Человек живёт своей тайной. Сокровенные беседы

Людмила Корина
Людмила Корина
Филологический роман.Посвящение Леониду Бородину
Мой портрет кисти П.Ф.Глобы
 
Автор поверяет  историю любви двум собеседникам, чьи голоса озвучивают мысли любимых писателей, поэтов из записной книжки автора и свои собственные.
 
“Дружбы светлые беседы” - что осталось бы от нашей жизни, от всех нас, без этих бесед? Автор: Я задаю тему : Победа искусства над правдой жизни.Пишу по законам творческим, но я вряд ли создаю “благоуханные легенды”.
 
1-У Ахматовой тенденция сглаживать разрывы и сумбур прошлого :
“Целительница нежного недуга.Чужих мужей вернейшая подруга, и многих неутешная вдова...”
2-“...Какая есть - желаю вам другую...”У Мандельштама- раскрывая, изживать прошлое.
-Во мне того и другого поровну.
-“Память возвращает нам прошлое не для того, чтобы переделать его, а лишь затем, чтобы осмыслить,оплакать, понять.Но к главным линиям забвение  подступиться не может”(Н.М.).
 
2-Поэты тем и вредны, что смотрят на мир открытыми глазами, остальные - во власти готовых представлений.
-К каждой из основных своих  мыслей я пришла сама.
-Поэтический труд обостряет все виды чувственности - физиологические и духовные.
-Человек живёт своей тайной.
 
-“Любовь, проникшая в самое сердце, странная, способная мгновенно исчезнуть, внушает подозрения в выдуманности, её призрак томит душу до телесных болей”,-писал молодой Недоброво Анне Ахматовой.
 
-“Сомнительное, если всмотреться в него, состояло из последовательных точностей. Научно доказано, что мужчины - низшая раса”,- парировала Анна.
 -Из всех овец один муж, и тот баран.Мы с ним родились в планетной близости. Два упрямца.
 
-”Одной любовью меньше стало, одною песней больше будет”.А.А.
- Или десятками, сотнями, всё тому же барану.
-Экстремальная ситуация обнажает человека…
- Вот на этой ноте бы всё и закончить...
 
-Любовная лирика, как ни странно,  относится к аскетическому варианту поэзии(Н.М).
- Зэк  писал Ахматовой -“ меня поразила  раненая простота ваших стихов”.
-Мне  в эфире слушательница сказала о пронзительности моих стихов и  песен, а друг-писатель - о сдерживаемой боли.
 
-А  дар дружбы Анны ? Марина увлекалась не только стихами, но и поэтами. И у обоих  великих женщин- естественность и своенравие, неистовство и равнодушие.
-Извлекать из любви максимум радости и боли.А потом-  Уехали.Цветы забыли. Что отцвело, то пахнет гнилью...
 
2-В общении то, что увидит и назовёт один в другом, в этом другом вызывается к жизни.
- Я своих героев писала через своё восприятие их. Но к жизни вызывалось не то, что и как я это называла, а то, что  напоследок успевала разглядеть.Оно и разлучало нас.Пристально всматриваться в человека  опасно.
 
-“Пойми, нет такой уловки, чтобы скрыть от твоих писаний хоть какой -нибудь изъян твоего сердца”.
-Эти слова Уитмена я написала Бородину на  своей книжке стихов.
 
2-“Никто никого не обманет, никто никого не спасёт”  - последние слова  Юрия Карабчиевского. Его попытка вспомнить,”воскресить” Маяковского  была блестящей и трагической.Он  тоже покончил с собой.
 
-А если собеседник молчит ? Как понять его ? Молчание - удобная форма лжи ?
-Попробуем придать этому молчанию глубину -“не нарушайте моего одиночества и не оставляйте меня одного ”(афоризм Жванецкого).

2-Каждое слово опирается на молчание собеседника.
-Молчание моего собеседника было настолько опорным и упорным, что пришлось перенести наш диалог в виртуальную реальность моего отклика на его повесть“Женщина в море”. Странное это произведение...  В  диалоге моих героев нет развязки, потому что Он не слышит её, он не живой.
 
2-Навсегда усталый, писатель себя приучил молчать.”Вот так и бреду,обречённо врастая в едва народившийся день.Листву омертвелую тихо листая,такая простая,такая пустая простенками стелется тень...”(Л.Б.)
 
-“Не шумите вокруг -он слышит, он живой ещё,он дышит -писала Ахматова о Ленинграде.
-“Он дышит”,-написала я про Кижа....Одинокий мой голос звучит.Книгу жизни вечность листает.Он опять что-то мне  промолчит.
Я  ему стихи почитаю...И я приучилась молчать :Не говорила ему слов, а всё дарила и дарила.Однажды вынырнув из снов, я про любовь не говорила.
 
