Дворянское гнездо история одной усадьбы

Татьяна Кочегарова
История имения Бенкендорф в Сосновке неразрывно связана с историей нашего края.
Село Сосновка возникло во времена царствования Михаила Романова. В 1640 году на бойком торговом тракте Козлов-Моршанск при слиянии рек Сосновочки и Челновой поселились основатели будущего села. Село росло, ширилось, увеличивалось с годами и количество его жителей. Менялся внешний вид села, менялись власти и владельцы. В конце XVIII века император Павел I пожаловал большую часть села генералу Христофору Ивановичу Бенкендорфу, а оставшуюся часть - князю И.С.Голицыну.

I. Семья Бенкендорф в России
Для крестьян Сосновки новые хозяева казались заморскими птицами, впрочем, фамилия Бенкедорф в России сравнительно недавно. Первые упоминания о ней в официальных русских документах встречаются лишь в XVIII веке. В выписке из протокола Дворянства от 1773 года сказано: генерал-лейтенант обер-комендант и кавалер Иван Михаил фон Бенкендорф, согласно выписке из постановления Ландтага, был принят со всем своим потомством 5 июня 1773 года в Эстляндский Дворянский Мартикул.
Христофор Иванович Бенкендорф, сын того самого Ивана Михаила фон Бенкендорфа, был женат на баронессе Шиллинг фон Канштадт. У Анны-Юлианны и Христофора Ивановича в России родились сыновья Константин Александр.
Константин Христофорович Бенкендорф (1784-1828) вошёл в историю рода как храбрый воин и продолжатель лучших традиций фамилии. Именно он положил начало благополучию села, благоустраивая окрестности.

Заботливым хозяином и храбрым воином вошел в историю славного рода Бенкендорфов сын Константина Христофоровича – Константин Константинович.
Константин Константинович Бенкендорф (1815 – 1857) обучался в пажеском корпусе. Уже в начале военной карьеры отличался мужеством и геройскими поступками, тем самым, подавая пример своим подчиненным. В 1837 году он, поручик лейб-гвардии Конного полка, за героическое участие в войне с горцами награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. В 1842 году Бенкендорф награждается орденом Святого Станислава 2-й степени, украшенным Императорской короной. За Кавказскую кампанию Константин Константинович награжден орденом Святого Георгия 4 степени.
Был женат на уроженке города Штутгарта, получившей в России имя Наталии Филипповны.
Александр Константинович (1849 – 1916) достойно продолжил дело, начатое отцом. Исправно ведя хозяйство, благоустраивая усадьбу и помогая людям, стал известен всему Тамбовскому краю. Александр Константинович Бенкендорф с 1893 по 1896 год - советник российского посольства в Вене. С 1897 по 1902 год - посланник в Копенгагене, а с 1902 года до конца жизни -  посол в Лондоне. Помимо имения в Тамбовской губернии владел каменным домом в Петербурге, имел 5200 десятин земли в Саратовской губернии. Был женат на графине Софье Петровне Шуваловой.

Последним владельцем имения в Сосновке стал сын Александра Константиновича – Константин Александрович (1880 -?), который был кадровым морским офицером. Участвуя в обороне Порт-Артура в 1904 году, молодой Бенкендорф, попал в плен. В 1905 году был освобожден из плена и в 1906 вернулся в Петербург. За время службы Константину Александровичу неоднократно вручались награды «За храбрость». Проживал в Сосновском имении до 1918 года. Весной 1919 года Константин Александрович, служа в Наркомате иностранных дел, поехал в командировку в Лондон, где остался для дальнейшего проживания у своей матери.

