О национальном вопросе

Сергей Шангин
Нами манипулируют всегда, везде и все, не исключая самых близких нам людей, которым мы всецело доверяем. Что же говорить о тех, для кого мы источник прибыли, электорат, возможность проявить власть? Манипулируют денно и нощно, используя давно известные, но не утратившие действенности, технологии, включая вопрос национальности.

«Ты русский! Ты еврей! Ты татарин!» или «Ты славянин! Ты ариец! Ты азиат!» или «Ты христианин! Ты мусульманин! Ты иудей!»

Меняются слова, но суть остается прежней – для манипуляции крупными группами людей необходимо их чем-то объединить. Исторически люди объединялись на основе общности территории, охотничьих угодий, природного изобилия. Им приходилось защищать эти территории от других желающих ими воспользоваться. Для этого они сплачивались, объединялись в силу необходимости с близкими племенами, изобретали отличительные знаки, помогающие отличить представителей одного племени от другого.

В более позднее время конгломерации достигли таких размеров, что их останавливали только естественные преграды в виде океанов, гор, пустынь, лесов. Для защиты таких огромных агломераций требовалось уже нечто большее, чем просто тотем или особым образом заплетенный гребень на голове. Понадобилось сказать людям, почему именно они являются избранными, и какие черты делают их принадлежащими к племени избранных. Так мало-помалу начали формироваться нации, национальности, народы. Это, если грубо и укрупненно.

В современном мире можно насчитать несколько тысяч национальностей. Я могу ошибаться в цифрах, но сам факт многочисленности национальностей говорит о том, что необходимость выделения части из общего осталась насущной и в наше время.

При этом, если какая-то нация во многонациональном государстве объявляется титульной, она же становится и господствующей, как правило. То есть остальные нации ущербны по отношению к ней и вынуждены сплачиваться внутри государства, как более крупного агломерата, для борьбы за выживание своей нации.

Борьбы с кем и за что? Что дает право определенной нации на доступ к природным ископаемым, территории, праву на работу, образование и здравоохранение по высшему разряду в ущерб всем прочим нациям? Только желание небольшой группы людей манипулировать сознанием большой человеческой общности на пользу себе. Именно эта манипуляция делает возможной Майданы и прочие «оранжевые революции». «Мы…» и понеслась душа в рай, а тело на паперть.

В советское время была сделана попытка создать новую общность людей, находящуюся вне национальности – советский человек. И, несмотря на то, что в советском паспорте была графа «Национальность», никто особо не придавал этому значения, кроме некоторых, богом избранных, народов. По собственному жизненному опыту знаю, что для меня с самого детства люди делились на хороших и плохих вне зависимости от национальности, о которой я зачастую и не знал. Можно много рассказывать сказок на тему, как тяжело жилось евреям в советское время, но даже не знал, кто такие евреи, а моими любимыми учителями были многие из тех, кто принадлежит к этой национальности. И с течением времени мое отношение к ним не изменилось.

Есть такая общность, как американский народ. Америку, точнее США, давно называют плавильней национальностей. Кто бы не приезжал жить в Америку, через некоторое время он становится американцем, хотя остается англичанином, ирландцем, китайцем или хунхузом. Просто этот вопрос не выносится на главную трибуну страны, оставаясь вопросом культурного самосознания и самоидентификации человека, одновременно считающего себя полноценным американцем, но продолжая называть себя русским человеком.

Хорошо это или плохо? Почему бессовестные и циничные капиталисты пришли к необходимости избавления от национального вопроса, а мы, 70 лет боровшиеся за его искоренение, снова погружаемся в те же болота и трясины? Для страны наличие национального вопроса – жизненно важный вопрос, но только при условии, что 99 процентов населения этой страны относится к той самой нации. В Америке основная национальность – американец! Вопрос – сколько процентов американцев среди граждан США?

Есть ли в США национальные проблемы? Есть, не может не быть, ведь каждый американец считает себя коренным, а всех прочих пришлыми, несмотря на то, что все они являются законными гражданами этой страны. И если кто-то обратится к кому-то с унижающим его определением, его накажут в суде общей юрисдикции за «оскорбление личности» без упоминания, что ущемлены права конкретной национальности. Это не только нормально, это правильно. И пусть их толерантность давно уже перешла границы разумного, здравое зерно в этом было.

Возвращаемся в родные пенаты. На волне перестройки и последующей буржуизации страны, обрезанной в самых лучших традициях избранных народов, из колыбели выплеснули саму идею безнационального, точнее наднационального государства. Вместо этого национальным республикам дали невиданные права самоопределения, породившие новые проблемы – внутри национальных образований стали ущемлять права людей прочих наций, родившихся и живших на этих территориях многие годы. Хуже того, так называемая титульная нация России – русские – не имеют ни собственного национального образования, ни защиты закона, потому что как бы нацией и не являются – вообще, значит, нигде. Вы можете оскорбить или ущемить национальные чувства татарина, башкирина, калмыка, чеченца, еврея или еще кого-то из многих национальностей, живущих в России, но никто не примет от вас заявления об ущемлении права русского. А кто это?

Нисколько не пытаясь заострить вопрос ущемления прав русских в России, предлагаю заново вернуться к вопросу: «Почему в России вопрос национальностей вынесен на уровень главного вопроса сегодняшнего дня, без немедленного решения которого никаких перемен в стране быть не может?» Не пора ли задвинуть этот вопрос на 1250 место в списке более важных вопросов, стоящих перед страной? И вместе с ним вопрос об ущемлении чувств верующих, как вопрос национальной важности. Вспомнить бы еще, что Россия является светским государством, и обсуждение проблем оскорбления человека в любой сфере должно решаться применением обычного законодательства без добавления к нему каких-бы то ни было уточнений. В противном случае получается, что государство у нас далеко не светское.

Возвращаясь к тому, с чего начал, хотел бы добавить, что перед лицом будущего, когда человечество столкнется с внеземными цивилизациями, нам начнут активно втюхивать, что мы «земляне», а они прочие, то есть более тупые, агрессивные и, вообще, плохие, в отличие от нас. И будет всем нам землянам глубоко наплевать, какой мы национальности, какой у нас цвет кожи или на каком языке разговаривали наши предки. Скорее всего, к этому времени мы будем разговаривать на каком-то общем языке, чтобы быть понятыми и услышанными в любой точке Земли. Более того, вполне вероятно, что понятие государства расширится до размера планеты, которую будут защищать общие вооруженные силы. Но даже в это время нами не перестанут манипулировать, расширив понятие «национальность» до размера планеты.