Помни предков своих. МОСХ

Николай Обухов
Для многих людей разных поколений собирательным и привычным названием творческой организации московских художников является аббревиатура МОСХ – Московская организация Союза художников.
Во все времена МОСХ была авторитетной и влиятельной организацией Союза художников СССР. Важную роль она сыграла и в творческой судьбе художника Н.Г.Тихонова. Более 50 лет дедушка активно  и очень плодотворно работал в этой общественной организации московских художников на разных выборных должностях.
Он начал сотрудничать с МОСХ еще в довоенное время, затем стал ее членом и оставался деятельным участником Союза почти до самой своей кончины. 
Работа в МОСХ шла по пути взаимного влияния и обогащения: в общении с коллегами дедушка получал творческие импульсы новых идей и замыслов, а взамен отдавал окружающим весь свой накопленный педагогический и творческий опыт.

Немного об истории создания МОСХ

Об истории создания МОСХ написано немало. Взять хотя бы «Историческую справку» региональной общественной организации добровольного некоммерческого общественного объединения профессиональных художников и искусствоведов – Московского Союза художников (МСХ), размещенную в Интернете на сайте МСХ http://artanum.ru/pri/content.php?id=10&gid=80.
Далекий предтеча МСХ – Московский областной Союз советских художников (МОССХ)
– был образован в июне 1932 года на общем собрании актива более десяти различных по своей направленности московских художественных обществ. Это объединение было следствием проводимой в Советском Союзе широкой кампании по ликвидации разнообразных союзов
и созданию централизованных органов управления всей творческой интеллигенцией страны
в рамках выполнения постановления ЦК ВКП (б)  «О перестройке литературно-художественных организаций», принятого в апреле 1932 года.
На собрании было избрано Правление МОССХ, в состав которого вошли П.В.Вильямс, А.А.Вольтер, А.А.Дейнека, А.В.Григорьев, П.В.Кузнецов, А.В.Лентулов,  Д.С.Моор,
В.А.Фаворский, Д.П.Штеренберг, К.Ф.Юон и другие известные художники. Председателем Союза был избран А.А.Вольтер.
Когда в 1938 году был создан Союз Советских художников СССР, МОССХ стал именоваться Московским Союзом Советских художников (МССХ).
В 1959 году МССХ в качестве самостоятельной организации вошел в состав Союза художников РСФСР и был переименован в Московское отделение Союза художников РСФСР (МОСХ РСФСР).
В 1969 году отделение получило новое наименование – Московская организация Союза художников РСФСР (МОСХ).
Надо отметить, что в то время деятельность Союза художников РСФСР развивалась по двум взаимосвязанным направлениям. Все творческие вопросы решались в рамках самого Союза, а творческо-производственное направление было закреплено за Художественным Фондом, который являлся материальной базой Союза и обеспечивал творческую деятельность
и материально-бытовое обслуживание художников. При этом Фонд подчинялся только решениям Съезда художников, Правления и Секретариата Союза художников РСФСР и имел обособленный юридический статус.

Член МОСХ

В РГАЛИ в фонде 2943 «МОСХ» хранятся документы, связанные с творческой деятельностью Н.Г.Тихонова в этой организации московских художников.
В начале декабря 1944 года дедушка подает в МССХ заявление о приеме в члены Секции  декоративно-прикладного искусства. Он подробно излагает результаты творческой деятельности
с 1915 года. Там же имеются две рекомендации художников, одним из которых был его  однокашник по ИСЦХПУ и коллега по бригаде «Изо-Агит» Е.Г.Теляковский.
В феврале 1945 года на заседании бюро Секции декоративно-прикладного искусства дедушка представляет чашки, живопись и рисунок. По результату просмотра и обсуждения кандидатуры Н.Г.Тихонова бюро секции выносит следующее решение: «Рекомендовать Правлению принять в члены МОССХ».
Также в начале 1945 года дедушка становится членом Союза художников и членом Художественного Фонда СССР.
В 1951 году дедушку избирают членом бюро Секции декоративно-прикладного искусства и председателем подсекции прикладного искусства, где он плодотворно работал до конца
1955 года.
В 1958 году он становится председателем Художественного совета Комбината прикладного искусства (КПИ) Московского отделения Художественного фонда РСФСР.

