Мои хутора. Забытые слова-кизяки

Борис Лембик
Кизяки

Фото из интернета.

Много сложностей было в степной жизни, но одним из главных было отсутствие топлива, или как говорили в наших краях - топки. Так и спрашивали: ты топку на зиму запас?
Лесов вокруг хуторов не было, и поэтому зимой в печку шло всё, что могло гореть. Правда выбор был невелик: солома, камыш, сухие стебли и очищенные початки кукурузы, стебли и пустые шляпки подсолнухов, то что в зависимости от местности обычно называли «бодылки» или «бодылья». Горели они ярко, но сгорали быстро и тепла давали не очень много.  Но основным топливом, конечно, были кизяки. Для тех, кто не в курсе, поясню, что это фактически сухой навоз.

 Необходимость выжить в холодное время года заставила человека полностью использовать то, что ему досталось от природы. В данном случае из навоза получалось хорошее органическое топливо. В печь подкидывали несколько кизяков, и они сначала горели, а потом тлели, подольше держа тепло.
Ученые пишут, что КИЗЯК - это южнорусское слово и в толковом словаре С.И.Ожегова можно прочитать, что это прессованный, с примесью соломы навоз, употребляемый в степных и южных районах как топливо и для сельских построек. А по толковому словарю Д.Н. Ушакова, изданному в 1935 году, это спрессованный кирпичиками и подсушенный навоз, идущий на отопление на юге СССР. Можно ещё добавить, что у казаков, поселившихся в наших краях на несколько веков раньше, этот предмет носит название КИЗЕКИ (с ударением на Е).

Навоз из-под скота аккуратно собирался всю зиму и весной разбрасывался ровным слоем по площадке; затем его месили лошадью и оставляли сушиться. Сразу скажу, что в наших местах солому в кизяки специально не подмешивали, если только она не попадала туда из подстилки в сараях. После частичной сушки и образования полусухого твердого слоя кизяк резали лопатой на квадраты размером удобным для сжигания в печи. Эти «кирпичи» ставили на ребро для хорошей просушки, потом выкладывали в пирамиды (в форме пули) для проветривания и окончательной досушки, и позже прятали в сараи для хранения. Стояли тогда такие «конуса» в каждом дворе почти до самой осени. Приходилось читать, что в некоторых местностях кизяки набивали в специальные круглые или квадратные формы и оставляли сушиться. В Интернете встречал фото 1960 года из Калачевского района нашей Волгоградской области на котором дети (по возрасту - дошколята или младшие классы) с такими формами-СТАНКАМИ. А остальное все было одинаково.

В колхозах также занимались заготовкой кизяков, которые распределяли между колхозниками по числу отработанных трудодней. Для этого, по рассказу Григория Трофимовича Бусенко, навоз, скопившийся у фермы за зиму, сначала разравнивали на большой площадке. Проводили обмер и высчитывали, сколько приходится на один отработанный трудодень. Потом каждому колхознику отмеряли определённый участок. Можно было сразу вывезти свою долю навоза, но обычно оставляли на месте и ждали, когда высохнет, и уже в подсохшем виде резали и увозили домой. У хорошего хозяина всегда был припасен переходящий запас кизяка.

Летом 2015 года Надежда Ильинична Лембик (д.Завалий) поведала мне воспоминания своей свекрови, а моей тети Татьяны Васильевны Лембик. Та как-то рассказывала о том, как они раньше, в давние времена, собирали по степи кизяки. Бывало так, что бригада женщин направлялась утром на работу в поле или на плантацию, а впереди уже прошло стадо. Если на пути попадались коровьи «лепешки», то на них ставили метку. Одна кричит,
- Мои два пальца.
Другая, -
- А мои четыре.
- А моя ладошка.
Соответственно в находку втыкались два или четыре пальца, или же вжималась ладошка. В обеденный перерыв, проходя мимо, каждая проверяла свой кизяк, и если он к тому времени немного подсыхал, то его переворачивали. Ну а вечером, возвращаясь с поля, собрали высохшие или подсохшие «лепешки» в фартук, который был тогда обязательным предметом в рабочей женской одежде. Так что домой возвращались не с пустыми руками.