2-Существует магия открытого слова. Знать про себя, и вдруг услышать  высказанным то, о чём молчишь. Это ошеломляет.
-А началось всё романтично, но вскоре обрыв, катастрофа.
-В роковые минуты тщетно всё полюбленное в жизни.
 
2-Её приход к нему - женщина ведома страстью и бесстрашием .В нём правда чувства и поступка. В отличие от его запаздывания, непонимания - человека, стихов.
-Ситуация легла сначала его попыткой забыться, потом горьким прозрением.”Прощайте, простите” -пропела я в эфир слова его повести,-“только эхо было мне ответом”.
 
-Завершая литературный роман с героем, она  прочитала на радио его повесть о первой любви “Год чуда и печали”, голосом той девочки - своим.
2-Спасибо Всевышнему, что дал ей  ума и таланта преобразить своё и чужое горе в гармонию.
-Он попытался написать об этом в своём  рассказе.
 
2-За полуосознанные злодейства судьба не наказывает. Временное помешательство -английский вердикт.
-Батц ! И нету братца. Погиб при попытке материализоваться.
-Мечтательница, напрасно и возвышенно влюблённая. Самое главное произведение -  она сама.
 
-Приятное зрелище, должно быть, человек счастливый исполнением своей мечты - я ! Поздний прорыв к творчеству стал  моей  сбывшейся  любовью.
2-Доверчивость и простодушие свободного человека. Потому - если непонимание, то временное. Всё преодолевают вера и убеждённость, конечный результат.
 
-Кому муравей -накопитель, кому артистка -стрекоза. А мой труд нелёгкий. Трудилась много и в период первоначального накопления вложила средства  в...эфир. Что отдал - то твоё.
-Катастрофа не разрушила чувство.Чем больше   искажения лика , тем крепче вяжет  любовь.
 
-Писалась книга, и она отстаивала своё право родиться.Крик героя был её кульминацией...Подарила ему  свою книжечку, написав в ней -“Они вспоминали  баню.И потом оказалось, что её рассказ  был интереснее”.Это из воспоминания Нагибина о Галиче. Я думаю, что мой адресат понял, о чём я, и улыбнулся.
 
-Нужно ли сдирать с себя кожу ? Ибо вряд ли кому доставит удовольствие увидеть то, что под ней скрывается - вот моя рецензия на  опус Бородина в “Юности”.
-Творчество нуждается в страсти,которая внутренне подобна страсти.К чему откровения - всегда неточные и субъективные ?
 
2-В его рассказе напряжение неискренности.Попытка исповедаться была достаточно беспомощной, без самоиронии, напрямую.
-Ведь реалист же...Фиксировать страдание - углублять его. Это лишь приблизительное и неточное отражение того, что произошло не тогда и по другому поводу.
 
-Глубоко был уязвлён - человек его судьбы, в душах понимающий писатель.
-Пришла тогда в пору цветения нашей любви, заманенная его трусливым бегством. О таком приходе он в рассказе, как о чуде,  мечтает.Зачем этот рассказ ? Его не надо было вовсе.
 
-А что бы написал Генри Миллер по поводу концерта  в редакции в отсутствии именинника 14.4.94 ?
2-“Вы не сбегайте - в следующий раз она придёт с тритолом и лучше погибнуть вместе с командой.”
 
-Портрету заказали раму - киноконцертную программу. Певец аж соловьём разлился.Портрет стонал и тихо злился.
-Мечется, капризничает, дурит, а она всё делала с любовью, искренне. Просто жила.
-Помнишь, в рассказе Ю.Домбровского -“Перед ним сидел парень, который искренне любил его, а он даже любовь стал считать за фальшь и подсидку. Так стоил ли он этой любви ?”
 
-Читаешь любимую прозу и наталкиваешься на строчку, будто подслушанных твоих мыслей - “притаивался, ожидая,что ещё выкинет(Юз Алешковский).И ещё - Это было одно из редких, из очень редких потрясений в своей правоте, колебнувшее дух упрямого мужика”. (Солженицын.”Круг”)
-Ему не впервой срока себе назначать. Себе и своим подругам.
 
- “Вечный зэка”. Играл иногда со мной, пытался.Спрашиваю по телефону :”Что это у вас дома - собачка тявкает ?” “Да,собака, никакой породы”,-отвечает  мне словами своей детской повести.Уверен- фразу пойму.Отвечает мне -девочке из своей повести.
И вот после нашего “Христос воскрес - Воистину воскрес”, после его прятания ото всех в свой день рождения, после паники вокруг концерта и успокоения...