Работа в Секции декоративно-прикладного искусства

В 1950–60-х годах дедушка очень активно работал в МОСХ и принимал самое деятельное участие во всех проводимых мероприятиях – в общих и отчетно-выборных собраниях  Секции декоративно-прикладного искусства, в заседаниях бюро Секции, в общих собраниях и заседаниях бюро подсекции художников прикладного искусства. Он также всегда присутствовал и часто выступал на заседаниях  Секции и подсекции по обсуждению персональных и групповых выставок и других экспозиций работ художников.
Приведем лишь несколько разноплановых примеров его творческого и деятельного подхода к работе в Секции декоративно-прикладного искусства МОСХ.

1954 год
В апреле 1954 года состоялось заседание Секции декоративно-прикладного искусства по обсуждению выставки молодых художников, работающих с деревом, стеклом, керамикой, металлом и пластмассой. 
Вот выдержки из стенограммы выступления дедушки на этом заседании (все цитаты приведены в оригинальной редакции без каких-либо изъятий и сокращений – прим. автора):
«С одной стороны меня радует эта выставка, что, наконец, появилась совместная выставка декоративно-прикладного искусства и искусства живописи, скульптуры и другое.
Если вспомнить дореволюционные выставки, то они всегда были такие.
Кто помнит дореволюционные выставки, то там всегда вместе с картинами стояла керамика, стекло. Это не хуже для выставки, а наоборот лучше, глаз отдыхает после большого количества  картин и с удовольствием посетители смотрели на произведения декоративно-прикладного искусства.
Эта выставка меня опечалила, потому что выставлено очень мало… Особенно это печально потому, что молодежь так мало сделала, так малоактивно работает в этой области.
Секция декоративно-прикладного искусства у нас по своему составу небольшая, особенно подсекция, куда входят керамика, стекло, металл, пластмасса и другие материалы.
Декоративно-прикладное искусство – такое искусство, которое должно находиться
в быту. Мы живем в определенных комнатах, в определенной обстановке.
Мне кажется, тут мы можем найти целый ряд вещей, когда художник, делая эти вещи, не учитывает, какое место займет та или иная вещь в жизни»
Дедушка подробно разбирает произведения художника Шушнакова (к сожалению,
в стенограмме не приводится инициалов ни одного из художников – прим. автора). Его фарфоровая композиция с мальчиком и девочкой на тему сказок П.П.Бажова «… хороша, можно фарфор поставить в комнате, угадан размер и бытовое назначение». А вот слишком большая  керамика «Голуби» с утилитарной точки зрения получилась не очень удачной – из-за своих размеров ее трудно будет разместить в типовой советской квартире.
По этому поводу он говорит: «Одно дело живопись или скульптура. Картину можно повесить в любое место. А произведение декоративного искусства должно быть рассчитано на какое-то определенное место в нашей жизни.
В отношении работ по фарфору я хотел бы отметить работу Ганрио. Это молодой художник, который работает на Дмитровском заводе».
Заметим, что в то время талантливый выпускник МИПиДИ Ю.Б.Ганрио трудился на ДФЗ
в пластике малых форм и создал ряд интересных работ, которые и были представлены на выставке.
Следует отметить, что дедушка обсуждал все работы как старший, умудренный жизненным и творческим опытом товарищ, дающий дельные и практические советы своим более молодым и неопытным коллегам. Но в его словах не было никакого менторского тона или пренебрежительного к ним отношения.
Он критически оценивает работы художников: Лясс («… низ вазы не стыкуется
с остальными ее  частями и не доделан»), Новикова (композиция «Ивушка в лесу» получилась работой «без адреса»), Розова (получилось не очень хорошее сочетание керамики с деревом), Тюренкова (изделия из гипса получились антихудожественными, «тяжелыми», хотя и были приняты керамическим заводом).
Деревянную композицию неназванного автора «Лукоморье и рыбак» он считает по замыслу  весьма интересной, но композиционно недоработанной («… все перемешалось, внизу неразбериха»).
В работах других авторов дедушка подчеркивает положительные моменты. Например,
в витраже «Подсолнух» другого неназванного автора, он отмечает необычность его исполнения («…хорошо сделан в ракурсе, а не в развороте, как обычно делают»). В приборе для вина Антоновой он указывает на применение  разнородных методов обработки материала («… хорошо сочетается грань, которая применяется для графировки скульптуры, и обработка, применяемая на стекле»). А изделия из пластмассы Степановой считает перспективными («… творческих моментов мало, но в дальнейшем она будет больше работать над этими творческими вещами»).
В конце своего выступления он говорит: «… хочу пожелать, чтобы молодые художники более активно и энергично работали. Я уверен в том, что на следующей выставке, которая наверняка будет через год, это помещение будет мало (Аплодисменты)».

