Вот был случАЙ... 1

Никифоров Александр
 
  Выходной. Три "П". Классика.  Пижама,пиво, пульт.
Как появилось управление с пульта, книжки забросил. Заняться и так есть чем. Щелк туда,щелк обратно. Мелькают страны и города,океаны и моря,милые лица и омерзительные  рожи. Вожди,депутаты, менты,преступники. Фильмы,сериалы. Иногда, входящая в комнату,качающая головой жена. Но этот образ и звук, я сразу убираю, ныряя под подушку.Нирвана полнейшая:пивка махну,пультом щелк,полотенцем мах,пот убрать. Дело к полудню. Рука,как говориться "колоть устала". Нет,но были же мужики, "богатыри не мы" от зари до зари мечом махали, а тут пульт до обеда не удержать. Внук правильно говорит,они сейчас продвинутые,- пора "Чипы" в голову вставлять,что мысленно "ТиВи" управлять. И с пивом надо чего-то придумать. Закончится,чтоб не бегать.Мысленно представил,- руку протянул вот оно. Холодненькое и пробочка скинута. Эх.А чего,может и доживу? Закрыл глаза, начал представлять: руки протянул, чтоб баночку взять темненького, я темное люблю.
Жена по рукам хлоп. За думами, не заметил,как и подкралась.
-Совсем от безделья до ручки дошел. В Кашпировского играть начал?- вопрошает.
Открываю глаза. Она передо мной, а за ней. Светопреставление!Конец цивилизации!
Экран потух, телевизор не работает.
Отодвигаю ее в сторону, через нее проверено,пульт не берет. Со всей силы,давлю на красную кнопочку, щелк. Ни шиша,ни просвета. Опять,щелк,щелк,хрен морковки не слаще,даже позывов к включению нет.
-Звезда ты моя ненаглядная,-говорю,-каким импульсом передним или задним "ящик" вырубила?
-Ты еще не Кашпировский,а я не Лонго,чтоб на расстояние действовать,-отвечает,-сам подумай,если у меня такие способности были,где бы ты лежал?
-Что ты,цветок мой неувядающий,-не мешкая отвечаю я,- что нам без способностей плохо?
-В самый раз тебе без них,только пультом тыкать и способен,-намекнула она,на большое и крепкое в прошлом,но истончавшее и истощавшее от лени обстоятельство,выходя из комнаты.
Еще пару раз даванул по красненькому, результата ноль. Помянул пару раз. Это ж надо верный друг и попутчик, а в выходной так подвел. Смотрю в углу тахты,книжка лежит,внук вчера оставил. С трудом,конечно,но дотянулся,хорошо хоть вставать не надо. На обложке буквы большие,заглавные,расписные "Русские народные сказки".
В голове замелькало: деревня,печка,бабушка моя. "В тридевятом царстве,нашем государстве"... Открыл из любопытства,да чтоб детство вспомнить. За полтинник как никак,подзабыл местами.Открыл на середке,буквы начал вспоминать, большие, хорошо, напрягаться особо не надо.Вспомнил,сложил,прочитал: "Сходи туда,не знаю куда. Принеси то,не знаю что". Начал читать,глаза слипаются,страницы с трудом ворочаются.....

                2
  Опираюсь на колонну, отполированную,по камню резную. Себя оглядел. Матушки -святы!На мне кафтан лазоревый,сапоги юфтевые,шапка с бобра ободранная.Прикинул наряд в Ёв-уе,в евриках на тысячи тянет,в долларах и того поболе. В рублях не стал,чего голову чепухой забивать. В руках перо,банка с жидкостью какой-то.
Но врубился сразу.Через образование свое в три школы,попеременно конечно (переводили для поднятия общей успеваемости) в юности, да два института,один правда, армейский,но он фору двум гражданским даст. То ли писарь,то ли дьяк,а какой цвет по какому приказу, тут и вспоминать не стал. А чего вспоминать,если все равно не знаешь? Да и не знал никогда. В школе то ведь боле менее до пятого класса учишься. А потом у одноклассниц топыриться начинает,у тебя в штанах змей-искуситель головку начинает поднимать. Тут другая история начинается. Более интересная и с такой тягой, что книжной с ней не совладать.
Отогнал я воспоминания детства старшего и юности начальной (приятные,но не
сейчас).Стал вокруг головой крутить. Батюшки- святы! Хоромы-то царские. Потолки под десять метров,позолота кругом. Закружилась голова от благодати такой,чуть в осадок не выпал,в том смысле,что чуть на пол не грохнулся.
Сквозь туман в голове,голос слышу- Дьяк,бумажного приказу. Сим мгновеньем предо мной,как топор над головой!
