Журнал Радио, 2002, 11, с. 64

Соколов Александр Владимирович
      Доработка СиБи трансивера MAYCOM EM-27D
   
      Александр СОКОЛОВ, г. Москва
      Источник: журнал "Радио", 2002, № 11, с.64

       https://q-r-x.ru/arhn/em_27d.htm
       https://qrx.narod.ru/arhn/em_27d.htm
       https://radiovector.ru/items/17
       https://diagram.com.ua/list/radio/radio146.shtml
       https://vectorcom.ru/items/18
       https://master-tv.net/forum/radio-station.html
       https://kcbdx.ru/publ
       https://kupiradio.ru/items/18/

      В предлагаемой статье речь идет о том, как сделать переключение сеток в СиБи радиостанциях фирмы MAYCOM более удобным, а также о питании радиостанций в автомобиле.

      На отечественном рынке модельный ряд фирмы MAYCOM представлен четырьмя разработками (АН-27, SH-27, ЕМ-27 и НМ-27), успешно конкурирующими с аппаратурой других фирм. Секрет успеха довольно прост: трансиверы MAYCOM сочетают в себе хорошие технические характеристики, функциональную насыщенность и приемлемую цену.

      Заслуженной популярностью пользуется мобильно-базовая радиостанция EM-27D. Трансивер раскрывается до 15 сеток (600 каналов), что охватывает частотный диапазон 23,815...30,555 МГц. Первый смеситель приемника выполнен на полевых транзисторах по балансной схеме, имеется персональный вызов на основе DTMF кодер/декодера, 7 каналов памяти, 2 вида сканирования, репитерный режим с произвольным разносом частот, программируемая тангента и еще много других полезных функций. Для наших радиолюбителей и пользователей чрезвычайно актуальна функция оперативного переключения "европейского" и "российского" частотных стандартов. Особенно ценно, что для этого не требуется сброс и перезапуск микропроцессора (как в радиостанциях ALAN 48+/78+ и YOSAN JC2204/YT07).

      К сожалению, производитель не совсем учел национальную специфику российского СиБи эфира, где одинаково активно работают и в "нулях", и в "пятерках". При разработке трансивера исходили из концепции, что сетка "0 кГц" будет использоваться, в лучшем случае, эпизодически и придали этому режиму статус не основного. Вероятно, поэтому доступ к переключению частотных стандартов организован крайне неудобно. На первый взгляд, процедура выглядит элементарно просто: оператор должен, удерживая нажатой кнопку М1 ("FUN"), нажать кнопку М6 ("BEEP/BAND").

      На деле все происходит не так гладко. Упомянутые кнопки позиционно разнесены, и нажать их можно либо обеими руками, либо с помощью "распальцовки", известной в народе как "коза рогатая". Сами толкатели кнопок расположены на одном уровне с передней панелью и своей волнообразной формой копируют ее конфигурацию. При таком стильном, но, увы, неэргономичном дизайне кнопки тактильно почти не ощущаются, пальцы на них не фиксируются и соскальзывают. Неудовлетворительный контроль над кнопками не только утомляет, но и приводит к досадным ситуациям. Например, при ошибочном нажатии комбинации кнопок М1+М5 происходит... сброс микропроцессора (RESET CPU).

      Помучившись какое-то время, автор этих строк решил, что дальше так дело не пойдет. Поэтому, как продолжение темы, начатой в [1], был разработан модуль управления, позволяющий переключать "европейский" и "российский" стандарты идеальным способом - не притрагиваясь к трансиверу и практически моментально. После доработки кнопка F, расположенная на тангенте, начинает работать по следующему алгоритму: при кратковременном нажатии реализуется штатная функция, при нажатии с удержанием в течение 0,3 секунды происходит переключение частотных стандартов.

      Схема модуля управления показана на рис. 1

      Устройство питается (выводы 1, 2) стабилизированным напряжением +8 В, имеющимся в трансивере, и потребляет ток 80 мкА. В режиме приема на выводе 3 может присутствовать напряжение в пределах +1 B...2,5 В (в зависимости от того, нажата или нет одна из программируемых кнопок Р1-РЗ). Транзистор VT1 открыт, напряжение на его коллекторе составляет менее 0,4 В, поэтому транзисторы VT2 и VT3 закрыты.