1956 год
В октябре 1956 года в МОСХ была проведена выставка картин и работ скульптора
О.С.Артамоновой и текстильщицы И.К.Кулаковой. Оба художницы к тому времени работали по выбранной специализации всего лишь три – четыре года.
Дедушка первым высказал свое мнение на заседании секции по обсуждению их работ. Вот выдержки из его выступления:
«… Эта выставка волнует. Один скульптор, другой текстильщик. Начну со скульптора.
… Она из современных скульпторов очень хорошо понимает и чувствует фарфор, несмотря на то, что она недавно работает в фарфоре.
Очень ценно то, что  она работает не только как скульптор, а как художник, и она прекрасно работает как художник. И в росписи у нее имеется хорошее чувство такта и цвета, что очень гармонирует с ее фигурами и с фарфором.
Во-первых, мне хотелось бы видеть на дальнейших выставках не только ее скульптурные работы, но и другие. Каждый художник должен рисовать. Мы знаем, как скульптор Андреев оставил после себя целый ряд портретов и другие скульпторы тоже работают. У каждого художника есть какая-то кухня, где он работает и карандашом – и он должен работать карандашом, должен изучать натуру, и должен рисовать. Если молодой художник сразу сядет только на свое профессиональное дело и будет только лепить, это будет плохо. А я знаю таких художников, которые только лепят и кость режут, но никогда не рисуют. Мне кажется, что это все-таки умаляет достоинство художника и его обедняет».
Казалось бы, какое отношение к обсуждаемой теме имеют ежедневные упражнения
по рисованию карандашом. Но умение рисовать – это Альфа и Омега для любого настоящего художника. А дедушке очень хотелось, чтобы состоявшийся скульптор стал бы еще и отличным художником, имея к этому все предпосылки.
Далее он детально разбирает этюды И.К. Кулаковой и непредвзято указывает на недочеты в ее работах:
«Композиция – это такая вещь, что если отнимите точку и будет не так как задумал автор. Скажем, Головин, Рерих, Билибин – они видели первый план, второй план.
… Здесь очень расхваливали этот этюд с кувшином. Выполнен он красиво, есть колорит, есть тонкость, есть размашистость, но ведь лимон, он какой-то нематериальный,
не конкретный. Весь передний план то же самое. Можно и нужно делать этюды каждому художнику, но вместе с тем надо ставить и какую-то задачу, а когда уже вы более конкретно будете разрешать поставленную перед собой какую-то задачу, так, как ставит ее живописец, это будет другое… ».
И, конечно, в конце своего выступления дедушка от всей души желает обеим художницам дальнейших творческих успехов.

1959 год
В марте 1959 года состоялось объединенное заседание бюро Секции и научного руководства НИИХП о направлениях работы художников института. К заседанию была приурочена выставка работ художников института и представлена лишь небольшая часть подлинного полевого материала искусств народов нашей страны.
Кстати, на заседании также была и З.Д.Кашкарова, с которой дедушка работал еще
в 1920-х годах в Кустарном музее, один из старейших работников НИИХП.
В своем выступлении дедушка говорит о необходимости обязательного использования НИИХП многовековых традиций национального искусства в современных условиях:
«… художественное наследие, вся культура, которая нам осталась от народного искусства, умноженная на современность. Это правильно. И в этом отношении в Институте еще очень мало сделано.
Работа Института в этом отношении страшно трудная, это самая сложная работа для художника и для направленности потому, что здесь у Института должно быть несколько линий работы.
Главная и основная линия… – надо сохранить все то, что досталось нам хорошего,
и не только сохранить, но и дать ему развиваться – то, что идет не от художников Института, а от народных мастеров. И то, что в работе народных мастеров, культура, которая осталась – должны сохраняться и не только сохраняться, но и нужно восстановить даже то, что было когда-то забыто.
И такие… вещи прошлого… должны делаться народными промыслами, это их дело. И эта линия не должна затухать, а должна идти.
Конечно, … народные промыслы и народное мастерство должны идти вперед, идти
в ногу с современностью, но им самим это делать трудно. И эту вторую линию работы
и должен делать больше Институт. А Институт в этом отношении (правильный ему брошен упрек) сделал еще мало.
Если взять народное искусство, то это уже веками сложившееся искусство, имеющее большую ценность. Это культура – какая-то составляющая часть и мировой культуры».
Далее он говорит о том, что художники НИИХП должны работать по узким направлениям и отдельным промыслам, а не быть универсалами – сегодня обслуживать один промысел, а завтра другой. И подчеркивает, что надо обязательно использовать творческие командировки художников института на художественные промыслы: «Этот метод работы с выездом на места художников – самый ценный метод, чтобы дать возможность на местах создать что-то новое, подсказать и чтобы это хорошее там сохранилось».
Как мы видим, и здесь дедушка предметно высказывает свою позицию и дает конкретные рекомендации по её реализации.

