Жадный батрак

Валерий Захаров 39
Жил бедный крестьянин. Отец его умер, ничего не оставив сыну.  А коль хозяйства нет,  так и делать на селе нечего: ни засеять, ни вспахать, ни урожай снять. За бедолагу и замуж идти никто не хотел: кому же охота в бедности жить!
Думал крестьянин, думал, и решил пойти батрачить. Нашел справного хозяина, отработал, что положено, получил, что обещано. Вернулся домой, пересчитал деньги – показалось ему мало.
На следующий год опять батрачить нанялся, цену больше запросил. Хозяин согласился.
Вот прошло лето, наступила осень, урожай сняли, обмолотили, в амбар ссыпали. Пришёл батрак к хозяину; тот отсчитал батраку за работу. Стоит батрак, затылок чешет. Хозяин его спрашивает:
 –  Что ты?
 –  Маловато даёшь, хозяин, жадный ты! – толкует ему крестьянин.
Хозяин усмехнулся, бороду погладил, отвечает: «Может, оно и так, только по уговору всё слажено, ни копейкой я тебя не обделил».
 Взял батрак плату, воротился домой, сел деньги считать, а сам клянёт хозяина: «Ведь у него закрома  полны, а он мне столько-то за работу положил». Однако зиму прожил, пить – есть что было, дрова заготовлены.
На следующую весну крестьянин снова батрачить наладился. Подошёл к  хозяину, просит платить вдвое  больше  прошлого. Хозяин отвечает: «Работаешь ты хорошо, просишь, правда, за работу многовато, но я, пожалуй, соглашусь».
Обрадовался батрак, рукава закатал, за работу принялся. Пашет, как умеет, работает – потеет, на плуг налегает, ест так, что только ложка мелькает. Долго ли, коротко ли, прошла весна, минуло лето, подошла осень. Снова хороший урожай задался,     доверху забиты  закрома. Зовёт хозяин батрака, денежки ему отсчитывает, за работу благодарит. А батрак насупился,  руки в боки упёр, на хозяина ежом смотрит.
 –  Чего опять? – спрашивает хозяин.
–  Мало, говорю, платишь,  –   отвечает батрак.
 –  Как  мало? А уговор?
–  Что мне твой уговор, хочу, чтобы денег вдосталь было.
–  Сколько же ты хочешь? – спрашивает хозяин.
–  Сколько – не знаю, а чтобы домой возвращаться не налегке.
–  Ээ,  –  говорит хозяин,  –  вон ты как! Ну что же, пойдём, я тебя по твоей правде рассчитаю!
Повёл он батрака в амбар, а там уже мешок с медными пятаками  дожидается.
–  Ну что же, - говорит хозяин, давай, принимай расчёт!
 –  А каков твой расчёт?
 –  А таков, сколько на себе до дому унесёшь, то и получишь. Только уговор: мешка с плеча не снимать, денег не отсыпать, а я рядом с тобой поеду на  телеге. Коли устанешь – клали мешок на телегу, да назад уже не бери. Мои деньги будут!
Обрадовался мужик, насыпал себе медных монет, в торбу, да в другою, на себя вздел, и в путь отправился. Идёт, плечами поводит, думает: «Эх, мало денег отсыпал, ещё можно было!»  А солнце всё выше поднимается, припекает, батрака пот прошибает,  лямки плечи натёрли, ноги заплетаться стали.  «Может, и в самый раз взял, вишь, до дому ещё лопатить сколько!» - размышляет батрак.
А хозяин рядом едет, улыбается: «Что же, мил дружок, не тяжело тебе?»
Молчит батрак, сопит носом, согнулся под грузом, идёт себе.
А хозяин опять:  «Коли свое возьмёшь, так и быть, отпущу с заработанным, коли нет –  всё по уговору остаётся».
А батрак едва ногами переступает, пот с него градом льёт, лямки в кожу врезались, торбы, словно камни булыжные, по ногам бьют. Шёл он, шёл, зашатался,  да и свалился у пня придорожного.
 Хозяин подошёл к нему, забрал сумки,  на телегу закинул: «Так то, друг дорогой, –   говорит крестьянину,  –  оплата по работе, а дело по уговору; а жаден не тот, кто деньги прижимает, а тот, кто договор не исполняет». Повернул хозяин телегу домой, и крестьянин  без денег остался. Обидно ему стало, а жаловаться некому, сам виноват.  Вот как в жизни бывает! Бывает, что жареная утка летает, а корова зайца перегоняет!