После моего подарка -книжки стихов с расшифровкой адресатов, где почти всё - ему, и пасхального раздумья об этом, играем дальше.13 мая 94 в 45 минутном эфире на весь мир с обращением к его землякам, чтением  в предисловии его лучших стихов и рассказа о его судьбе, я веду его за руку, девочка-ровесница из его детства, в инсценировке любимой им повести “Год чуда и печали”.

-“Он кое-что знал, но не знал, то ли он знал, что знала она ?Он навсегда “оттуда”.(АИС)
-И нет проблем, пусть солнце светит ! Не надо дам, не надо драм, и пожилых мужчин увечных - надежды с болью пополам.

2- Особенно его задевает, если  сам оппонент в полном порядке - здоров, любит, работает,счастлив,не сводит счета и ничего не просит.
-У него было одно право - молчать.Но молчание было выразительное.
-Только об это молчание,как об уступ, могла биться волна моего слова.
 
-Эта женщина, как лёгкая смелая птица, залетела в случайную западню.
2-В ней ключём била энергия таланта. Он и раньше был ею взят в плен, но сейчас, когда она проявила незаурядное мужество, полюбил ещё больше.
 
-С трудом он выкарабкивался из-под обломков своей оглядчивости, недоверия.
2-Пуд соли надо съесть и этот пуд слезами выплакать, чтобы говорить об ошибках этого человека !(Шкловский)
 
-Необычность ситуации в том, что у меня, начинающего литератора, героем и объектом чувства является реальный сложный человек, писатель и поэт. И всё, что происходит между нами, в жизни и воображении, преображается у меня в стихи, песни, мюзиклы. Несу ему - читает, как заинтересованное лицо и писатель. Увяз в молчании, взяв неверный угол отношения ко мне.

Ответить может только в литературе. И я в прозе не практикуюсь, писем ему не пишу, как в стихе обещала. И планку отношений взяла высокую,высказываясь в стихах за обоих  по логике выбранной темы - оба любят, но трудной любовью.На подъёме - пишу много, набираю силу.Парадоксальная совместимость творчества и насилия.Он писал хорошо и свободно в тюрьме. Я пишу, сопротивляясь его молчанию.О печатном станке не думаю- песенность вывела меня на огромную аудиторию эфира.Что как не это, поверил бы он в значимость моих стихов ?Любопытен - втянулся в эти отношения, как в игру.
 
-Поэтические прозрения сбываются. Сейчас, уточнив даты написания стихов по  книжечке,он не может не признать - всё происходит так, как ею написано : “влюбился, с последней страстью, спрятался седой подросток, чувства  маятся-кричат, далеки от лёгких пророчеств...”
 
-Моя аудитория - вся огромная страна и даже зарубежье.Из самого первого наброска пересмешничества с его повестью сделала, по выражению его друга,” элитную оперу”и пою её сама с известным певцом.
-Воплощающим героя голосом редкой теплоты.
 
-В моём  пересмешничестве больше искренности, чем игры.
2-А литературные предисловия оперы - одна версия, другая, уводят в виртуальную реальность, ведь ей, живой, говорить приходится с персонажем повести !
 
-Литературно-музыкальная игра всерьёз, на публике.Ничего себе игра - боятся друг другу слово сказать, а поют или пишут об этом, как можно открыто, на всю вселенную !
2-Интеллектуальная игра двух Овнов. Ожившая метафора её стихов -“так хочется, чтоб вы убивали меня...”
 
-Думала ли я, что получу такой подарок от писателя, влюбившись в его прозу и в него по удачной фотографии в журнале ! Когда увидел меня впервые,спросила :”Я вам нравлюсь ?” “Да”-прошептал он робко и тепло. Момент истины.
 
-Не пришёл в свой день рождения в редакцию - решил быть оригинальным, право на неожиданный поступок ?
2-А это было лишь проявлением умысла судьбы, ему он не в силах сопротивляться.
-Сопротивляется он только разумному. И я запустила в него концертом !Потом заботливо проверяла, нет ли у него “переломов”.
 
-Эфир “Чуда” -это прекрасно. Но вот понравится ли передача его  замихе, которая пашет за него в редакции частенько ?
 
-Нет, мне её не растрогать.Если б мы не тормозили, а тормозим мы оба, то сгорели бы, как два мотылька, и “все концы”.Со временем это всё больше похоже на любовь. 
-Это и есть любовь.
 