1960 год
В заключение привожу пример его организаторской работы, когда дедушка в непростых условиях восстановил полнокровную работу вверенного ему участка – Художественного Совета по прикладному искусству КПИ.
В начале 1958 году он был избран заместителем председателя этого Совета.
В стенограмме заседания  секции по обсуждению отчетов Художественных Советов в мае 1960 года приводится отчет председателя Художественного Совета по прикладному искусству Н.Г.Тихонова. Вот выдержки из этого выступления:
« … тот Совет, которым я руковожу, создан два года назад.
Совет был избран в таком составе – Горлов – председатель, Тихонов – заместитель. Мишуков, Евангулов, Соболевский, Чага.
Горлов два или три заседания провел, а больше не являлся.
Выбыл по состоянию здоровья Мишуков, потом Евангулов, как пенсионер, потом Чага перестала ходить. Словом, был такой период, когда в совете уже никого не осталось.
… нам дали взаимообразно из других Советов несколько человек… 
В последнее время в работе Совета принял участие Розенблюм, председателем был избран  Тихонов,  заместителя у нас не было. Сначала собирались один раз в неделю, потом, как положено, два раза… проводились даже выездные Советы. Мы выезжали на фабрику «Художественное литье», на галантерейную фабрику, в другие места.
… Как правило, все работы, представленные на Совет, должны быть показаны главному художнику и консультанту.
Всего Советом было рассмотрено около 1700 работ, процентов 40, не меньше, было отклонено, а может и больше. Было рекомендовано для выполнения в материале около 800 работ, в производство принято, вернее, продано – 560 работ. Это куплено.
… наши художники обслуживают 12 стекольных предприятий.
… выполнялись проекты для металлопромышленности Мосгорисполкома, электроаппаратура для Владимирского совнархоза, для индустриальной промышленности, проекты электронного ускорителя по заказу Института физики, для инвалидных артелей,
и экспериментальные разные вещи. По электроарматуре был проект для Художественного комбината.
… рассмотрели работы из стекла, пластмассы, металла, керамики, фарфора, камня, эмали, осветительную аппаратуру, изделия из перламутра, оформление машин, один раз даже кровати.
При оценке работ определяли их художественное качество. Совет руководствовался такими соображениями, что мы должны создавать современные, удобные, красивые, добротные предметы обихода для жилища советского человека. Мы всегда помнили о том, что красота предмета достигается не украшательством, а целесообразной конструкцией, оригинальной композицией, лично найденными эстетическими формами, вытекающими из назначения предмета и основное – свойствами того или иного материала.
Такие материалы, как пластмасса, алюминий и другие рассматривались не как заменители известных материалов, а выявлялись особые, специфические качества их, использование которых может и должно находить новые эстетические принципы решений эстетического искусства.
Затем изучая, используя все прогрессивное и новое из зарубежной жизни и декоративного искусства, критически относимся ко всему этому и создаем свое декоративное русское искусство национальное по форме и социалистическое по содержанию. Национальное не как что-то застывшее, а творчески развивающееся в соответствии с изменениями жизни.
Наше советское декоративное искусство должно иметь свои новые формы.
… Таким образом, мы начали как бы от нуля, когда еще ничего не было, у нас не никакой связи с заводами, с промышленностью.
Коллектив художников тоже вырос как по количеству, так и по качеству выполняемой работы.
… в Совете должно быть не менее 11 человек.
… в Совет по декоративно-прикладному искусству должны входить специалисты по стеклу, керамике, металлу, пластмассе, ювелирным изделиям, должны войти скульпторы, графики, оформители, искусствоведы, тогда Совет будет более квалифицированный».
Далее дедушка дал свое видение стратегии развития Совета по направлениям работ: от проекта – к эталону,  до производства и курирования автором-художником проданного изделия. При этом по всем внедряемым изделиям должны приниматься коллегиальные решения Совета
с решающим правом голоса приглашенных специалистов и совещательными голосами представителей промышленности.
Отметим выступления в прениях художника КПИ Поляка, который выразил удовлетворение работой Совета и сказал: «…как художнику нашего Комбината хотелось бы поблагодарить членов нашего Совета за очень хорошую, плодотворную работу. Наш Совет был для нас организацией очень авторитетной. И мы очень благодарны за это (Аплодисменты)».
А член секции Рудин подытожил все выступления: «Считаю, что работа  Художественного совета не только по докладу Н.Г., а вообще по существу… должна быть отмечена как хорошая.
Художественный совет много внимания уделял творческому росту художников, подходил к работе достаточно серьезно, глубоко к оценке работ авторов и нужно оценить ее как хорошую».
В заключение хотелось бы сказать вот о чем. В избранном в 1958 году Художественном Совете числилось шесть человек, но вскоре остался только один – Н.Г.Тихонов. Остальные, в том числе и председатель, в силу разных обстоятельств или слабости своего характера покинули Совет, испугавшись объемов предстоящей рутинной работы.
Одним из жизненных девизов дедушки было утверждение: «Обещал – сделай!». Он никогда не пасовал перед трудностями и принялся за работу с утроенной энергией. В этом ему помогала закваска, полученная в Строгановском училище, когда он с юных лет был приучен
к творческой самостоятельности и высокой производственной дисциплине. Помогал ему и опыт работы в коллективе художников «Изо-Агит», когда они в авральном порядке в сжатые сроки
и в невероятно сложных условиях создавали уникальные шедевры декоративно-прикладного искусства – агитпоезда и агитпароходы. Нельзя забывать и о приобретенных дедушкой при службе в армии навыках – высокой самодисциплине и верности долгу перед Отечеством.
Все это способствовало тому, что за три неполных года он восстановил нормальную работу многопрофильного Художественного Совета КПИ и вывел его на новый уровень развития.

