. А мне ведь это все врачи назначали, и я добросовестно принимал эти лекарства. Это сейчас о гипертонии знаю не меньше своего участкового врача, а тогда врачи едва меня не угробили в возрасте 66 лет. Даже в краевом диагностическом центре, куда меня направляли для обследования из моей поликлиники, врачи назначали лекарства, противоречащие по действию друг другу. Это я узнал позже, когда стал более критически относиться к назначениям и тщательно читать аннотации к лекарственным препаратам. Порой лекарства могут принести больше вреда организму нежели сама болезнь.

В получении лекарств по бесплатным рецептам в городе царил полный беспредел. Несмотря на принимаемые меры, создание телефонной «горячей линии», положение не улучшалось. В аптеках не переводились очереди. Больные инвалиды были вынуждены покупать лекарства в тех же аптеках. За деньги – пожалуйста, а по льготным рецептам – ждите, когда будут. (Из рассказов своих знакомых– инвалидов могу утверждать, что такая ситуация сохранилась и до нынешних дней).

Более того, ситуация усложнилась, когда почему -то срок действия рецепта сократился до одной недели. Страшно представить: нужно было всякий раз продлевать рецепт у врача! В поликлиниках столпотворение. В период эпидемии гриппа это буквально косило ветеранов и инвалидов. Многие инвалиды были вынуждены отказаться от такой «льготы» и перейти на её денежную форму оплаты. Так поступил и я. Теперь я твердо знаю, какие лекарства мне нужны и в каком количестве, а в свою поликлинику я забыл дорогу.

            «Дай Бог, чтобы твоя жена тебя любила даже нищим»
                (Иногда бывает)

Подошло время жениться моему сыну. В 27 лет он познакомился с девушкой. Звали ее Ларисой, имя для меня очень знакомое, в переводе – Чайка. Я всячески поощрял его решение о женитьбе, да и моя жена была не против. Лариса была выпускницей музыкально педагогического училища и работала музработником в детском саду, где ее мать была заведующей. Встречался сын с Ларисой недолго.

Сыграли свадьбу, и нам с женой вновь пришлось уплотняться. Стали жить они в нашей квартире потому, что у родителей Ларисы никаких условий не было. Они сами ютились в небольшой пристройке к половине частного дома, купленного бабушкой Ларисы несколько лет назад.
Через положенное время у нас родилась внучка Леночка, и стало нам веселее потому, что у нас жил еще и внук, сын дочери.
Внук учился в одной из лучших гимназий города, а поскольку дом дочери был в пятнадцати километрах от города, то отводить и забирать внука из гимназии приходилось мне.
Это свои дети растут как- то медленно, а внуки растут стремительно. Наверное, это потому, что в старости время для нас летит неумолимо, без остановок. (Сейчас внуку 20 лет и он по прежнему живет вместе с нами, потому что учится в ВУЗе)

Мирно наша семья прожила два года, а затем возникли скандалы. Заболеет внук – Лариса недовольна из боязни заражения ее ребенка. Начинаются у неё конфликты с моей дочкой: почему не забирает домой больного? А та не может взять больничный из за специфики работы… Из мирной наша семья стала превращаться в пороховую бочку – того и гляди взорвется.
Нет худа без добра. Случилось событие, повлиявшее сразу на три семьи: и нашу, и сватов, и сына. Младшая сестра нашей невестки Ларисы, Таня, неожиданно вышла замуж. Она окончила в Краснодаре физкультурный институт, была прекрасно сложена при своем росте 180 сантиметров и весьма недурна собой. Уехала в Москву, работала там моделью, победив на кастинге многих конкуренток, и на каком- то показе очаровала молодого москвича. Да не простого, а олигарха, и тот, воспылав к ней страстью, женился, и стала наша Танечка счастливой и богатой. А наша невестка Лариса, которая соперничала со своей сестрой во всем с детских лет, оказавшись замужем за простым инженером с окладом в 30 тысяч рублей, посчитала себя невезучей.

Надо отдать должное Татьяне: она одолжила Ларисе деньги на первоначальный взнос, и мой сын, взяв кредит в банке, купил по ипотеке двухкомнатную квартиру. Мы сообща со сватами помогли обустроить квартиру, и семья моего сына обрела свое жилье. Конечно, долги значительно сокращали семейный бюджет, но мы старались им помочь, да к тому же весомой была помощь действующих на тот момент в крае дотаций молодым семьям. Пять лет понадобилось для выплаты кредита.

