Дебаты как речевой жанр

Валерия Демидова
  Глава 1.  Дебаты как речевой жанр
         
1. 1  Жанры политических дискурсов в условиях разрешения  социального конфликта

    Современный мир в эпоху глобализации, постмодерна   и компьютерных технологий требует новый уровень развития ораторского искусства.   На помощь публичным политикам    проходит  наука.  На стыке  фундаментальных дисциплин и методологий формируются новые концепции воздействия лидера на аудиторию.
     В центре  общественной жизни оказывается  политический конфликт, который должен разрешаться в результате    столкновения  идеологий и мировоззрений в условиях  дебатов и дискуссий. Коммуникативная сфера либеральной  политической системы в целом и вербальное выражение конфликта в частности требуют детального лингвистического изучения.
    В центре речевых новаций стало французское  постмодернистское понимание дискурса, как  особого духовного настроя, опирающегося  на идеологические ориентации, обладающие текстовой связанностью и целостностью. Эта целостность речи  погружена в социально-культурные, социально-психологические   контексты.  По определению  профессора Амстердамского университета  Тен ван Дейка: "Воспроизводство политической информации, как правило, является также воспроизводством политического дискурса по причине тесной взаимосвязи между политическими действиями, участием в политических процессах, с одной стороны, и коммуникацией и дискурсом, с другой» (Т. Ван Дейк  К, 1998, с.8)
   Рассмотрим жанры политических дискурсов и степень их воздействия на аудитори.  Жанры можно  подразделить на: агональные, атональные, убеждающие,  призывные, а также  когнитивные и риторические речи. Агональный жанр  предполагает прямое идеологическое столкновение противников.   Термин атональность пришел в   лингвистику из древнегреческого языка и означает состязательность.     Когнитивное выступление опирается на  познавательность для  слушателей. Риторическая  речь построена на вопросах, с которыми обращается политик, не ожидая ответа от аудитории,  поскольку ответ уже сам по себе содержится в вопросе.
Публицистический стиль сам по себе распадается на множество жанров. Среди них назовем: газетный, состоящий из очерков, фельетонов, статей, репортажей;  ораторский, т.е. выступление на митингах или дебатах; коммуникативный, что предполагает  пресс-конференции, встречи "без галстука", телемосты; рекламный,  что включает    очерки, объявления, плакаты, лозунги, речевки и слоганы; телевизионный, который предполагает   аналитические программы, информационные сообщения, диалоги в прямом эфире.
Этими жанрами пользуются политик, журналисты, политологи, социологи, психологи. Вся эта деятельность направлена на  широкую аудиторию в виде читателей и зрителей. Все эти жанры формируют общественное мнение и убеждения, фактически манипулируя сознанием и подсознанием людей.  Политик в рамках публицистического стиля  опирается на рассуждения по насущным вопросам.  Подготовленное устное выступление- основная форма политической речи. Видами речи являются монологи, диалоги и полилоги. Преобладает в данном случае общественный тип коммуникации.
 К информационно-агитационному жанру относятся  фельетоны, дискуссии, публичные речь и теледебаты. Основными типами информации считаются : эмоциональная, когнитивная, т.е. познавательная и оперативная.  Эмоциональная информация базируется на субъективности, конкретности, образности и личном опыте  политика.
    В центре всех политических жанров находится общественный  конфликт, который так или иначе должен разрешиться.     Изучение  конфликтной ситуации основывается  на теории факторов речевого общения, выдвинутой  М. Я. Блохом [Блох М.Я., 2013, с. 8—9]. Выделяя акт речевого общения как тесный сплав культуры и языка М. Я. Блох вычленяет семь факторов речевого общения, открытых для изучения в культурно-контекстной синтагматике, системно-языковой парадигматике и психосоциоповеденческой прагматике.
   Конфликт можно определить как противодействие интересов сторон, находящих  выражение в некоторых действиях, направленных сторонами друг против друга. В зависимости от природы конфликта действия могут быть речевыми, общественными, политическими и военными.