2-“Счастлив тот, кто в страсти сам себе сознаться может”. (Пушкин)
 
-Реальность не поддавалась описаниям, дневником её было не взять.Сны, догадки, умолчания...У меня в песнях новая реальность, у него в рассказе -отголосок похожести.
-Иллюзии не мешают правде искусства.
2-Растерялся, потерялся, и с тех пор себя ищет...
 
-Я думала о пользе справедливости, вот откуда  моё  упорство.
Ушла в работу - создавалась фонограмма пластинок, работа на радио,
книжки стихов и прозы. Стрекоза, в общем...Зачем и перед кем он продолжал своё запирательство ? Ведь было время всё понять и успокоиться...
 
-“Человеческие души очень живучи,”-говорит Дракон Ланцероту у Шварца.”Разрубишь пополам -человек околеет, а душу порвёшь, станет послушной, и только.”
 
-Своё горе-боль помнит. В его рассказе - сболтнул что-то и мучается адски, не имея мужества ни назвать это, ни понять. А есть ли ему что сказать ?До встречи я писала -“сначала в увлечённость делом, иль в фетиш прячутся, потом здоровье утратится. Блуждают, как в тумане, в стёртых чувствах самообмана”.
 
-В эту женщину можно было влюбиться.
2-Уже. Влюбился.
-Праздничность у неё в крови.Она одновременно и в жизни и над нею, и в этом “над” чувствует себя привольно, свободно.
 
2-В этом способность преображения -переживание и размышление о нём.Однако и странностей в поэтессе достаточно. Странность непосредственности.
 
-“Я трагедию жизни превращу в грёзофарс”(Игорь Северянин).Мы тянемся друг к другу с последней нежностью, переходящей в открытый бой.
-Оковы, которые наиболее нас сковывают,это те, что мы сломали (Ан. Поркья)
 
Мой лирический герой -это не портрет конкретной личности, а поэтическая грёза о нём.
-Нас возвышающий обман.А может быть обман, и ничего больше.
 
-“Ты напиши об этом, тогда освободишься.”(Хемингуэй) Я сразу стала писать и пишу до сих пор. Ещё до встречи написала :“Остановите меня, остановите ! Я посвятила вам больше, чем Пастернак Зинаиде...”
 
-Бородин в своих стихах предчувствовал её приход-“...Не ждал, не звал,однажды - вдруг...а тут промчалась мимо рук, мелькнула, вспыхнула,погасла и стала камнем меж камней !
 2-И чуда вовсе не случилось !Кому-то стало быть нужней и Божий гнев и Божья милость !А я и так имел немало от звездопада в стороне - в пяти шагах она упала, не предназначенная мне !”
 
-А он на свой манер её поощрял. По её опять же словам :”Он не просил, не спрашивал. Молчаньем сам допрашивал”.
 
2-Парадоксальная позиция -“я уйду от тебя, но ты от меня не уходи.Ведь хоть я и уйду от тебя, как ухожу от всего, ничто не уходит от меня.”(А. Поркья)
-“Как хорошо, что кто-то есть рядом и может молчать”.(Цветаева)
-Нет,это совсем другой зверь. Урча, он может вас замучить до полного паралича.
 
2-Ведь не всегда так будет -телефонный звонок, берёшь трубку и оттуда, из невидимого пространства её голос. Так обыденно -звонок, тёплая трубка и слышатся её слова(АИС).
 
-А передачи на весь мир, музыка, песни ? Он что, и в это перестанет верить,отнесёт к похмельным видениям ?
2-Остался большой архив записей на плёнках и кассетах. И все они есть у писателя.
 
-Почему мы тогда пришли в редакцию с концертом...Знала,что готовится к операции.Ведь энергия, которую получаешь в день рождения,обладает большой силой, все планеты излучают такой же спектр энергии, как в момент рождения.Надо воспользоваться этой энергией, не допустить никаких страхов и сомнений !
 
-Потом он скажет :” Жизнь с тобой была музыкой,которая отзвучала”(Лосев).

-Я писала  в вариантах “Вечного зэка” :”Любовь не плен, а музыка.Нет сил.Пока.Ответила свободная строка...Зачем мне отбывать срока ?Потому как ты не живёшь, а срока отбываешь, которые сам же себе назначаешь...”И наконец :”Зачем мне отбывать срока ? Любовь звучит - в ней музыка !”-ответила свободная строка.”
 
2-Для творчества необходимо жить настоящим моментом.Слишком глубокие размышления мешают.
-Мои предсказания в  стихах сбываются.
2-Мне кажется, что многое в ней его бесило, забавляло и...восхищало.
Но вместе они оказались бы гремучей смесью.Их даты рождения рядом -два Овна.
 