Выставка 1957 года

В апреле 1957 года в выставочном зале МОСХ на Кузнецком мосту, дом 11 с большим успехом прошла коллективная выставка трех художников разных поколений П.И Вьюева (1911 года рождения),  В.Я.Кулакова (1916 года рождения), Н.Г.Тихонова.
Был издан каталог выставки тиражом 1000 экземпляров. Дедушка представил более
30 пейзажей, натюрмортов и картин, выполненных акварелью, гуашью, темперой, маслом
в период с 1917 по 1956 год. Планировалось экспонировать изделия из дерева и фарфора, включая его новое творение – декоративную вазу «Венок мира». Однако из-за отсутствия места эти предметы, а также несколько полотен показаны не были.
В РГАЛИ в фонде 2943 «МОСХ» хранится стенограмма заседания Секции по обсуждению выставки работ этих художников. Вот выступление моего дедушки, Н.Г.Тихонова:
«Если предыдущих выступавших можно назвать молодыми художниками – то я никак
не подхожу под эту категорию – по своим годам – я закончил еще старое Строгановское училище декоративного искусства по специальности росписи в этой области и проработал всю жизнь. Работал по фарфору, по металлу, по дереву, приходилось заниматься и стенной росписью.
С 14 г. до последнего времени работаю преподавателем по композиции. Работать главным образом приходится летом – во время каникул. Как каждому художнику, в какой бы области он ни работал, какого бы профиля он не был, в том числе, декоративно-прикладного искусства, в своей работе ему нужен материал, какие-то наблюдения, ему нужно изучать природу, накапливать впечатления для его творческой работы. Все делается тогда, когда делаешь такие этюдики, которые частично у меня представлены. Сюда на выставку попали главным образом этюды, которыми я занимался в летнее время, в которых старался собрать материал, получить какие-то впечатления, набраться впечатлений от природы.
Какую цель я перед собой ставил. У меня была своя мечта. Я очень люблю цветы, я сам их сажаю, сам развожу и потом пишу. В большинстве – это мои собственные цветы, которые вы здесь видите.
Затем я очень люблю натюрморт, люблю пейзаж. Пейзаж люблю наш – Подмосковный, родной. Хотя у меня есть и тут на выставке этюды времен первой мировой войны – «Лесистые Карпаты» (большой след остался). Но главным образом я занимаюсь цветами. Они
в декоративно-прикладном искусстве имеют большое место для композиций. Я от них многому научился в смысле колорита, сочетания разных цветов. Мне всегда хотелось передать их свежесть, яркость, что очень трудно. Трудно бывает вовремя остановиться, когда работаешь над чем-нибудь. Иногда во время не остановишься и переделаешь, а иногда не доделаешь. Всегда приходится
в каждом отдельном случае выбирать именно то, что нужно, уметь во время остановиться,
а иногда наоборот – продолжать работу.
Я работаю главным образом гуашь и темперой. Акварелью наиболее трудно. Иногда приходится смешивать вместе  акварель и темперу.
Конечно, все эти специальные работы имеют свои недостатки, одни большие, другие меньшие, без недостатков почти не бывает. Когда работаешь – кажется все хорошо, а когда кончил – видишь, что-то не так, другое не так. Здесь товарищи будут выступать и выскажут свое мнение, выскажут свои пожелания, отметят положительные и отрицательные стороны.