    В социокультурном смысле конфликт составляет необходимую характеристику любого сообщества, которое консолидируется, противопоставляясь другим, поскольку дихотомия «друг» — «враг»
является определяющей для самой природы человека. Политический конфликт представляет собой противодействие сторон- субъектов политики, причиной которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, связанные с политической властью, которая, в свою очередь, является основным объектом политического конфликта. ( Темникова Е.В. ,2004, с. 168) .
   Значительное внимание классификации моделей политического конфликта уделял  Г.И. Козырев. В основу своей системы он положил следующие принципы:
1. В конфликте участвуют две или более стороны, к которым относятся субъект, воздействующий с помощью идеологии и объект, на который воздействуют. Ситуация осложняется  наличием внутренней оппозиции, которую субъект старается опорочить и назвать "пятой" колонной;
2. Наличие предмета конфликта, т.е. пути, по которому должен развиваться социум;
3.Причина конфликта, т.е.  существование общественных противоречий;
4. Наличие  косвенных сторон конфликтов, к которым относятся организаторы-сценаристы, провокаторы;
5.   В конфликте всегда существует третья сторона  в лице посредников, судей - арбитров;
6.  Огромную роль  играет окружающая социальная среда, в которой развивается конфликт. От данного фактора зависит, в какой форме будет разрешаться общественный конфликт: останется  ли он в рамках правового поля или выплеснется на улицу.  ( Козырев Г.И, 2001, с.45)
     Каждый политик должен найти  ключ к своему электорату. Именно об этом говорит  Д. Хаймс (Dell Hymes)   в своей  работе " Коммуникативная компетентность".В середине 1960-х прошлого столетия автор ввёл в употребление понятие " ключа", который означает экспрессивно- стилистическую окраску речевого акта. Сюда входят противопоставление таких признаков, как серьезный - шутливый, вежливый -фамильярный и др." Ключ" может сигнализироваться как языковыми, так и паралингвистическими средствами, например, жестом, подмигиванием и т. п.. С точки зрения социолингвистического анализа важно, что "ключ", в котором строится речевое произведение, часто является отражением социальной ситуации, а также  ролевыми отношениями между коммуникантами.   ( Hymes, D., 1972, pp. 269-293)

1. 2. Публичная речь и жанр теледебатов 
 
    Огромную роль в условиях информационной революции начинают играть  лидеры и окружающие их  политические элиты. Доминирующее значение  приобретает слово, с помощью которого можно получить власть, а значит изменить исторический путь развития целого континента. Еще недавно успех оратора  опирался только на его личностные качества.   Политическое красноречие демонстрировало желание и возможность оратора объединить вокруг себя  людей, повести их  за собой,  направить  на конкретное дело, а самому стать во главе. В  XIX  веке А. Ф. Кони писал: "Политическая речь должна представлять не мозаику, не поражающую тщательным изображением картину, не изящную акварель, а резкие контуры и рембрантовскую светотень" (  Кони А. Ф., 1959, с. 129-139. )  Достоинствами речи политического оратора являлись  лаконичность и афористичность. Массовость его аудитории, подчас митинговой, предполагала  неизбежное упрощение  реальной картины жизни. Выступление строилось  по принципу  противопоставления: друг — враг, черное — белое, правда — ложь, победа — поражение, бедность — богатство и т.п. Политический оратор, выступая перед большой аудиторией, демонстрировал  убежденность, безальтернативность своих взглядов.
     Для политической речи  был характерен прием манипулирования, а также подмена тезисов и понятий. Вот речевые жанры, которыми должен был владеть политик:  доклад, парламентская речь, приветственное и заключительное слово, выступление на заседаниях, собраниях, митингах. Оратор  вырабатывал  навыки участия в пресс-конференциях, брифингах, беседах, дискуссиях, дебатах.
