Четыре ступени сознания к Знанию не для всех

Сергей Горский Москва
           Лестницу к Небесам
           Ты выбираешь Сам!

           Песня: https://www.youtube.com/watch?v=YL7FAnsj9qI



Четыре низших, простейших контура психики созидают не человека как «венца творения», а «личинку», из которой может вырасти бабочка. Точнее говоря, не бабочка, а высший тип человека — нелокальная личность, преодолевшая пространство и время в дерзкой попытке объять необъятное, преодолевшая «здесь и сейчас» в своём самоутверждении в вечности, преодолевшая разделение мира на «я» и «не-я» в осознании и постижении целостности мира.

Помимо четырёх уже существующих в стволе и левом полушарии мозга контуров сознания и соответствующих им программ, ещё 4 контура существуют в потенциальном виде в коре правого полушария головного мозга (хотя в голографическом, целостном мозге понятия справа и слева весьма условны). Они подобны тем программам, которые из личинки лепят бабочку. Только в теле бабочки эти программы не зависят от её сознания (что с неё взять, твари божьей), а в теле человека разумного и в человеческом мозгу эти программы активируются при непосредственном участии самого человека, его сознания, его воли, его самости, его желания духовного роста, его постоянного активного усилия.

Это контуры (по Уилсону):
 
— 5. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ — биопрограмма наслаждения. Эта ступень эйфорического чувственного блаженства тела и гедонистического кайфа впервые появилась в элитарных слоях общества около 4 тысяч лет назад. Чувство всепоглощающей космической любви присуще именно этой ступени сознания. Как отмечает Е.А. Торчинов в своей книге «Пути философии Востока и Запада. Познание запредельного»:

«Шаманизм, элевсинские мистерии, культ Диониса, раннее христианство, гностицизм, тантра и т.д., по Уилсону, обладали техникой трансмутации, то есть раскрытия пятого контура».
 
Её нейрологическая составляющая, по-видимому,  расположена в правом полушарии мозга и нейрологически связана с лимбической системой  (от лат. limbus – "край") переднего мозга и гениталиями.  Единство души и тела, позитивное мышление, ощущение «кайфа», влияние сознания на тело вплоть до чудотворных «даров исцелений» способны даровать долголетие.

«Христианская Наука, нейролингвистическое программирование и холистическая медицина состоят из хитроумных приёмов, цель которых — хотя бы временная активизация этого контура; тантра-йога направлена на полный сдвиг сознания в этот контур», — утверждает Роберт Антон Уилсон [1].

Биопрограмма «Бог есть любовь» способствует новому восприятию действительности, ведёт к открытию новой холистической, «пантеистической» реальности. 

— 6. НЕЙРОГЕНЕТИЧЕСКИЙ  контур «коллективного бессознательного» и генетической памяти — биопрограмма экстаза, которая запускается, когда  нервная система освобождается от диктата тела. На этой ступени нервная система, согласно Уилсону, начинает считывать информацию, хранящуюся в генах, в архивах ДНК.  Нервная система превращается в самодостаточную  «вещь в себе», переживая колоссальный экстаз от нового качества бытия, пронзая пространство и время, выходя за локальные пределы собственного «эго».

Сознательное или случайное чтение генетической памяти ответственно за феномены расовой памяти, обеспечивает доступ к архетипам (прообразам) «коллективного бессознательного», а также не только к воспоминаниям прошлой жизни, но и к эволюционному сценарию будущего, служа, по словам Уилсона, «своеобразным эволюционным “радаром”». Доступен лишь тем, кто освоил в совершенстве и практикует много лет высшие ступени раджа-йоги.

Однако, как отмечает Е.А. Торчинов: «…теория генетической ПАМЯТИ не может объяснить всего многообразия трансперсональных ВОСПОМИНАНИЙ. Например, чех может ВСПОМНИТЬ СЕБЯ древним китайцем или негром с берегов Конго и т.п. Подобные воспоминания ставят большой вопрос о локализации памяти "прошлых" жизней, но однозначно лишь то, что такая память не может передаваться на генетическом уровне» [2]. 

В нашей модели HIT-мироздания такое объяснение легко может быть получено. Память "прошлых" жизней не локализуются в генах. Бессознательное начало психики  даёт доступ к нелокальному голографическому хранилищу памяти во вселенском синематографе, к Кос-фильмо-фонду (Космическому фильмофонду. Не путать с Госфильмофондом — Государственным фильмофондом).         