-Расскажу сон,который мне приснился  16 мая 94г. Я проснулась и записала его -было 3.39 ночи.
-”Хорошо бы прибавить этот либидосон к вашему либидодосье”,- сказал бы Набоков.
 
-Еду на  старый Арбат, рядом с редакцией.На улице стоят женщины, продают платья. Зачем приехала - не знаю. Не к нему и не продавать, но примчалась.Вечереет.Смотрю - он выходит с двумя сотрудниками, идут к переулку, где стоит его машина. Он в кожаной коричнево-красной куртке. Худой, похож на свой портрет на рисунке в газете.Лицо и губы, как после катастрофы, после крика.Будто горе у него большое.Окликнула.Увидел, подумал, потом пошёл ко мне неохотно. Смотрю я на свои ноги -я в сапожках, сверху куртка, а ноги голые.Видно, помчалась в чём спала, в майке, накинув куртку.
 
“-Чистая лирика - запись наших снов и ощущений, плюс мольба, чтобы наши сны и ощущения не иссякали.Чем лирик больше, тем запись чище.”(Марина)
 
-Поняла -думает обо мне,буря какая-то пронеслась и горе у него в связи с этим большое. Мы не встретимся. Всё надпись на книжечке своей ему выбирала, их теперь у меня целая полка - 60. Песенку написала на его короткий стишок-“Проноситесь дни, пролетайте, будто не было вас со мной ! Ну-ка ночка, ночь, мне в глаза плесни темноты своей пеленой...”

Эфир  “Года чуда и печали” 13го вся редакция слушала.Не знали они, какая у нас с ним потрясающая любовь !Они его тайну узнали последними в стране.Назавтра за билетом идти,уезжаю, а  мне физически плохо, жар.А голос, голос звучит ! Пою Лёнину песенку и плачу...
 
-“Собрать разбитое в куски -не по годам лихое дело. Досадой сдавлены виски, слова навязчиво низки, и вот люблю не по-людски немой озлобленностью тела”(Л.Бородин)
 
-То воскресенье было тягостным. А ещё через день - неправда ! Не верьте снам ! Я еду на Байкал, переводчиком с итальянской делегацией  и гонорар впервые за эти годы получу из небесной бухгалтерии.С 21-27мая, самолётом в Иркутск ,с поездкой на озеро.
 
2-Его любимый Байкал, малая родина.”Вот он, вот он край заветный ! наконец конец пути ! Небо ! дай же встречу с ветром мне без слёз перенести ! Круг- земля ! Я в этом круге точку прочности искал...Я лежу, раскинув руки, у подножья серых скал...”
 
-“Что поделать- знак рожденья ! Что поделать - пуповина ! Этой привязи судьбы не избежать ! И тоска до наважденья...И дорога длинно...длинно...До Бакала б, до Байкала добежать !”
 
-17 мая пришла в редакцию и показала ему своё “Слово к слушателю” для обложки пластинки,она будет называться “Любовь до встречи”.
Хочет сделать копию для себя, что-то заело в копировальной машине, выбежал за помощником, по выражению секретаря Тани, как сумасшедший. Видно содержание предисловия его интересовало.

Зря волновался - всё так, как было эти годы и должно быть в нашей истории - поэтично, сдержанно, правдиво.Подарила свою книжечку, наконец выбранную из 60, с расшифровкой адресатов моих стихов и ещё две с новыми стихами, вписанными от руки- “Вечный зэка” и “Высокая любовь”.По вторникам у них летучка, но я долго ещё сидела с Таней.Это её доброте и деликатности я обязана, что прихожу сюда.

Его кабинет в редакции большой, министерский, деревом обшит, с роскошным деревянным столом для гостей и  рабочим столом главного
В те мои нечастые несчастные приходы к нему  нам обоим не было легко.Держала разговор я. Он зажат, сдержан, молчалив.Рассказываю ему о своей работе с музыкантами, на радио по его повестям, а напрягаюсь, будто к начальнику КГБ  пришла за зэка просить.
-Дожил зэк, что стал похож на министра КГБ !
 
-14го апреля этот кабинет для концерта нам открыл его зам.Народу совсем мало, заходили робко, день рабочий. Дубовицкий, гитарист-виртуоз, пел смешное тоненьким дребезжащим тенорком, имитируя старую  пластинку, затем играл старинные романсы. В.Ефимов мастерски сыграл  вариацию Дубовицкого для гитары “Не пробуждай”.