II. Дворянское гнездо

Русская дворянская усадьба – одно из самых выдающихся достижений российской цивилизации и ярчайшее явление мировой культуры. Это уникальный сплав русской истории, русской культуры и русской природы.
В XIX веке усадьба стала превращаться в парадную резиденцию с различными постройками, окружённую садами и каналами. Дворянские усадьбы создавались в стиле русского классицизма, что требовало вовлечения в этот процесс отечественных и приезжих специалистов: архитекторов, художников, оформителей. В строительстве дворянских усадеб в провинции участвовало множество безымянных мастеров, крепостных архитекторов и художников. В этих же канонах была возведена и усадьба семьи Бенкендорф в Сосновке.
Было выбрано самое  красивое место на возвышенности, у реки. Господский двухэтажный дом располагался так, чтобы одним протяжённым фасадом выходить к подъезду, другим – к реке.
Вход в дом отмечался портиком – крытой передней частью здания – и колоннадой. На фронтоне, как обычно, красовался вензель – замысловато переплетённые инициалы владельца усадьбы. В более поздние годы своего существования в усадебном ансамбле появился такой элемент как бельведер – специальная надстройка над зданием, с которой открывался живописный вид на окрестности.
Усадьбу украшали не только постройки с колоннами, но и скульптурные композиции. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор, который ограничивали по бокам флигели. Двор получал регулярную планировку с подъездным кругом перед входом и цветочными клумбами. Справа и слева от парадного двора размешались скотный и конный дворы, амбары, риги, другие хозяйственные постройки и плодовый сад.
Интеллектуальным и хозяйственным центром повседневной жизни усадьбы был мужской кабинет. Обставлен он был при всех хозяевах лаконично и можно сказать скромно. Здесь отчитывались управляющие, писали письма и распоряжения, принимали соседей, обсуждали различные проекты. В тихих кабинетах формировалась мода на чтение. В усадьбе Бенкендорф хранилась и пополнялась с годами прекрасная библиотека, содержащая книги по естествознанию на разных языках, энциклопедические издания, атласы, словари, географические карты, разнообразные руководства по ведению хозяйства, по строительству, художественные произведения, преимущественно на немецком и французском языках. Книги и журналы выписывались из Москвы и Петербурга, а так же из-за границы.
В Моршанском историко-художественном музее хранится коллекция книг и  произведений искусства из имения Бенкендорф, спасённая П.П. Ивановым от уничтожения в первые послереволюционные годы.
Несмотря на то, что женщины из Бенкендорф большую часть года жили за границей, в  XIX веке в усадебном доме появился и женский кабинет. День дворянки, особенно в сельской усадьбе, был заполнен заботами до отказа. Утро хозяйки начиналось в уединённом кабинете, куда шли за приказом, с отчётом, за деньгами, с дневным меню. Днём же и особенно вечером кабинет хозяйки превращался в салон. Хозяйка усадьбы принимала в кабинете близких родственников, друзей, соседей. Здесь она читала, рисовала, занималась рукоделием, вела обширную переписку. Женский кабинет всегда отличался особым уютом и теплотой. Стены в разные годы были окрашены в светлые тона или же оклеивались обоями с цветочным декором, такая же цветочная роспись покрывала потолок. Пол складывался уже не из яркого наборного паркета, как в мужском кабинете, а застилался цветным ковром.
Почти обязательная принадлежность усадьбы – это фамильные портреты. Портретная галерея предков своим размахом напоминала дворцовые собрания русских вельмож. В нашем музее хранятся акварельные портреты членов семьи Бенкендорф, выполненные художниками П. Соколовым,  Гау, Францем Штирибрандом, Монтихальтером. Вызывают неизменный интерес мраморные бюсты супругов Константина и Натали Бенкендорф, выполненные скульптором Иоганном Даннекером.
В конце XVII – начале XVIII века в дворянских поместьях в России началось активное строительство усадебных храмов, которое не прекращалось вплоть до начала XX века. Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно объединяло господ, дворовых людей и жителей, примыкающих к усадьбе деревень. Был свой храм и в Сосновке.
Четыре поколения семьи Бенкендорф в своём Сосновском имении содержали больницу, грамотно хозяйствовали, построили винокуренный завод, принимали активное участие в общественной жизни Тамбовской губернии и Моршанского уезда.
Особенно серьёзно относился, как сейчас говорят, к развитию территории Константин Александрович.  Он серьёзно занимался разведением  скота, закупая за границей племенной скот. Любил лошадей и собак, увлекался охотой. Хозяйство было немалым: земля, лес, сенокосы, мельница, рыбная ловля и прочее.
Летом в имении Бенкендорф всегда было многолюдно. Месяцами здесь жила многочисленная родня.
По редким свидетельствам очевидцев тех лет Бенкендорф бережно и заботливо относился к крестьянам. Село обустраивалось на средства семьи.


III. История усадьбы
В конце XVIII века император Павел I пожаловал часть села генералу Христофору Ивановичу Бенкендорфу, а другую часть - князю И.С.Голицыну. И тот и другой стали основателями имений на берегах Сосновочки и Челновой.
В 1857 году, когда Константин Константинович Бенкендорф скончался, его жена, Наталия Филипповна Бенкендорф, родом из немецкого города Штутгарта,  почти полностью, забрав на какое-то время и детей, перебралась жить за границу. Однако, помня желание мужа о том, чтобы дети жили в России, связей с имением не порывала. И, как только появилась возможность выкупить вторую часть села, приобрела её для своих детей. Бывшее имение князя Василия Павловича Голицына было присоединено к владениям детей Натали и Константина Бенкендорф. 
Имение было приобретено в 1865 году за 121 тысячу 890 рублей. Имением управлял майор Иван Егорович Семенихин, который много времени посвятил обустройству и облагораживанию поместья. Хозяйство содержалось в образцовом порядке. Был разбит прекрасный парк. Обстановка в усадьбе отличалась тонким вкусом и в то же время чувством меры, не покупалось «кричащих», безвкусных предметов. Мебель в дом подбиралась красивая, добротная, изящная, но вместе с тем прочная. Мы можем судить о меблировке усадьбы по предметам мебели из имения, хранящимся в фондах нашего музея - это комод, буфет, диван, неизменно привлекающие внимание посетителей.
В 1918 году усадьба была национализирована. Наиболее ценные вещи были увезены в Москву и распределены в столичные музейные и архивные фонды. Некоторые предметы из усадьбы попали в Моршанский историко-художественный музей, благодаря его основателю Петру Петровичу Иванову, так как он входил в комиссию по национализации по Моршанскому уезду. Редкое художественное чутьё позволило основателю и первому директору Моршанского музея разглядеть в разгромленных и разграбленных помещениях будущие экспонаты, сегодняшнюю гордость коллекций музея. 


Заключение
Как мы видим, история обширного имения Бенкендорф – это не только история жизни и деятельности его владельцев, это история села, которое было основано и обустроено на их средства, и символичная история русской усадьбы, как целого культурного пласта жизни России.