— 7. Система МЕТАПРОГРАММИРОВАНИЯ базируется на синтезе йоги и научного метода. Возникла на Западе после научной революции (XVI—XVIII вв.) в среде различных «герметических» обществ. Второе дыхание обрела в 60-х годах прошлого века. Предположительная локализация контура — в лобных долях головного мозга. По сути дела сводится к тому, что человек становится системным администратором (IT- админом) своих биопрограмм, управляя сотнями тысяч своих биопрограмм,  свободно перепрограммируя свой биокомпьютер, делая upgrade импринтов, сознательно входя в новые «тоннели реальности». 

Подобно буддистам и суфиям, Тимоти Лири, Джон Лилли и Роберт Антон Уилсон исходят из отсутствия сущностного «я», статичного «эго» и возможности активного перепрограммирования нервной системы на создание иных, гораздо более продвинутых в эволюционном отношении «я»:

"«Я» представляется жёстко фиксированным, но это не так; вашим «я» в любой момент времени является контур, который доминирует в вас в этот момент времени. Если я наведу на вас пистолет, вы сразу же перейдёте к первому контуру, и он будет вашим «я» на этот момент. Но если вы ощущаете половое влечение к кому-либо, вы переходите к четвёртому контуру, и он будем вашим «я» до оргастического удовлетворения этого влечения (или безнадежного разочарования). Смысл большинства вводных упражнений в суфизме и у Гурджиева заключается в том, чтобы пробудить в вас идею, что «я» не постоянно, а всё время дрейфует между импринтами различных контуров" [1]. 

Когда человек осознаёт всю относительность своего восприятия мира, зависящую от жизненных стереотипов, программ мозга, паттернов мышления, то он освобождается из темницы реальности здравого смысла, в которой он проводит всю свою жизнь, реальности Евклида, Ньютона, Декарта. На свободу — с чистой совестью и новым сознанием. Сознательный апгрейд программ бортового биокомпьютера подобен переключению программ в телевизоре. Перепрограммирование своего сознания даёт нам возможность погрузиться в иные, фантастические, сказочные для здравого смысла миры.

На этом контуре дело не ограничивается лишь здоровьем и долголетием. Согласно Уилсону:

             «Метапрограммирование даст нам Высший Разум» [3].

Из единственной весьма ограниченной реальности здравого смысла сознание устремляется во множественные безграничные и бесконечные реальности «Высшего Разума».  Из профанного, конкретного, омрачённого сознания мира желаний (кама-дхату) — в абстрактный и труднопостижимый мир форм (рупа-дхату). Из мира атомов — в мир  платоновских идей, эйдосов, форм*. С грешной «земли» — на божественные «небеса».

         * «Платон употреблял греческие слова “idea” и “eidos” попеременно:
           “idea” так и попала в латынь и английский язык,
            тогда как “eidos” в переводе на латинский превратилось в “forma”,
            а в английский вошло как “form”» (Ричард Тарнас «История западного мышления»).

Метапрограммы — это уже контроль мозга как совершенного биокомпьютера над архаичными программами человека как биоробота. Метапрограммирование — «это способность самообучения или способность обучаться обучению».

На первых двух основных контурах биовыживания человека программируют бессознательные инстинкты животного. На двух последующих за дело сознательного метапрограммирования берётся общество, государство, власть, правящий истеблишмент. Иногда (и весьма часто) эта метапрограмма носит название «промывание мозгов». Как правило, метапрограммирование правящим классом сводится к удержанию человека в рамках 4 основных программ биовыживания. Далее — ни-ни. Запрещено, нельзя. Взбираешься всё выше, и выше, и выше — преступник, еретик, безумец, ретроград, враг народа. Но и на этапе метапрограммирования сознания внешней средой, человеческой стаей, обществом, государством дело не заканчивается, несмотря на все происки злых сил.

Дальше в дело вступают мистические, религиозные и духовные практики. Их практикует не церковная паства, привычная к выхолощенному культу и обыденному ритуалу, и даже не сами священники, служители этого культа, а шаманы, суфии, йогины, мистики и гностики.

Из биоробота — в аристократы духа. Из отформатированного жёсткого диска для кудесников-программистов от партии власти, рекламных агентств, респектабельных церковных иерархов и лидеров новоявленных сект продвинутый пользователь своего биокомпьютера превращается в системного администратора программ своего мозга и своего сознания, а то и программиста.  Навязанное извне метапрограммирование трансформируется в спонтанный апгрейд своего биокомпа, в котором метапрограммистом служит собственное пробуждённое, просветлённое сознание, скачкообразно переходящее в чистое Знание-Видение Единого Ума буддистов (Экачитта). Это и есть тот самый Высший Разум, о котором говорит Уилсон.