Женя Андрианов спел четыре песни и в том числе -“Лестницу”, которую они вспоминают теперь каждый раз, как идут по ней  к себе наверх. Всё это я снимала и отдала потом Бородину на кассете вместе с другими записями моего театра и редакционных, связанных с ним.
 
-Да, интересный сюжет -она его любит, он её нет.
2-По-моему здесь другое - отказ от любви. Вполне литературный ход. Вся европейская культура на таких отказах,запретах,напряжениях, противоборстве страстей.
 
-Так что,быть проще ? Любить невест и жениться на них ? Никаких тебе страданий, сложностей, метаний. Хотя и  в этом варианте непросто.
2-Но для писателя и поэтессы такие взаимоотношения на самозапретах - находка.
 
-Да, жизнь стала сюжетом.В том, что поначалу с нами случилось, не было ни логики, ни смысла.  Но это была судьба, а не беда.Получилось -игра, стиль, придумки, музыка !Я от абсурда жизни спряталась в игру, в музыку. Укрыться в мире вымысла - нормальный ход в ненормальной ситуации, где куклы - литературные образы  свободнее людей.
 
2-Роман о любви к писателю. Ещё один роман с литературой.
-Да, она интересно рассказала о концерте в его кабинете. Бал в саду  пуританства. Но там были живые хорошенькие девушки и милые юноши. Перепуганный “сам” сидел дома с отключённым телефоном, и может быть напился. А она в его министерском кабинете за его столом вела концерт.
 
-В предчувствии конца или катастрофы заканчивала я наш 4х-летний филологический роман. Голос его в  предотъездном разговоре со мной наконец обрёл теплоту и окраску. А вообще он глуховатый, сухой. Да ещё он его утишает до шёпота. Его обычное, короткое “да-да”.Мне кажется, что наши отношения его тяготят.А он меня как !Не о встрече я мечтаю, а об избавлении.Эти годы творчества я была счастлива, жила, а не служила. А он мне всё благодарности в своих книжках выписывал, как в трудовую.Расставаясь, надо улыбнуться...Вот она награда - больше не говорить с ним, не писать, не звонить !
 
-Всё  в этом мире будет забыто, либо равнодушно прощено...
2-По телефону  она ему что-то говорила своим музыкальным голосом,   а в записях стихов -голосом, полным напряжения и страсти...
 
-Мы расставались и в последующие годы, и всё никак...
-Занятие литературой помогает уйти от реального существования.
Литература- это форма небытия, инобытия.
 
-Жизнь в песне - странное действо. Полукомедия, полузлодейство.
-Нет, он перемудрил в отношениях с этой женщиной. Без улыбки, без иронии, без слов - в этом есть что-то патологическое.
2-Спрятался от здравого смысла в житейский абсурд.
 
-Я спряталась в игру, но смысл в игре, абсурд в жизни.
-Из истории освободительного движения в России  60х-80х гг 20го века
 попал в “историю”, но не сказать, чтоб без особых для себя хлопот.
 
-Можно сказать - пострадал во славу русского романса. Мало кому было посвящено столько стихов,а уж песен –точно нет, и притом они сюжетны, как роман.Адресат  оказался сам поэтом.О чём я поначалу не знала.
 
2-А на какой почве свихнулся  принц ?
-На нашей, он же “почвенник”.
-Изящное ехидство. Она писала о нём и в этом ключе.”Бородиниада”.
 
-31 октября 93го работаю над инсценировкой повести Л.И.”Год чуда и печали” о любви 12-летнего мальчика. Там сильная любовь и молчание и здесь. И близится конец повествования.Вспоминается сцена прощания Тузенбаха и Ирины перед дуэлью, как вёл её Лев Круглый у Эфроса, пытаясь понять, любит ли невеста и отвечает себе :”Нет, нет, нет”,- по убывающей звуковой и возрастающей смысловой интонации надежды. Мне  не хочется расшифровывать для себя, что стоит за молчанием Л.И.

За этим молчанием ничего не должно быть ! Иначе бы я заплакала, как добрая сестра. Иначе - чудовищно, невообразимо !Стыдно, в конце концов, так себя вести ! Страх обнаружить чувство - унизителен. Чёрная Луна в его и моём гороскопе развела нас на самом  разбеге, а сейчас силы зла подступили и рушат окончательно его здоровье, и перед нами - бездна.
 
