К 100-летию русской революции
Если внимательно почитать Чехова, то в его произведениях обнаружится присутствие дьявола как надличностной силы; дьявол невидим, но его появление в нашем мире обозначено красными глазами. О дьяволе напоминали Чехову красные огни пожаров на Сахалине; в рассказе «Случай из практики» красные огни фабрики представляются герою знаком инфернальной силы. Если во времена Чехова дьявол был скорее художественным символом зла, то в веке ХХ-м разгул дьявольского вмешательства в дела людей обозначен горами трупов, сожженных ипритом в первую мировую войну, и миллионными гекатомбами гражданской войны в России.
Осознавали ли большевики свою причастность к всемирному злу? Вероятно, осознавали. В дневниковой записи замечательного русского композитора Георгия Свиридова от 21 ноября 1981 года читаю: «Первый сатирический журнал, который издавался в России после установления советской власти, начал выходить в 1918 году. Он назывался «Красный дьявол».
«Очень красноречивое название», - иронично прокомментировал Георгий Васильевич. Добавлю, что в 1920 году на улицах покинутого белогвардейцами Севастополя первым появился броневик большевиков под названием «Антихрист». Свою повесть о похождениях Чичикова по городам советской России Михаил Булгаков назвал соответственно: «Дьяволиада». Булгаков подарил книгу Марии Павловне Чеховой, на которой богобоязненная сестра великого писателя начертала: книгу не выдавать…