Я как про топор услышал,от колонны отлепился,и побежал по плитам на голос,к тому кто в кресле сидит,посреди хором. Лечу со свистом,сапоги помогают переборами. К кому лечу пока не знаю,но про топоры в ихнее время наслышан:махали вдоль и поперек. Подлетаю - дядька щупленький сидит,бороденка клинышком. Девка рядом,на сносях,разодетая вся.Разглядывать некогда,вспоминаю, что в "Иван Васильевиче" видел, я вот тоже вроде его, время и профессию поменял. В голове,эпизоды,как страницы в энциклопедии листаю.На всякий случай,на колени перед щупленьким упал.Башкой два раза к подножию приложился.Тут вспомнил,что надо три.Еще три раза приложился,по принципу "кашу маслом не испортишь". Голову не поднимаю,жду когда снова окликнут. А может топором заедут,пока не знаю,но выбор невелик. Лоб уже к плитам примерзать начал, когда по шапке сапожищем,этот,с бороденкой заехал. Сам,невзрачный из себя,а сапогом пинать,специалист.Голова,даже сквозь "бобра" загудела,словно обухом приласкали. Голову приподнял: на ступеньку показывает,-садись, мол. Я присел,развернулся. Свят,свят, и брат и сват!
 Полна хоромина народа.Я пока топором напуганный летел,скорость видно,космическую набрал, у "гайцов" радар бы задымился,раз не разглядел ничего. Понятно,на такой скорости,все в одну нитку сливается.Начал я их разглядывать. Думные бояре это,наконец понял я. Сидят по сторонам на двух лавках, а лавки эти,вместе с ними,за горизонт тянутся, конца не видно. Прикинул в уме:- думных-то как и наших,сотен пять будет не меньше. Все в шубах сидят, подумал сначала,-не от Диора ли? Но потом смекнул,не было его еще. Вообщем,хрен знает от кого,но что натуральней наших- к палачу не ходи.Шапки высокие,соболя да песцы. Я в мехах понимаю.Прошлый год жена,все лето по бутикам таскала.Ничего не купили, но налюбовались и нащупались,страсть. А эти и отсюда видно,за одну такую: пара меховых бутиков и мы с женой в вечное рабство в придачу,и то,пожалуй маловато будет,с пол тундры песцов ободрать надо. Сижу,не шелохнусь. Только глазами зыркаю. Вот Дума,так Дума,видно,ума-палата. Наша перед ней,как пес безродный, беспородистый. Только бюджет дергать, да с трибун лаять,а в остальном-ни рожи,ни кожи. Представил рожи своих, средь лиц благородных этих. Глаз задергался,челюсть в сторону повело. С трудом,но выправил. Не дай бог,подумают,что на них порчу хочу навести,вмиг топором подправят. И ведь,что на ум пришло,откопали где-то мозги- сидят-то они здесь,советы давая щуплому,на общественных началах,как говорится.
Кормятся от вотчин своих,предками своими заслуженных,да завоеванных. А наши?
Задохнулся я даже от мыслей таких,но вовремя остановил себя,не приведи господи, морщинка какая,на лице прыгнет. И потом только,на этих самых началах,Думу нашу представил...
Огромный пустой зал. Двое на заднем ряду копошатся. Присмотрелся. Светлячки- племянички! Так тож вожди, старперы наши конверты,языками заклеивают.Уважение сразу во мне колыхнулось,к организации процесса. А как же. Даже "вождей" по специальности пристроили. "Махоязы" они,по профессии,вот и махают языками, конверты клея.
Тут правильный ход мыслей моих,щупленький с бородкой прервал. Грохнул он своей палкой в пол,как черт из табакерки,выскочил человек и затараторил,
- Государь мол,вся и всякая. И ханства и царства,- долго перечислял,но не сбивался,не первый год видать,повторяет.
Встали все слушают,я тоже,ну вроде как,при гимне нашем. и терзает меня мысль: этот читающий, "политутку" мне какую-то нашу напоминает. прислушался к голосу,присмотрелся,ну,точно. Вылитый наш,ответственный по справедливости. Наговорит,нашумит и в люлю. Этот до новых вызовов,тот до новых выборов.
       
                3

   Перечислил все глашатай,замолчал.На колени упал,полу халата,того,кто в кресле,вроде,как поцеловал. Мне то,видно отсюда,совсем не целовал.Рожу свою,потную вытер,и уполз на карачках,между стражей лавируя.
Я сразу,думских своих,при этих обстоятельствах прикинул: нет,не смогут. Курдюки жирные, из стороны в сторону заносить будет. Щупленького цепануть могут, а за это их сразу топорами обтешут,чтоб габаритами соответствовали.
Вихляя тощим задом,говорливый исчез. Я в приготовления ударился: дьяк, все-таки, как никак бумажного приказу.Пока не началось,буквы в уме перебрал,как пишутся повспоминал, даже на "яти" замахнулся,чтоб не обмишуриться ненароком.