Вершина психического развития заключена в последнем, восьмом психическом контуре, который находится уже за пределами мозга:

— 8. МЕТАФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ (НЕЛОКАЛЬНЫЙ) КВАНТОВЫЙ КОНТУР. Это высший пик целенаправленно культивируемого человеческого сознания, воспарившего над телом и даже мозгом со всеми его стволами, таламусами, полушариями, корой и серым веществом. Как правило, связан с пограничными ситуациями на грани жизни и смерти, трансперсональным и околосмертным опытом.

Во всех религиозных и духовных практиках восхождение к Абсолюту, Мировому Духу, Богу предполагало и предполагает частичный или полный отказ от 4 основных программ биовыживания. (Вспомним хотя бы обет безбрачия или непротивление злу насилием.) Выключение первых четырёх биопрограмм приводит к расширению сознания, к познанию мира во всей его скрытой для глаз красоте и всеохватывающей полноте.

Религиозное метапрограммирование сознания, которое либо включает в себя аскезу и умертвление плоти (как в христианстве), либо, наоборот, гармоничное развитие плоти и подчинение её сознанию (как в йоге), вступает в противоречие как с внутренней биопрограммой выживания индивидуума, так и с метапрограммированием государства, для которого человек важен не как мистик, познающий мир таким, как он есть, а как биоробот, верный подданный, электорат, потребитель-производитель, солдат, рабочий, колхозница или современный офисный планктон. В этом плане Воля к жизни Шопенгауэра совпадает с волей к мощи государства. Цели и того и другого волюнтаризма — удержать человека в роли биоробота, борющегося лишь за биологическое выживание и руководствующегося лишь животными инстинктами.

Религиозное метапрограммирование сознания призвано уничтожить кандалы любого сбивающего с панталыку волюнтаризма для достижения Пробуждения сознания и обретения метафизического Освобождения. Это Пробуждение и Освобождение означает прямое слияние человеческого сознания со Вселенским сознанием за пределами мозга, напоминающее чувство безбрежного космического единства, называемого "океаническим" экстазом на уровне первой Базовой перинатальной матрицы (БПМ I). Это «состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд»! Это «слияние с Богом или Абсолютом»! Это «растворение "я" в бесконечном сознании»! Это «Единство с архетипической Великой Матерью»! Это «присутствие на пиру олимпийских богов с вкушением нектара и амброзии»! Помните? Два шага назад?

            http://proza.ru/2017/03/07/1288

Человеческое сознание втягивается из состояния первичного метафизического Единства в самом начале начал, ещё в чреве матери, и туда же, в это состояние фундаментального нелокального Единства возвращается при достижении восьмой, высшей ступени развития сознания! Вот это диалектика!

По мнению Роберта Антона Уилсона, этот высший, надтелесный контур «представляет собой систему квантово-механических взаимодействий, которым не требуется биологическая оболочка» [4].

Этот  последний, восьмой контур сознания по Уилсону соответствует последнему, восьмому этапу духовного роста йоги Патанджали — «самадхи», который служит вершиной духа, даруя ему Высшее Освобождение. На этом уровне место рационального разума и сознания целиком и полностью занимает высшее бессознательное начало, истинно сущее «я», Пуруша.

            «Йога есть прекращение деятельности сознания. Тогда Зритель пребывает в собственной форме» [5].

Эта же последняя, восьмая ступень «лестницы сознания» по Уилсону — «нелокальное сознание» — служит восьмым, завершающим этапом благородного срединного восьмеричного пути к Пробуждению, заповеданному Буддой. Благородный срединный восьмеричный путь спасения  у буддистов делится на 3 больших этапа:

1. Этап мудрости, состоящий из  праведного воззрения (понимание  смысла  учения о спасении, причём не просто понимание на уровне логики, а  прочувствование на уровне экзистенции) и праведного стремления (решимость действовать в соответствии с учением, готовность к духовному подвигу);

2. Этап нравственности:  праведная речь (безо лжи, клеветы, грубости и ругательств, без лживых слухов, сеющих раздоры), праведное поведение  (отказ от насилия, от уничтожения любого живого существа, от воровства, от пьянства, от прелюбодеяния), праведная жизнь (решимость в честном способе добывания средств к существованию, способе, основанном на  праведном поведении, способе, который не вовлекает ни самого себя, ни кого-либо другого в мир насилия, воровства, пьянства, сексуального  рабства,  растления и разврата);