А я вспомнил, что мама редко проходила мимо засохшего кизяка на дороге. Если это было во дворе, то она подбрасывала его к дровам, а в степи могла спрятать в карман фартука. Видимо в холодные военные годы выработалась у неё такая привычка.

У А.Ф.Тараненко в статье «Хуторок в степи», посвященной его родному хутору Красавский, прочитал следующее:
«Колесников, узнав, что в х.Большом продают поповский дом, убедил земляков купить его под школу, а под фундамент – кирпичные сарай и погреб в соседнем немецком хуторе Прибы. Школу строили всем миром. Первой учительницей была в ней дочь попа из Секачей Евдокия Алексеевна Голушко. Плата за обучение была своеобразной: каждый ученик должен был принести в зимние месяцы деревянную чурку и с десяток кизяков, которыми обогревали классы. Не все семьи имели достаточно скота, навоз тоже был в дефиците, и немало детей из-за этого ходили в школу лишь в тёплые осенние месяцы.
Кизяки долгие годы были основным топливом для печей в нашей степной зоне. Ныне не всякий знает, что это такое, а тогда основной работой крестьян после весеннего сева были заботы по заготовке кизяков. Об этом писали в 1930 году в Саратов, тогдашний центр Нижне-Волжского края, уполномоченные, недоумевающие, почему крестьяне бросили колхозный сев в июне, а взялись за кизяки».

В Еланском краеведческом музее мне рассказали о том, что им как-то после экскурсии пообещали привезти настоящий кизяк, и они очень ждали такой нужный экспонат, как неотъемлемый предмет предыдущих времён.  Но их ждало разочарование: посетитель оказался не очень опытным хуторянином и привез в музей кусок обыкновенного глиняного самана.
Давно прошли те времена, когда без кизяка нельзя было прожить. Сначала наладили снабжение селян дровами и углём, а теперь, хоть медленно и дорого, идет газификация. Остались кизяки только в памяти старшего поколения.

Примерно в таком виде эта заметка в марте 2017 года была напечатана в Интернете. А дальше совершенно неожиданно для меня пошли отклики, настолько эта тема увлекла читателей.
Выяснилось много интересного и познавательного, как например то, что в безлесных местностях Горьковской (ныне Нижегородской области) тоже изготовляли кизяки, хотя этот район никак нельзя отнести к южным. Или то, что ещё в 1921 году местные власти Актюбинской области Казахстана принимали решение о закупке кизяка у населения для отопления помещений городских властей, и такие документы сохранились в Актюбинском госархиве. Писали так также про то, что в огражденных загонах колхозные овцы так утаптывали свои катыши, что получалось топливо, которое с юмором немного, называли "антрацит". Его снимали пластами толщиной до 5-7 сантиметров, и тоже делили, возможно, по трудодням.

Но самые интересные отклики с дополнениями и уточнениями пришли от земляков. Раньше забыл написать, что процесс изготовления кизяка меня миновал, т.к. школу, в которой жила наша семья, местные власти обеспечивали дровами и углем. А вот для моих ровесников участие в производстве кизяков было их домашними обязанностями, видывал сам.

Теперь фрагмент из обсуждения этой темы в соцсетях: «В нашем хуторе если рубака в хозяйстве не было – кизяки рубили лопатой. Рубак - это прямоугольник с длинной деревянной ручкой, плоский, металлический, но не как топор. Я в детстве видела, толком объяснить устройство не могу, ручка была длинной как у лопаты и крепилась по короткой стороне плоского прямоугольника. А другой короткой стороной рубили. Как кольцо для ручки крепилось - не помню точно. Кажется, кузнечная работа была, толстенные "клёпки" Было это в селе Завязинка, Волгоградская область». Мне кажется такой инструмент делали для того, чтобы не топтаться по неокрепшему слою кизяка.