Вспомнил "Вовку в тридевятом царстве" как он там с запятыми мучался,"казнить не казнить,помиловать", наиглавнейшая тема в моем случае.
Оглядел перо,грызнул малость для тонкости, лизнул пару раз для мягкости. Свиток из кармана достал,развернул.Руками подергал,на крепость проверил. пальцы размял костяшками пощелкал. Голову к щуплому повернул,глаз навострил,ракурс проверил.
Лысину,под таким углом выставил,что бликов ему в глаза не давала.
Он внимательно так смотрит на меня,полкой своей постукивая легонько.А глаз чернявый такой,с отливом. Такой,ничего хорошего не обещающий.
Это приготовление мои, его отвлекли,но я же все по "Иван-васю". Нехороший глаз,ох нехороший.Испугался я,опять в "Иван Васильевича" заглянул,шапку,с бобра ободранную сдернул,зажал ее в руке и заорал,как тот,в честь кого потом собор назвали: -Погоди казнить!Дай хоть оправдаться,грознючий Иоан,царь всего и вся,да,что там царь император всего ты белого света. Прости,ты меня,бедного холопа,что отвлек твое внимание,на гнусную свою персону.
И судьбу не пытая,со ступеньки прыг, лбом об пол хрясть. Сколько хряснул не считал,но лоб звенел,как царь - колокол, пока прощенья с сапога дождался.
Встал он с кресла,стукнул палкой и говорит,- Бояре думные,чтоб пес вас разодрал,
придумали чего? Седмицу я вам дал,чтоб отдохнули. Чтоб меда попили,да девок дворовых пощупали.
-Эво оно как,- подумал я,- вот они откуда у нас думские каникулы, по неделе,но двадцать раз. И это переняли,вместе с содержимым. мало диссертаций наслизывали,
так и тут,сплошной плагиат.
-Кто ответ держать будет?- рявкнул щупленький,- Кто скажет где денег взять? Когда казна вся пропита,продуванена? Царь персидский денег просит,шах с порты, бунтом грозит. Я сиротинушка,в баню, без мыла и девок хожу. Доколе?
И взором чернявым "добра" многообещающим по боярам зырк. Двое по сторонам, у кресла стоящие, алебардами потрясли,тоже,похоже,пообещали.
Затряслись шапки высокие.Я еще прикинул.Если шапки в таком мандраже,какой-же каруселью под ними -то все ходит.
Смотрю: толкают на середину,какого -то боярина. Он назад,а его снова,пинками на середину. Худородный по шапке видать, терять уже нечего,значит и ответ держать.
Снял он шапку, мехом морду лица обтер,глазищи в потолок упер. Перекрестился три раза и завел, - Сударь наш,государь! Хоть счас руби,хоть опосля. Но вот на седмице - то этой разгульной, мысля ко мне пришла. Не сама пришла,каюсь,государь-надежа, а в лице девки моей дворовой Настьки- обосранки. медведь прошлый год в малиннике пугнул. с тех пор и прозвали. А так вся при всем. Веником начнет в бане охаживать,каменка в неге трясется.
-Я счас,тебя,дрыном -то этим отхожу. Что тянешь-то,как Настьку свою за вымя. Глаголь,раз начал,- пригрозил с бороденкой.
-Седмицу всю,отец родной,кажинный день,на починку сарафана,по копеечке у меня испрашивала.
-Горяч,смотрю я больно ты, терпежу никакого. Ты раздевать-то ее не пробовал? Хотя мы тоже, рысаками-то бывали,-в задумчивости почесал бороденку щупленький,- дальше
глаголь.
-Да раздевалась. Грех в бане в сарафане-то. Но на починку денежку брала.

                4
-Башку-то твою,она тебе веником не отшибла? Забыл,зачем стоишь,орясина стаеросова?- и палкой своей,худородного хрясть.
-А вот это и нам в Думе неплохо внедрить,-посетила мою голову мысль,-срочно перенимать надо. И без затрат, жердин в лесу немеряно. А уж доходчиво как. В думах этих,к краешку ступеньки продвигаюсь.Очень уж близко возле меня, второй раз посох просвистал, не зацепил бы в азарте ненароком.
А ушибленный на колени пал, лбом об пол хлоп. Звон пошел. Про лоб не знаю,но плиты, чуть-чуть не треснули. Опыт,есть, и видать немалый.
- Не вели казнить,- орет,да так,будто голова уже на плахе,- на это время завсегда есть. Вели слово молвить. И между делом: об пол хлоп,лбом хрясть.
- Дисциплинка,- думаю,- аж завидки берут.
-Договаривай,- смилостивился щупленький.
