Моршанский историко-художественный музей. Живой ка

Татьяна Кочегарова
Моршанский историко-художественный музей – явление уникальное, он, как скромная шкатулка с прекрасными драгоценностями. За неприметной крышкой этой шкатулочки с секретом – уникальные экспонаты. Нечасто в провинциальном музее встречаются полотна Айвазовского, Шишкина, Поленова, Клевера, старых голландских мастеров, скульптуры Лансере, мраморные бюсты работы скульптора Даннекера и множество произведений искусства, которые ассоциируются  у широкой публики, да и знатоков тоже, с  крупными известными музеями и картинными галереями. Тем не менее, такой феномен существует.  В фондах Моршанского историко-художественного музея есть коллекции старинного фарфора и фарфора агитационного, коллекции оружия и монет, собрание деревянной скульптуры и спасённых ценностей погибших церквей. Археологическая коллекция не один год привлекает внимание специалистов самого разного уровня, а коллекция старинных книг (в их числе и издание первопечатника Ивана Фёдорова) заставляет благоговеть не одно поколение посетителей музея. Впрочем, перечислять можно долго, а  увидеть, к сожалению, пока не получится. Музей закрыт на реконструкцию, начавшуюся в 2007 году. До 2014 года строительно-реконструкционные работы велись параллельно с основной деятельностью учреждения, экспозиция была открыта для посетителей, часть помещений сотрудникам  удавалось использовать и для проведения музейных мероприятий. В конце 2014 года предметы основного и научно- вспомогательного фонда были перенесены во временное хранилище, а экспозиционные залы закрыты.


За почти вековую историю своего существования Моршанский музей, открытый в 1918 году как историко-археологический, успел пережить многое. Сказочное везение быть открытым в то время, когда всё вокруг рушится и закрывается, счастье остаться нетронутым, не разграбленным во время гражданской войны и беспорядков антоновщины. Невероятная удача, выстоять все военные годы с 1941 по 1945, занимаясь научной работой и систематизацией коллекций в нетопленном помещении конторы, там же готовясь к лекциям для раненых солдат, не только сохранить музей, но и получить наивысшую оценку своей работы от вчерашних врагов-военнопленных искусствоведов.  Листая страницы истории музея можно найти Союз воинствующих безбожников, спасённые от уничтожения ценности из старинных усадеб и храмов, огромный личный вклад скромного подвижника Петра Петровича Иванова и его продолжателей Прасковьи Васильевны Кобзевой и Любови Михайловны Морозовой. Почти целый век, при любых формациях и руководителях, Моршанский музей, не трубя, не афишируя заслуг и уникальности, продолжал выполнять свою миссию.


На сегодняшний день многое сделано, чтобы сдвинуть с места затяжной ремонт. Почти готов художественный салон: окрашены стены, установлены новые окна и двери, настелена паркетная доска, люстры заняли свои места. Внутренняя отделка фондовых помещений тоже подходит к концу. Установлены новые системы пожаротушения, кондиционирования, видеонаблюдения, сигнализации. Дату открытия, однако, назначать ещё рано – на оборудование экспозиционных залов и фондовых помещений средств пока нет. Отделка фасада перенесена на весну 2017 года в связи с неблагоприятным для реставрации лепнины температурным режимом. Но жизнь в музее не замерла, научные сотрудники продолжают свою деятельность, пожалуй, даже более активно, чем в лучшие годы. Регулярно проводятся выездные мероприятия: лекции, беседы, встречи, занятия, собираются заседания музейных клубов. Сложная обстановка вынудила сотрудников искать новые формы работы. Так появился в музее «Таинственный сундучок», который сотрудники фондов не только придумали, обосновали методически, но и смастерили сами. Сундук каждый раз раскрывается по-разному, то погружая в волшебный мир музея, то увлекая народными ремёслами,  то суля радость изготовления куклы или украшения. Даже серьёзные темы, такие как русская иконография, воспринимаются при такой подаче с воодушевлением.


Плохо без своей территории, когда приходится проситься на постой в различные учреждения и постоянно от кого-то зависеть, но чаще всего выход удаётся найти. Так, летом музейный двор на время строительного затишья (проведение торгов) превратился в концертный и выставочный зал сразу. Следующим рискованным шагом стало проведение выставки местных художников в стиле «лофт» в выставочном зале с черновой отделкой. Педагоги школ искусства, юные таланты, самородки из глубинки поверили в нашу идею, загорелись ею и предоставили свои работы. Ведущий художник музея Сергей Шмелёв выступил сразу в нескольких ролях, раскрывшись в совершенно разных ипостасях. Он не только принял участие в выставке, как автор картин, но и взял на себя основную часть работ по оформлению экспозиции, а на открытии выставки показал и актёрские способности.
Неблагодарное дело – планировать что-либо, находясь в подвешенном состоянии, однако, планов у Моршанского историко-художественного музея достанет на несколько учреждений подобного рода. В планах – экспозиция под открытым небом во внутреннем дворе музея, проекты «На раскопках с Петром Петровичем», «Билет в СССР», «Музей в каждый дом», создание детской музейной лаборатории, разработка новых экскурсионных маршрутов, музеефикация пространства, празднование столетнего юбилея музея, наконец.


Думаю, не слукавлю, если скажу и от себя лично и от имени сотрудников, что хочется, очень хочется просто работать, не «на выживание», не в авральном режиме, не «наперекор», а серьёзно, вдумчиво, обстоятельно. Хочется  принимать гостей, читать добрые слова в книге отзывов, радовать людей встречей с прекрасным. Хочется дать возможность посетителям увидеть в полном блеске драгоценности шкатулки с сюрпризом – уникальные коллекции Моршанского историко-художественного музея.