 Пять лет Лариса копила в себе недовольство своей судьбой. Её сестра живет в роскоши, содержит неработающих мать и отца, построила им двухэтажный дом, ежегодно со своими детьми отдыхает на курортах, а она считает копейки от получки до получки мужа. Началось все с претензий к нашему сыну: почему он не ищет вторую работу? Но, как мне думается, зависть к положению сестры не давала покоя Ларисе. А сестра, как нарочно, то позовет её на отдых в Турцию, то пригласит в санаторий, и все это бесплатно. После таких поездок Лариса становилась очень раздражительной и еще больше давила на Андрея. Начавшиеся ссоры по пустякам переходили в длительные противостояния.
– Давай уедем в Москву, – требовала Лариса, – Таня попросит мужа о твоем трудоустройстве, и я найду себе работу.
– А где будем жить?
– Поживем временно у сестры. У нее места хватит.
Но Лариса плохо знала своего мужа. Тот стать приживалкой ни у кого не собирался и пресмыкаться ни перед кем не хотел.
– Я категорически не приемлю твой вариант, – заявил он Ларисе.

Кончилось все это довольно прозаически. После очередного пребывания на курорте в Турции Лариса, улучив момент, когда сын работал во вторую смену, собрала вещи и улетела в Москву к сестре. Как оказалось, навсегда. Кто -то из великих сказал, что для любви нужны два человека, а для разрыва отношений достаточно одного. После семилетнего брака сын получил развод.

Квартиру свою они продали и поделили деньги. А мы потеряли радость постоянного общения со своей внучкой Леночкой, которая живет теперь с мамой в Москве, но часто звонит нам, поздравляя с праздниками. Мы ее очень любим и с радостью встречаем, когда она приезжает к нам на школьных каникулах. В семье бывших сватов тоже произошли перемены: мама Ларисы развелась с ее отцом и теперь живет в купленной младшей дочерью для нее трехкомнатной квартире с новым гражданским мужем.

                А жизнь продолжается…
Мой сын вскоре познакомился с женщиной, у которой была дочь от первого брака. Это несколько скрашивало его тоску по своей дочке. Около двух лет жил с Сашей (так зовут нашу новую невестку) в гражданском браке. Затем сыграли свадьбу и сейчас счастливо живут в купленной квартире. Родился у него сын, Егор, а у меня это пятый внук.

Первый сын Владимир был трижды женат. От двух жен имел по сыну, но ни с одной женой так и не ужился. Сейчас живет в гражданском браке с очередной женой. Говорит, что счастлив, что уже остепенился. Да уже пора, коль распечатал шестой десяток лет: в этом году ему исполнится 55 лет.
Не сложилась личная жизнь пока только у нашей дочери Елены. Думаю, что при своем целеустремленном характере она найдет свое счастье.

Мой младший брат Иван и его жена Людмила живут в Крыму, в Евпатории. Они часто приезжают к нам, и мы тоже бываем у них с ответными визитами. Иван с женой уже на пенсии. В Евпаторию они переехали совсем недавно из поселка Черноморское, где у них есть свой частный дом с обширным приусадебным участком, в котором помимо других фруктовых деревьев есть и особенно любимый мною кизил. Конечно, в Евпатории, в квартире со всеми удобствами брату и его жене жить легче, но, думаю, что они все же тоскуют по дому, в котором выросли их дети.
Сыновья Ивана свою жизнь связали с морем. Старший Константин – капитан дальнего плавания, младший Сергей – механик на судне. Так получилось, что Константин живет в Харькове, теперь в другой стране. Сергей – в Евпатории.

 
Однажды мы поехали в Бахчисарай посмотреть на город нашего детства. Первое, что бросилось в глаза – это горы. Они показались мне не такими уж и высокими, какими видел их я в детстве. Зато молодой граб, в кроне которого я часто прятался, играя в прятки с друзьями, превратился в могучего великана. Но самое главное – наш дом тоже как будто в землю врос. Он был сложен из крымского камня и имел стены чуть ли не метровой толщины, но уже начал рушится. Новых хозяев я не застал дома и смотрел на дом с улицы. Стало тоскливо. Нахлынули воспоминания. Бывших соседей никого не осталось в живых. Об этом мне поведал новый хозяин дома напротив – татарин, радушно пригласивший меня с братом в гости, в дом, в котором мы с братом бывали в прошлом не раз – там жила тогда бабушка Аня, о которой у меня и брата остались самые теплые воспоминания. Нас она подкармливала постоянно. Мне отдала огромную подшивку газеты «Нива» еще дореволюционного издания, которую я читал и перечитывал в годы одинокой жизни в своем доме. Татарин угостил нас шелковицей, с того самого дерева, которое росло во дворе бабушки Ани и которое было нам так знакомо.

А лет пятнадцать назад до этой нашей совместной поездки, я сам приезжал в Бахчисарай и попытался найти могилу матери, но куда там! Даже кладбища этого уже нет. А как хотелось на ее могиле сказать: «Мамочка, родная. Я приехал поклониться тебе и сказать свои слова благодарности за все пережитое тобой ради нас». Ничего от старых глиняных карьеров, в районе которых было это кладбище, не осталось. Вокруг сплошной новостройки…