- Она от отца,своего,такая. Настька-то,- поднял голову худородный,- от Тришки- мастера. Тот по городищам ходит, деньги на починку изб собирает.Подойдет к избе,по углу постучит. Худо,дело,-говорит,- изба-то на ладан дышит. Неси-ка брат,пятачок,я твою избу в очередок запишу. Поправим избу-то.
- Ага,ишь как,ага,- задергалась бороденка у щуплого,- и как поправляет,сучий сын?
-Да не. Изб много,очередь растет,внукам не дождаться. а Тришка,сын Тимохи рваного, терем каменный возвел,землицы у меня прикупил. Топор,каменьями драгоценными украсил,обух позолотил,и в красный угол повесил. В терем с утра,очередь стоит,на починку записаться,все денежку несут. А он им,- не скажу ковда,не знаю куда. Вас скоко,а я мастер один. А кто возмущаться приходит,что давно уже ремонту ждет,так Тришка,гонит его со двора,и с чередка вычеркивает.
-Эвоно,оно, как!- еще пуще затряслась бороденка,- значит,денюжки сейчас,а ковда не знаю? А кричишь,так кукиш,- И меня сапогом шмыг.
-Пиши указ,крыса приказная,-грозно так говорит,и посохом стук,-Тимохина Тришку этого,рвань безродную, сей час ко мне,со всеми барышами,чадами и домочадцами.
Дальше,собака пиши,-это он мне. Молчу. Тут топор вместо выговора.
-Учредить безотлагательно приказ  избяного ремонту.В него не с избы,а подушно по
пятаку брать,для укрепления избы, тьфу ты его, казны. А головою в приказ, вот этого,что додумался - ткнул он посохом в худородного,- как тебя?
-Медведкины мы, Дмитрием звать,- сложился тот в поклоне.
-Уж не сын ли ты, того Медведкина, что велел у себя скотине глаза на полдня завязывать,чтоб думала,что ночь и меньше кормить. И мужикам,слугам своим,велел юбки носить,чтоб бегали быстрее.
-Его, батюшка- государь,- опять поклон,- только уже и на юбки не собрать,нагишом бегают.
-Да, наряду-то твоему,не скажешь что богатеи.
-Еле тянем,государь - надежа. Тятя все говорит,-пока достатка нет,но держитесь.
-Вот и подкормишься,на приказе-то. В дьяки Тришку возьмешь,для царства такой плут,полезней бояр будет. Пятак на кормление ему положишь. Артачится начнет,все отберем,и голым по Москве пустим.
-Святочки-внучатки!- вырвалось у меня с нутра,-так тож обдираловка капремонтовская  начинается!Вот откуда ноги -то растут,из старины глубокой!Плати за то,не знаю что,купи то,не знаю что. Историк,не иначе у нас просочился в Думу, ну,и вычитал в анналах. До него-то в Думе, сплошные менеджерята,они то в анналах, точно не копались. Исторических,я имею в виду. Сплошной плагиат, а мы дураки думаем,что они своим, правда,коллективным умом до всего доходят. Граждане, братья бояры!- заверещал я на всю хоромину,- Доколе измываться будете! Триста лет орду терпели,неужели теперь дадите ремонту - мать его, капитальному,ярмом пожизненным на шею лечь. Не пущайте его до нас, товарищы бояре! Треть людишек уже, в его ожидании загнулась,а денежки тю-тю.
Увидел боковым зрением.Летит ко мне щупленький,посох на замахе,алебарды сзади как пропеллеры кружат,силу набирают.
- Ах ты пес шелудивый на казну царскую,- посохом по голове щелк.
И поплыло в мозгах у меня,-может кто донес,что за капремонт не плачу уже полгода?
Есть выходит связь,между боярами думскими. Не теряют нить сословий,во благо,так сказать. Только мельчают,наши-то перед ними,как щеня, перед овчаркой. Виду нет,а слюни гуще. А может эти-то и мысли умеют читать?
Ужас обуял меня,в теле колебания начались. Еще чуток, и с Настькой,тезки будем по прозвищу. Упал я,лбом три раза,да так,что по хоромине звон пошел.
-А царь персидский, а хан с порты, а девки с мылом,- орет шупленький. Хлоп, хрясь
И алебарды уже возле шеи отсвечивают.
Открыл глаза. Жена опять полотенце скручивает,для нового замаха, доходчивее чтоб.
Свалился с дивана,крещусь неистово,и на четвереньках в передний угол. А там:лбом хрясь, потом еще два раза. Передохнул чуток и еще три, для верности хрясть.
А в глазах видение: посох свистит,алебарды сверкают.
-Заплачу,вот крест,заплачу,- и опять лбом хрясть,- Подавятся пусть,а то не приведи господи, выбивать, как там начнут. Топорами,да палками.....