Вообще говоря – трудно определить что хорошо, что плохо. В некоторых случаях, кажется это хорошо, а это плохо, а другому как раз наоборот, то, что ты находишь хорошим, он находит плохим и наоборот. В этом отношении товарищи тут откровенно выскажут свое мнение и мы будем им благодарны.
Я так же как мои товарищи, благодарю искусствоведа, который очень, очень много занимался нашими картинами, над тем, чтобы они были хорошо оформлены и здесь на Кузнецком (Аплодисменты)».
Напомню, что в 1957 году дедушке было 64 года.
Приведу здесь лишь некоторые здесь высказывания участников заседания Секции
о творчестве Н.Г.Тихонова.
Председатель заседания Секции М.Ф.Ладур:
«… Удивительно то обстоятельство, что все три наших художника ведут огромную преподавательскую работу. Можно поистине удивляться их трудоспособности
и внутренней дисциплине. Все эти произведения, которые видим здесь, ведь они по существу сделаны при совмещении творческой работы с работой по воспитанию нашей молодежи.
Мне особо хочется отметить свое изумление перед Н.Г.Тихоновым – с 1914 г. он уже занимается преподаванием – сколько же лет Вы работаете? Сколько же Вам лет, ведь Вы же изумительно выглядите (Аплодисменты).
Хочу пожелать и дальше так работать и выглядеть (просто удивительно!). Верно говорят, что чем больше человек трудится, тем больше он живет (Аплодисменты)».
Поэт Озеров:
«Я заинтересовался этой выставкой потому, что представленные здесь работы таких трех художников, имена которых не затрепаны, большинству просто неизвестны.
 А работы хорошие.
… Здесь проявились способности наших художников – возьмите эти розы художника  Тихонова – как они хороши. Я не живописец, я – поэт, я говорю как зритель, которого впечатляют эти живописные образы и который их воспевает. Здесь проявляется способность брать у Природы эти сочетания, которые выражают его душевный мир».
Куратор выставки, искусствовед НИИХП В.М.Вишневская:
«Тихонова я знаю много лет.
… но мы очень плохо знаем своих хороших художников.
Я знала его как старшего товарища в институте. Здесь много говорили о нем как
о живописце, но никто не сказал о нем сегодня как о педагоге, не сказал слов благодарности за его замечательную работу в этой области.
Он много лет работает в Институте промышленности, много сделал для народного декоративного творчества. Все лучшие работы, созданные там, проходят через его руки. Нужно сказать ему большое сердечное спасибо за эту героическую работу в области народного творчества, народного искусства. Об этом будут вспоминать в будущем, как в эти трудные годы небольшая группа сторонников и приверженцев этого дела не оставила эту работу, которая помогала этим мастерам народного творчества, когда они не получали нужного внимания. Поэтому мне хочется от нашего Института, от наших художественных мастеров сказать большое спасибо Н.Г.Тихонову (Аплодисменты).
… такого замечательного человека показали так поздно.
Мы знаем его давно, знаем с разных сторон – и как педагога, и как художника, и как общественного деятеля.
Я сама должна совершенно честно сказать, что по-настоящему я его поняла только, когда увидела как художника. Только тогда я поняла, какой великой души этот человек, внешне иногда сухой, замкнутый, какая теплота кроется за этой внешней сухостью. Много лет мы говорили