      При кратковременном нажатии кнопки F вывод 3 коммутируется на общий провод, транзистор VT1 закрывается и на его коллекторе возникает напряжение +8 В. При этом транзистор VT2 открывается и "замыкает" кнопку М1. Если кнопку F удерживать нажатой, происходит зарядка конденсатора С1 через резистор R3 и после задержки 0,3 с открывается транзистор VT3, который "замыкает" кнопку Мб. Таким образом, реализуется автоматическое переключение частотных стандартов. Процесс сопровождается сменой показаний частоты на ЖК дисплее в разряде единиц килогерц (0 или 5), а также подтверждается двойным сигналом бипера (если функция ВЕЕР активирована).

      После отпускания кнопки F конденсатор С1 быстро разряжается через диод VD1 и открытый переход эмиттер-коллектор транзистора VT1, в результате устройство сразу готово к дальнейшему использованию. Следует обратить особое внимание, что транзистор VT1 должен иметь гарантированно высокий статический коэффициент передачи тока в схеме с общим эмиттером (400...1000), поэтому другие типы транзисторов применять нежелательно.

      Конструктивно модуль представляет собой прямоугольную плитку размерами 40x20x3,5 мм. Боковые плоскости изготовлены из тонкого стеклотекстолита, между которыми расположены радиоэлементы. Получившийся "сэндвич" спрессован с помощью эпоксидной смолы. Гибкие выводы модуля сделаны из плоского ленточного кабеля (шлейфа). Возможен и традиционный вариант монтажа на печатной плате. Установка модуля в трансивер подразумевает аккуратность и обязательное применение мер защиты от статического электричества.

      Предлагаемая доработка может быть осуществлена также в модели НМ-27, конечно, при условии, что ее опции сконфигурированы для "российской" сетки частот.

      Теперь перейдем к особенностям эксплуатации СиБи трансивера MAYCOM EM-27D в автомобиле. Если отключение трансивера осуществлять кнопкой PWR, он отнюдь не выключается, а переходит в режим "горячего" резервирования. При этом многие функциональные узлы остаются под напряжением и потребляемый ток составляет 100... 130 мА. Оставлять на ночь в автомобиле такой ощутимый потребитель, по меньшей мере, не экономно. Более того, это еще и небезопасно, поскольку возможно самопроизвольное срабатывание электронного блока включения трансивера (например, от помехи).

      Опытные пользователи предпочитают в конце рабочего дня на всякий случай отстыковывать трансивер от бортовой сети автомобиля. Однако тут же возникает другая проблема. В автономном состоянии внутренняя память микропроцессора питается от резервного источника тока - ионистора, который имеет электрическую емкость 0,047 Ф. Приблизительно за 30 мин напряжение на ионисторе уменьшается с 5 до 0,8 В, после чего вся информация из памяти стирается. Для многих пользователей это крайне неудобно, поскольку приходится каждый раз программировать от 2 до 10 и более параметров (каналы, сетки, DTMF-коды и т.д.).

      Конечно, указанный недостаток можно устранить, применив ионистор большей емкости либо даже аккумулятор, но это потребует квалифицированного вмешательства в трансивер. Вместо этого предлагается простой и доступный способ, не требующий вскрытия аппарата.

      На рис. 2 изображена альтернативная схема подключения EM-27D к бортовой сети автомобиля.

      Когда тумблер SA1 находится в положении "РАБОТА", на трансивер поступает питание и он может быть включен кнопкой PWR. Если тумблер перевести в положение "СОН", по цепи R1HL1 потечет ток 8 мА, а светодиод будет индицировать включенный режим. При столь незначительном токе ни один узел трансивера не функционирует и он не может быть включен кнопкой PWR. Тем не менее в этом режиме на ионисторе поддерживается напряжение 1,2 B... 1,3 В, что является достаточным для сохранения информации в ОЗУ микропроцессора в течение неопределенно длительного времени.

      vectorservis@bk.ru


      Литература

      1. Соколов А. "Российская" сетка в СиБи радиостанции. - Радио, 2000, № 9, с. 64.
      2. MAYCOM Co. Ltd. Service Manual. Model EM-27 (Electrical Diagram).