   Выступая с трибуны,  оратор    следил  за  поведением и реакцией  аудитории  и в соответствии с этим корректировать свою речь. Публичная речь,  воспринимаемая  на слух, требовала простоты  языка и доходчивости  изложения.  Содержание выступления  должно  быть понятно и  максимально приближено  к лексике и интеллектуальному уровню  слушателей. Важную роль в процессе публичного выступления играли паралингвистические средства коммуникации:  интонация, громкость голоса, тембр речи, жесты, мимика, поза выступающего. Для успеха оратор обязан был  найти зрительный контакт с аудиторией  и постоянно поддерживать его определенными методами. Выступающий, например,   медленно обводил взглядом слушателей. Перед началом речи  лектор выдерживал  небольшую психологическую паузу,  5-7 секунд.
  Психологи  пришли к выводу, что даже самая интересная тема  постепенно притупляет внимание слушателей. Здесь на помощь приходят ораторские  приемы:
1. Важным является  вопросно-ответный прием.  В этом случае оратор сам себе задает вопрос, а потом  решительно  на него отвечает, выдвигает возможные сомнения, а потом их развеивает, подводя  слушателей к определенным выводам.
2.  Следующим  методом  является переход от монолога к диалогу. Полемика позволяет приобщить к процессу обсуждения  как можно больше  сидящих в зале людей, активизировать тем самым их интерес.
3.  Необходимо создание проблемной ситуации. Слушателям предлагается  неоднозначная тема, вызывающая вопрос “Почему?”  Поиск решения проблемы стимулирует  познавательную активность здесь и сейчас.
4. Требуется  новизна  информации. Выдвигающиеся  неожиданные гипотезы  подталкивают аудиторию к размышлению.
5.  Усиливает  публичное выступление  обращение к личному жизненному опыту. Собственная пережитая история всегда располагает к атмосфере доверительности.
6. Важен прием  демонстрации практической значимости информации. Любой пример должен привести к пониманию слушателей  и  возможности использовать  услышанное  в повседневной жизни.
       Для развития красноречия  будущему политику необходимо:
• найти индивидуальный стиль и убедительную манеру речи;
• быть этичным, доброжелательным, настроенным на слушателя;
• уметь анализировать свою и чужую речь, находить недостатки и исправлять их, улавливать достоинства  и делать на это ставку;
• развивать речевую эрудицию. Оратор обязан знать  образцовые  речи классиков жанра, принципы построения текста, стилистические приемы;
-   политик  должен тренировать речевые способности. Необходимо регулярно повторять речи известных ораторов на разные темы. Даже косноязычный человек может научиться правильно строить фразы и ярко излагать мысль, опираясь на знаменитые выступления Цицерона или Сенеки.
    В эпоху  постмодерна  самое главное для успешного политика -это овладеть  всемирной паутиной и оседлать социальные сети. Простой блогер, сидящий  в провинции, может стать властителем дум, покорив  ютуб. С помощью твиттера лидер может ежедневно сотрясать  общественное пространство с помощью колких, острых заметок, ярких метафор и сравнений. Огромное количество пользователей будет подхватывать свежие идеи и  мгновенно разносить их по всему Земному шару. Следует  отметить, что  интернет сегодня  породил  политиков нового типа.
    Высшим проявлением ораторского искусства  современных политиков являются теледебаты, особенно предвыборные, так как они могут изменить судьбу  государства.  Политологи, социологи, лингвисты особое внимание уделяют анализу проведения этого агонального жанра. Агональность  -это проявление состязательности, конкурентной борьбы, часто  агрессии по отношению к сопернику.  Речевое взаимодействие коммуникантов в  жанре политического дискурса  предвыборных теледебатов организуется вокруг конфликта целей его участников.  О.В. Атьман отмечает, что   важно выстроить стратегию  и тактику  самопрезентации. Лидер  может заниматься   самовосхвалением,  давать обещания, демонстрировать профессиональный  успех.  Одним словом, все средства хороши. Политик должен подавлять волю оппонента, выставлять его в смешном виде, акцентируя внимание даже на физических недостатках и проблемах здоровья.  Обычно  выделяют следующие стратегии в дискурсе президентских предвыборных теледебатов: самопрезентация, дискредитация оппонента,  умение  убеждать  избирателей, эмоциональное подавление избирателей, способность к самозащите, умение уклониться от провокационных вопросов.
