Сколько лет Уральску?

Галина Гурьева
Из книги "Летит столетье над Уралом..."

В ХХ веке изменилась жизнь и мира, и страны, и нашего древнего города. И тут же возникает вопрос: А насколько древнего? Сколько лет Уральску? 14 сентября 2013 праздновали День города. А до этого и в интернете, и в прессе, и просто среди людей бушевала дискуссия, сколько лет Уральску? В 1963 году торжественно праздновали 350 лет городу, в 1988 – 375 лет. Казалось бы, по логике вещей в этом году городу 400, но вот почему-то эта дата официально так и не прозвучала.
Причин здесь несколько. Первый клин в установление даты рождения города вбил известный краевед Николай Григорьевич Чесноков, который, кстати, сам 50 лет назад и установил эту дату -  1613 год. Дело в том, что в «Истории государства Российского» Карамзина основание Уральска отнесено к 1584 году.
Но тогда, 50 лет назад, все уральские краеведы дружно сошлись во мнении, что у Карамзина речь идёт не об основании нынешнего Уральска, а о Кош-Яицком городке, находившемся много выше по Уралу, тогда Яику. А в 1613 году казаки оставили Кош-Яицкий городок и перебрались на место современного города, который, как известно, начинался возле устья Чагана, на так называемом Яицком полуострове.
Об этом переезде сохранилась легенда, до сих пор бытующая среди населения города и передающаяся из поколения в поколение, теперь уже и с помощью интернета. Это не та легенда, которая была записана И.Железновым и приводится в книге Н.Г. Чеснокова, чем-то похожая, но другая. Эта легенда гласит:
-Когда казаки впервые пришли на Яик, то их первой постройкой на месте будущего города стала церковь. Городок строился уже вокруг неё, да вот беда, место оказалось уж больно неудобным, и ветрами продуваемым, и водой подтапливаемым, и для обороны сложным. Спустя несколько лет собрались казаки на круг, стали решать, как быть. Нельзя больше здесь оставаться, надо на другое место переходить, да вот церковь-то тоже бросать нельзя, не по Божески это, не по христиански. Думали, думали, да так ничего и не решили, разошлись ни с чем.
А ночью атаману сон приснился, старец благообразный. И сказал ему этот старец, что церковь-то надо разобрать по брёвнышку, на плоты погрузить, и пустить вниз по Яику. Там, где эти плоты остановятся, там и городу быть. Так казаки и поступили, а плоты остановились в устье Чагана.
Вот такая легенда. Говорят, сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. А здесь даже и не сказка, а легенда, основанная на историческом событии. А в легендах зачастую больше правды, чем в учебниках истории, которые постоянно переписываются в угоду политике. Да и Госпожа История вообще любит умалчивать о некоторых фактах, которые объяснить не может, или которые в чью-то концепцию не влезают. Ну да Бог с ней, с историей, вернёмся к Уральску.
В том же 1613 году казаки направили послов в Москву, к Михаилу - первому царю династии Романовых, которая только начала утверждаться на троне, просить о Российском подданстве. И хотя уже с 1591 года уральцы начали служить русскому царю, но это были не Романовы, а в 1613 казаки присягают новой династии и принимают подданство России. Интересный факт – год основания нашего города совпадает с годом возникновения новой царской династии.
Уже фактов переезда  и отправки послов достаточно, чтоб считать 1613 год годом основания Уральска, эта дата была узаконена в СССР в шестидесятые годы, а город радостно праздновал свои юбилеи. И всё бы ничего, только вот Н.Г.Чесноков пишет очерк «Сколько лет Уральску?» ( в книге «Город малиновых зорь», книга первая, Уральск, Оптима, 2010), где приводит столько возможных дат рождения города, ссылаясь и на П.С.Палласа, и на П.И.Рычкова, и на Дженкинсона, и на кучу других лиц из прошлого, каждый из которых предлагает свою дату.
Можно понять Николая Григорьевича в стараниях установить историческую истину, только вот поиски его настолько запутаны, что в итоге эта истина-то как раз и ускользает. Да и нужна ли эта истина населению. Ведь установить точную дату рождения любого города невозможно. В старину ведь не устанавливали памятных обелисков, с высеченной датой первого поселения. Даже Москва ведёт отсчёт своей биографии от первого упоминания в летописи, а уж когда там люди начали жить, никому не ведомо, но наверняка намного раньше, чем летопись об их поселении сообщила. Ну а  нам сам Бог велел считать возраст города с первых построек в устье Чагана, и принятия казаками Российского подданства, а это всё тот же 1613.
Второй клин, лишивший город праздника, вбил М.Н.Сдыков. Раскопал он на Свистун-горе древнее городище, ещё времён Золотой Орды. Честь и хвала ему за это большое открытие. Ни для кого не секрет, что Поволжье и берега Яика были когда-то территорией мощного средневекового государства. В низовьях Яика была и столица Орды – легендарный Сарайчик. Когда-то он был на территории нашей области, а теперь отошёл к Гурьевской. Тем важнее открытие М.Н.Сдыкова для истории нашей области.
Всё бы хорошо, да вот только Мурат Наурызгалиевич решил объявить городище Жайык началом Уральска, и заявил, что городу нашему 700 лет. Ох, какая замечательная дата! Да вот только к Уральску она не имеет никакого отношения. История не знает блуждающих городов. А Уральск начинался не на Свистун-горе, а в устье Чагана.  И объявлять городище Жайык началом Уральска примерно так же нелепо, как скажем, считать началом Москвы более древнюю Коломну.
Побывала на раскопках крупный специалист по истории Золотой Орды, доктор исторических наук Эмма ЗИЛИВИНСКАЯ. Она тоже считает, что золотоордынское поселение к  Уральску не имеет никакого отношения:
«- в Жайыке очень небольшой культурный слой и у меня такое впечатление, что город начал строиться, но просуществовал не очень долго»...
 «…Вашему городу, конечно же, не 700 лет. Даже если Уральск возник не в 1613, а в 1584 году, то это уже конец 16 века, а Жайык прекратил своё существование в конце 14 – начале 15 веков. Вполне возможно, что к тому времени, когда сюда пришли казаки, основавшие Яицкий городок, потомки жителей Жайыка продолжали жить неподалёку и могли поселиться вместе с ними. Поэтому какая-то условная преемственность есть, но нет непосредственной связи между городами». («Мой город», газета и интернетпортал от 27 июня 2013).
Мурата Наурызгалиевича можно понять, он учёный, увлечённый своим открытием, весьма значительным, но ему хочется, чтоб это открытие было ещё более значимым. Только вот история, дама капризная, не хочет соглашаться со столь произвольной трактовкой фактов. При желании историю, конечно, можно и переписать, да вот только от фактов-то никуда не денешься, нравятся они или нет, но они есть, и их не вычеркнешь. Как сказал кто-то из классиков: «Факты – вещь упрямая».
К сожалению, некоторые круги общественности Уральска, как правило, не обременённые излишними знаниями и образованиями, с энтузиазмом восприняли идею учёного. А в результате наш город так и не поздравили с юбилеем, и праздник для горожан, хотя и был, но обычный, а не юбилейный, а жаль. Уральск ведь старейший город  в Республике Казахстан, и не мешало бы его поздравить как положено.
Ну а мы всё-таки будем считать, что Уральску 400 лет. Кстати, в социальной сети «В Контакте» летом появилась фотография Уральска с надписью: «Мама, я влюбилась! Ему – 400!». Пожалуй, под этим снимком, несмотря на всякие изыски краеведов и учёных, подписались бы почти все уральцы, которые искренне любят свой город.