-Но жизнь продолжается - я работаю на радио, и это мой неповторимый взлёт творческой удачи и популярности, он ездит заграницу, где издаются его книги.Мы каждый в своём, по полгода не видимся. Приношу осенью кассету с записью “Чуда”. В кабинете он не один, стоит тяжелый табачный дым. Он выходит ко мне в предбанник и говорит, что завтра улетает в Германию.”Вам сейчас трудно, как никогда в жизни, надо перетерпеть. Дальше будет другая жизнь”.

”Всякое бывало»,-отвечает.Но уже успел заключить кабальный договор с Инкомбанком на аренду ими первого этажа редакции, и разрушились сосуды его ног -предстоит операция. В пути поставит  кассету, и зазвучит элегия Рахманинова, мелодия любви двух ровесников, написанной им  прозой о себе и исполненная моим голосом - о нас.
-А он в эти годы писал повесть “Ловушка для Адама”. И там в лирической части повествования... не был столь бдителен, а весь открыт своим страстям.
 
-Всё основное на радио было записано осенью 93го , включая 12 моих ему посвящённых лирических стихов в их сюжетной последовательности,с гитарной мелодией Дубовицкого,прочитанных так, что  сама без слёз не могу их слушать. И давние  стихи Л.И. о любви из подаренного мне сборничка на гитарном сопровождении “Не пробуждай воспоминанья” . Инсценировки по Тургеневу “Первой любви “ и “Аси” - в них тоже всё пело про нас, о невозможности, печали расставания навек, окончательности.
 
-“Жизнь творческая так близка к жизни сексуальной, её страданию, сладострастию, что их следует рассматривать как две формы, потребности одного и того же наслаждения”,- писал Рильке.
 
2-А мне кажется, что вся неуступчивость его, так обижавшая её, это страх переступить черту от невечного к вечному. Он ведь вечный. А с вечным , зэком, какая игра ?
 
-На  мой выбор его  лирических стихов для прочтения на радио он обиделся, дал понять редакторше. Хотя я читала и другие - о любви к родине, его основной теме. А судьба отсчитывала нам обоим и эти последние эфирные минуты удачи.Поглощённая своим чувством, я не смогла тогда вчитаться в его стихи.Вчитываюсь теперь. “Судьба - извилина ,змея, судьбе подыгрывать не надо. Я в западне. И жизнь моя -моя последняя граната. Гляжу с улыбкой им в лицо. Мой взгляд не жёсткий и не колкий. Однажды дёрну за кольцо, и вот тогда - лови осколки !”
 
-“Ловушка для Адама” - в любви.
2-И западня - в жизни.
 
-В лирическом сюжете я своих героев  развела, написав “Последнюю страницу” и даже похоронила в”Счастливом конце”.
“Не повторится. Зов. Ницца. Последняя любви страница”.
Но ему эти стихи не показываю.Не хочу огорчать.Для него мои песни закончились элегией “Разлуки”.Но жизнь наша, слава Богу, продолжается и
она требует от нас немало   мужества.
1995
 
7.9.2006    перед отъездом на зиму в Геную оставила для Бородина в редакции свою книжку ГОЛОС ПЕЛ, напечатанную в апреле 2004го с «Последней страницей»(2 экземпляра – для дочери Лены и Тани Питюковой),написала ему  – ЖИВЁМ ДАЛЬШЕ…
 
ОН
 
Последние год-два, когда при редких встречах мы оказываемся в одном и том же месте - в его редакции, в кабинете, откуда он, сделав необходимые распоряжения,чуть раньше меня уходит, домой и один, я грустно и устало смотрю ему вслед, думая :”в наши  то годы” и, округляя их жестким словом “старики”, (сколько же лет прошло в этой затянувшейся спешке), вспоминаю  первую “историческую”
оплошность,о которой он сокрушался в своём рассказе, анализируя банальность слов и чудовищность ситуации, пытаясь объяснить себе, мне, а сейчас, после испытания болезнью и операцией, изо всех сил старается жить,

я вижу его опять спешащего неизвестно зачем и киваю ему, не поднимаясь со стула - ведь мне надо ещё сделать несколько звонков, чтобы выпустить в эфир только что записанное интервью с ним, вернее, мой  рассказ о его судьбе и творчестве при его участии, в который я поместила сделанные моей любовью и трудом инсценировки его повестей, его стихи,свои песни  и даже оперу, ему посвящённые, и только потом,отдохнув на стульчике у его секретаря Тани Питюковой и все необходимые звонки сделав,  выхожу из редакции и медленно иду Арбатом :