     Самопрезентация отвечает за управление впечатлением. Политик  стремится вызвать интерес аудитории с целью навязывания ей своих идей. Он использует методы  самоподачи, а также  вербальной  демонстрации личностных качеств, так называемое автопортретирование. Далее действует  тактика самовосхваления. Кандидат  стремится представить себя в самом выгодном свете, описать свои личностные качества, достоинства, таланты. Тактика самовосхваления вербализуется лексемами, семантика которых позволяет охарактеризовать политика как человека, обладающего определенным набором положительных качеств. К числу таких лексем относятся, например, прилагательные optimistic (оптимистично настроенный), successful (успешный), good (достойный), strong (сильный), safe (надежный), глаголы to win (побеждать), to lead (вести за собой, быть лидером). Нередко политики используют прилагательные в сравнительной и превосходной степени, например: better (лучше), safer, safest (более надежный и самый надежный), strongest (самый сильный). Важным атрибутом тактики самовосхваления является личное местоимение я (I). Тактика обещания  обеспечивается   глаголами  в форме будущего времени. Семантика глаголов отражает действия, которые политик  способен предпринять, заняв высший государственный пост.  Обещания кандидата могут также быть выражены с помощью глагола ‘promise’ (обещать сделать что-либо), за которым следуют глаголы с семантикой определенного действия.
   Тактика обещания реализуется  в условных предложениях. Тогда  придаточное предложение условия вербализует то, к чему стремится кандидат на пост президента, то, что он пытается получить в конечном счете. В главном предложении  необходим  определенный глагол, значение которого соответствует обещанию кандидата. Зачастую в речах  политика звучат анафорические повторы, начинающиеся с личного местоимения я (I) и глагола в форме будущего времени.
     Как мы видим, спарринг ведется самыми разными речевыми формами. Актуальным является дискурс,  различные аспекты  которого исследуют российские ученые. такие как В. И. Карасик, Е. И. Шейгал, Г. Г. Почепцов, В. Е. Чернявская и др.
    Так  О.В. Атьман отмечает :" Для дискурса теледебатов характерно открыто выраженное противостояние, иными словами, агональная борьба двух соперников — претендентов на один пост — есть непременный их атрибут. "  (  Атьман О.В., 2011, с. 98).Цели дискурса президентских предвыборных теледебатов включают в себя макроцель — борьба за власть, а также микроцели — приход к власти, реализация власти, сохранение власти путем воздействия на общественное мнение. Базовые ценности дискурса президентских предвыборных теледебатов сконцентрированы в ключевых концептах современного американского политического дискурса — «власть», «президент», «демократия», «свобода», «процветание», «war», «terror», «protect», «national security», «jobs», «health care»
 Иванова Ю.Л. в  автореферате  " Система стратегий речевого воздействия в жанре президентских предвыборных теледебатов" разработала  следующую таблицу:
Уровень Стратегия Цели
Первый Интродуктивная - сообщение информации (1)
Второй Варьирующая - сообщение информации;
- разрушение установленных речью оппонента смысловых связей (2)
Третий Аддитивная - сообщение информации;
- разрушение установленных речью оппонента смысловых связей;
- встраивание новых смысловых связей на место разрушенных (3)
(Иванова Ю.Л. , 2003, с. 14)
  Политику необходимо мыслить масштабно. Получив власть, он должен
заняться законотворчеством, которое  поможет выполнить предвыборные обязательства и реализовать свою политическую линию. Тот  из  претендентов , кто осваивает лингвистические стили и жанр теледебатов,  может рассчитывать на успех и президентское кресло.