3. Этап сосредоточения и развития сознания начинается  с праведного усилия —  решимости постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения, привязывающие сознание к земным иллюзиям,  которое переходит в  праведное сознание  — постоянное сосредоточение на том, что уже осознано и достигнуто на пути к спасению. Основная задача этого этапа большого пути  — успокоить сознание, не разрываться на части в погоне за большими страстями и мелкими страстишками, сконцентрироваться на главном, сосредоточиться на созерцании, как последнем подготовительном этапе для перехода в Нирвану.  Экран сознания должен быть чист и гладок, чтобы на нём появилось отображение истинно сущего мира. Венчает путь в Нирвану   праведное  самоуглубление, самосозерцание, которое буддисты уподобляют Пробуждению от грёз чувственного бытия. Достижение этого последнего этапа даёт шанс избавиться от уз сансары и достичь покоя нирваны. Это знаменует Великое Освобождение.

              ОСВОБОЖДЕНИЕ

Когда разум бывшего принцы Сиддхартхи, сидевшего в состоянии глубокой медитации в течение 7 недель под деревом Бодхи в лесной глуши, достиг этого уровня сосредоточения, то «перед ним засиял свет нерушимого покоя нирваны, Великого Освобождения. Здесь Сиддхартха вошёл в состояние транса (самадхи) Океанического Отражения, когда его сознание уподобилось безграничной поверхности мирового океана в состоянии полного штиля, когда зеркальная гладь неподвижных вод отражает в себе все феномены. В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда (Buddha) — Пробуждённый, Просветлённый» [6].      

Именно достижение этого восьмого этапа и является обретением истинного Знания-Видения, Гносиса. На пути к этому Высшему Знанию-Видения сбрасываются оковы человеческого разума, дающего иллюзорную картинку мира. На пути к этому Высшему Знанию-Видению отбрасывается всё локальное, включая собственное «я», которое существует только в искажённом, локальном сознании. Достижение последнего, восьмого этапа сознания служит концом бесконечного сериала жизни-смерти формата VHS.

А пока до этого этапа нам – как до звёзд, завершим наш познавательный урок начертательной геометрии контуров человеческого сознания и краткий обзор ступеней его роста выдержкой из заключительной части книги Е.А. Торчинова «Пути философии Востока и Запада»:

«Таким образом, мы увидели, что мозг играет весьма существенную роль в религиозном опыте. Мозг — это средство для обеспечения выживания в мире земной жизни. На генетическом уровне мозг запрограммирован на включение четырёх основных биопрограмм, призванных обеспечить продолжение физического существования. Мозг фильтрует гипотетическую «плерому» и производит настройку сознания на специфическую реальность. Но если мозг подвергается специфическому воздействию, старые программы отключаются или вовсе стираются и сознание открывается для совершенно нового мира. Воздействие некоторых психоактивных веществ и других «выключателей» первых четырёх биопрограмм вызывает ощущение расширения сознания, выхода за границы ущербной обычной реальности, а также приводит к пониманию неизречённости своего опыта, т.е. к осознанию невозможности адекватного выражения психоделического опыта на чувственно-рациональном уровне.

Одна из главных задач мистика состоит в сознательном контролировании мозга: в умении разблокировать активность правого полушария головного мозга (практически не действующего у обычного человека), в способности освободиться от знаково-речевого, моделирующего диктата левого полушария и, возможно, даже в выходе сознания «за пределы» мозга. <...>

Таким образом, мы можем сказать, что МОЗГ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ КАК В РОЛИ ТЮРЕМЩИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ТАК И В РОЛИ СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА В ИНОЕ БЫТИЕ» [2]. 

Именно в роли СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА В ИНОЕ БЫТИЕ, а не тюремщика человеческого сознания выступает головной мозг в индийских религиях. Целью всех индийских религий и философских систем служит как раз Освобождение из сансарического бытия, Высшее Освобождение, не доступное пониманию человека Запада, зацикленного на правах человека.

Освобождение из Платоновой пещеры теней и из круговорота жизни-смерти происходит не при помощи машинной техники, а при помощи усиленной психотехники, известной на Западе под названием «медитация». О метафизике такого Освобождения как о смысле жизни мы поговорим в  заключительной части.


Продолжение следует: http://proza.ru/2022/10/03/620


Примечания:

1. Роберт Антон Уилсон «Психология эволюции»
2. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада. Познание запредельного»
3. Роберт Антон Уилсон «Квантовая психология»
4. Роберт Антон Уилсон «Космический триггер»
5. КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА ("ЙОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ И "ВЬЯСА-БХАШЬЯ") перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого: http://psylib.org.ua/books/patanja/ostru/txt05.htm
6. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм». Глава 1