Красный дьявол

Геннадий Шалюгин
К 100-летию  русской  революции

    Если внимательно  почитать Чехова,  то в  его  произведениях обнаружится присутствие  дьявола  как  надличностной силы;  дьявол  невидим,  но его появление  в  нашем мире обозначено красными глазами. О  дьяволе напоминали Чехову красные огни пожаров на  Сахалине;  в  рассказе  «Случай  из практики»  красные огни фабрики представляются  герою знаком  инфернальной силы.  Если во времена  Чехова  дьявол был  скорее художественным символом  зла,  то в  веке  ХХ-м  разгул дьявольского  вмешательства  в  дела  людей  обозначен  горами трупов,  сожженных ипритом в  первую мировую войну,  и  миллионными гекатомбами  гражданской войны  в  России.
     Осознавали  ли  большевики    свою  причастность к  всемирному  злу?  Вероятно,  осознавали. В  дневниковой  записи   замечательного русского композитора  Георгия  Свиридова  от 21  ноября  1981  года  читаю:  «Первый  сатирический  журнал, который  издавался в   России  после установления  советской  власти,  начал выходить в  1918 году. Он назывался  «Красный  дьявол».
«Очень красноречивое  название», - иронично  прокомментировал  Георгий Васильевич.  Добавлю,  что в  1920 году на улицах покинутого белогвардейцами Севастополя первым  появился  броневик большевиков под названием «Антихрист». Свою повесть о похождениях  Чичикова по  городам  советской  России Михаил Булгаков  назвал соответственно:  «Дьяволиада». Булгаков подарил   книгу Марии Павловне Чеховой,  на которой  богобоязненная  сестра  великого писателя начертала: книгу не выдавать…