о художнике станковисте, посмотрите какое эмоциональное воздействие цвета мы видим здесь, которое присуще декоративному творчеству. Посмотрите этот «Букет цветов», как он волнует. Он оказывает на нас эмоциональное воздействие цвета, ритма, всеми качествами, которые приобрел Н. Г.Тихонов, работая в области декоративного искусства».
Член Секции Рабинович:
«Относительно Н.Г.Тихонова  – я учился у него, по секции много лет знаю, но никогда
не видел его живописи и просто удивлен».
Профессор Меносян:
 «Н.Г.Тихонов – человек, который очень много делает для конкретных вещей, для жизни народа и в этом очень большая ценность его.
…Весь вопрос в том, что Н.Г. молод не только на вид, но он молод во всей своей деятельности, его методом выращивания людей, воспитания людей он очень молод. И разрешите пожелать ему, чтобы он и в дальнейшем сохранял эту целостность своей натуры – эту манеру все делать «махом», эту бурность!».
В заключение приведем выдержки из статьи Л.Вишневской «Живопись художников-педагогов», опубликованной в газете «Московский художник» № 2 от 30 июня 1957 года:
«П.И.Вьюев, В.Я.Кулаков и Н.Г.Тихонов – преподаватели московских учебных заведений.
Николай Георгиевич Тихонов родился в 1892 году. Он окончил Строгановское училище со званием художника по прикладному искусству. В числе первых художников, вставших на службу революции, Н.Г.Тихонов принял участие в росписи агитпоездов и пароходов, оформлении народных праздников, выставок ВСНХ и первой Всесоюзной сельскохозяйственной Выставки 1923 года.
Н.Г.Тихонов –  одни из организаторов и первых преподавателей Московского художественно-промышленного училища им. Калинина. Являясь постоянным членом Художественного Совета Научно-исследовательского института художественной промышленности, он ведет большую работу с мастерами народных художественных промыслов.
Многолетнее творчество Н.Г.Тихонова в области декоративного искусства определило его интересы как живописца. Любовь к ярким радостным краскам, неожиданным эффектам света, богатому ритмическому узоречью орнаментальных форм делает особенно интересный для него область натюрморта. С большим чувством написаны показанные на выставке цветочные букеты
– мажорный, с ярко освещенными киноварными флоксами и нежный, поэтический, серебристый
с розовым, букет пионов.
Колористический и тональный диапазон художника весьма разнообразен. Рядом с белыми гладиолусами, мягко растворяющимися в вечерней синеве воздуха, мы видим произведения, построенные на сильном световом и цветовом контрасте. Таков натюрморт с фруктами, где белая тарелка с яркими лимонами, апельсином и гранатом, освещенная бьющим из окна светом, дана на фоне темно-красного, глубоко погруженного в тень букета. Интересны работы Тихонова
и в области пейзажа – голубые дали Волги близь Васильсурска, светлые и легкие этюды леса
и речки.
Произведения, представленные Н.Г.Тихоновым на выставке, характеризуют его как тонкого, вдумчивого и многогранного художника.

Небольшое помещение выставочного зала Московского Союза художников не позволило полностью показать творчество каждого автора. Так, не удалось выставить керамику Тихонова, пришлось отказаться и от экспонирования ряда живописных работ».
По данным Словарного отдела НИИ ТИИ РАХ, одна из его работ – натюрморт «Цветы»
 – была приобретена Государственной закупочной комиссией.   

Произведение создано 01.02.15 в 17:12 по местному времени.