включается моё обдумывание происшедшего - он, возможно, заметил следы времени на моём лице и фигуре, а я его, не вглядываясь,вижу,  и он об этом знает, что вся суть в неуловимо меняющихся отношениях, впечатлениях, и не нужны очки, чтобы увидеть, разглядеть, и дымка нашего плохого зрения кстати - важен только миг, звук голоса, показавшееся, промелькнувшее, что потом, возможно, войдёт впечатлением в то, что мы пишем, а сейчас заметила эту странную его оглядчивость,что кто-то о нас что-то подумает, если выйдем вместе,

и, представляя нас вместе, я улыбаюсь и иду Арбатом, где только что пробежал он лёгонькой походочкой тип-топ - тип - топ, а кругом топь, топь - неизвестность и неизбежность. Мы ещё живы, но в варианте “Разлуки” уже возникла строчка -“ведь не любовь, а жизнь в нас угасает”, я испугалась её и заменила на “последняя любовь не догорает”, которую в четверостишии прочёл певец , не дав ей пропасть, прочитав как стихи на музыке эпилога.
 
Я никогда не вспомню, как он был одет - осталось впечатление свежести, гладкости розоватой кожи щеки со стороны, что была мне видна, его худенькая рука, не закрытая рукавом рубашки, и небольшая ладонь. И всё . Это он. 1995й, Генуя

 ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА
 
 Закончилось.Спокойно.Чисто. Честно.
 Путь  дальше в никуда и в никогда,
 И колесу любви катиться некуда.
 И дальше длить нельзя и неуместно.
 
 Живую, дерзкую, её впрягли в коляску призраков,
 Служения. Он тянет потихонечку своё
 На редкой паузе везения,и даже
 Словами выписывает пейзажи.
 Никто как будто им не мешает,
 Не убивает. Но жизнь тихонько
 Убывает.
 
 Он к вечности прицелился –
 Создать нетленку.
 Состарились и подустали,
 Пришлось ему лечить суставы,
 Голень и коленку.Их приближенье
 Отсрочкой было к чему-то главному,
 Или последним кусочком жизни-
 Славным ?
               
 Её слова не лгали.
 Сначала всё куда-то звали,
 Потом хранили, согревали,
 Шептали и постепенно истаяли
 Где-то у Ниццы, вблизи Италии.
 
 Где теперь странница ?
 Что им порою снится ?
 Не повторится -зов, Ницца.
 Последняя любви страница.   
 
4.8.95

Маритуй -
Точка на середине планеты.
Вам какую половину - ту иль эту ?
Мне - ту, где глубокая чистая вода
Холодна. Бег катера по глади,
И сквозь россыпь струй
Вот - вот покажется
Маритуй.

Всё было, его не бывало - Байкала.
Радовалась, ждала этой встречи, как чуда -
С озером и горами, как встречу с ним - годами
К нему не приближаясь, но в себя погружаясь
Всё глубже.

Приближением предметы обожания меняются.
Как вода в озере переливается оттенками
Не тьмы, но яшмы и лазури.

Вода просыпается. Весеннее её лицо
Я вижу наяву, а горы манят, ускользая.
Но мы остановились в голубом заливе, зале.
Маритуй остался за двумя холмами, в дали.

Там меня кто-то знает, но меня с ним нет.
Он в последний момент передумал и
Отдалил нашу встречу.
Печально ему отвечу :”Разве можно отнять
То, что тобою владеет, что в тебе,
Что сокрыто в твоей судьбе ?”
 
Точка середины планеты, где ты ?
В конце света ? Мне туда, где есть он,
А меня нету. Где глубокая чистая вода
Холодна. Бег катера по глади,и
Сквозь россыпь струй вдруг появится
Маритуй.
 
Людмила Корина       
Май 94го на Байкале
 

Я видел сам, я видел чудо -
Упала алая звезда !
Ещё такого никогда
Никто не видел, чтоб оттуда,
Где чёрт-те что и Бог весть где,
Упасть малиновой звезде !
 
В пяти шагах, почти в ладонь,
Когда б не эти пять шагов,
То я б сумел поймать огонь,
Дар снисходительных богов,
Живую плоть иного мира !
 
И мне ль такого сувенира
Не оценить,не оправдать !
Кому звезда даётся в руки,
Тому даётся благодать...
 
За просто так, а не в заслуги -
Легко, надёжно, безопасно...
Не ждал, не звал, однажды - вдруг...
А тут промчалась мимо рук,
Мелькнула, вспыхнула, погасла
И стала камнем меж камней.
 
И чуда вовсе не случилось,
Кому-то , стало быть, нужней,
И Божий гнев, и Божья милость.
А я и так имел немало
От звездопада в стороне -
В пяти шагах она упала не,
Предназначенная мне !
 
Леонид Бородин
 
Людмила Корина 16.3.17 Генуя