Но, пожалуй, самые интересные и подробные воспоминания получились у еще одного земляка Павла Федоровича Тараненко. Чтобы Вы смогли их оценить, приведу их полностью: «И процесс производства очень хорошо помню. И ассоциаций, и воспоминаний множество. Мой отец в своих мемуарах старался изложить как раз такие моменты, особо не напрягаясь над художественной огранкой и понимая, что как-то надо передать следующим поколениям изживающие себя традиции, обычаи, занятия. Сейчас это называется забытые ремесла. Так вот, о деталях. После того, как навоз разбросали в центре двора, смочили, перемешали, разровняли в виде коржа толщиной сантиметров 15-20, дают подсыхать некоторое время до корочки. Потом мы босыми ногами притаптывали сверху, чтобы не торчали соломинки, и было совсем гладко. Следующий этап – разрезание на квадратики, примерно 30 на 30см. Кажется, сразу и переворачивали, чтобы просушить нижний слой. Когда уже кизяки сохраняли форму и не рассыпались, их для дальнейшей просушки ставили в виде горизонтальных букв «К» (как советский знак качества). Называли такие фигурки козликами, а процесс - козлованием.

 Следующий этап просушки – это как раз те башенки, что на фотографии. Первый ряд в башенке – в виде букв «Л» (/\/\/\/\) по кругу, далее горизонтально в шахматном порядке, закругляясь к вершине. Такие пирамидки стояли в каждом дворе, их не торопились убирать. Проделывая небольшие лазейки и забираясь внутрь, малышня играла в прятки. В этих башнях куры укрывались от летнего зноя. Часто хозяйки не замечали, когда куры начинали в них массово нестись и выводя незапланированное потомство. Когда мы находили такие кладки, то в качестве поощрения нам разрешалось использовать их по своему усмотрению. Их можно было легко сдать в магазин по 67 коп за десяток, превращая в сладости или деньги на кино.

Использование конского навоза и процесс приготовления глины для штукатурки стен – это отдельная тема. Обычно такие темы раскрываются, когда внуки спрашивают, что мы раньше без интернета делали».
Похожие воспоминания есть и у М.Г.Хоботенковой, которой особо запомнилось, что, играя в прятки, она смогла забраться внутрь пирамиды, и её очень долго не могли найти, хотя там всё насквозь просматривалось. Главное было, чтобы случайно не развалить конструкцию.

А Н.Ф.Бичехвост поведал мне непростую историю из сельской жизни, в которой косвенными участниками стали кизяки. В живущей неподалеку от них семье любивший выпить отчим гонял семью. Подросший пасынок, защищая мать и сестренок, стал от него прятать выпивку, за что был выгнан из дома. Попросив фуфайку и построив себе хатку из кизяков, паренёк несколько раз ночевал у них в дворе, категорически отказываясь перейти в дом. Его понемногу подкармливали вечерами, а через некоторое время мальчишка вернулся домой – видимо отчим протрезвел.

А в конце заметки немного о кизяках и политике. Наткнулся в интернете на то, как часть украинцев высмеивала новость о том, что в одной из областей России проводятся соревнования по метанию кизяков. Самой, пожалуй, мягкой оценкой было – «дикая нация», про остальное и вспоминать неприятно. Но тот же интернет разъяснил, что «Впервые метать коровьи кизяки начали в Индии, где корова считается священным животным. Это был своего рода ритуал. Метали индусы лепешки друг в друга. А вот соревнования на дальность появились около сорока лет назад в Америке. С 1970 года ежегодно в штате Оклахома проходит чемпионат по этому необычному виду спорта. Кстати, именно американцам принадлежит рекорд — 81 метр».
А дальше есть материалы о том, что в Беларуси в рамках этнофестиваля проходят подобные чемпионаты, и аналогичные соревнования есть в нескольких областях России. Что касается откликов на это, то они самые разные, от злобных насмешек до одобрения.

И напоследок очень лиричный отзыв Николая Федоровича Бичехвост на эту статью: «Очень интересная и редкая зарисовка из былого сельской, нашей жизни! Ибо в процессе заготовки навоза, его утаптывания, просушки в своих дворах принимали и мы, малая детвора.
Помню, мы еще из них, просушенных, складывали небольшие домики для игры ... И какой алый огонь, духовитый и жаркий, исходил от них зимой в натопленной печи, на которой, разметавшись и грея пацанячьи свои бока, накатанные на санках с плотины пруда, мы засыпали под посвист и вой пурги ночной в печной трубе... А запах тлеющих в огне кизяков с детства помнится до сих пор, до седины...».

Следующее слово  http://www.proza.ru/2017/03/17/2314