О себе. И своем поколении

Нина Мелодина
                Часть 1.

О себе и своем поколении напишу с помощью любимых строк из стихов и песен. И если всё расположить в той последовательности, в которой обычно пишут биографии, то может быть получится какое-то описание жизни поколения, "рожденного в СССР" во второй половине 20-го века.

Первое учреждение, куда попадал почти каждый советский ребенок - детский сад (кому уж очень не повезло с бабушками-дедушками, - то в ясли). Самым ярким и запоминающимся впечатлением остался ежедневный организационный момент, когда воспитательница начинала рассказывать либо что-то очень интересное, либо что-то очень значительное, как взрослым. Закончены игры, собраны игрушки и она серьезно и повелительно говорила: "Ребята! Сядьте на стульчики, выпрямите спинку. Девочки, закройте коленочки!". А у меня с прямой спиной "коленочки" не закрывались. Я очень обиделась на маму, и она мне купила много платьев, в которых колени можно было закрыть, не сгибая спину.

Потом вся советская детвора шла "первый раз в первый класс": все в новом, белом, и с гладиолусами.
                Мы в счастливый светлый день
                Поступили в школу.
                Школа рада нам была,
                Класс просторный отвела...
Беспомощные и перепуганные первоклашки постепенно превращались в уверенных, смелых и бойких школьников:
                Не крутите пёстрый глобус,
                Не найдете вы на нем
                Той страны, страны особой,
                О которой мы поем...
И наконец, - прощание со школой. Такое долгожданное, и такое грустное. Последнее сочинение в день последнего звонка со слезами на глазах ("слёзы на глазах" - это не ирония):
                Когда уйдем со школьного двора
                Под звуки нестареющего вальса...

И здравствуй, новая взрослая жизнь! К которой все так стремились!
Кто-то пошел устраиваться на работу, кто-то - стал готовиться к свадьбе (тогда была очень популярна песня: "Обручальное кольцо! Не простое украшенье!...". Некоторые поехали по комсомольским путевкам на "стройки века" - КАМАЗ, БАМ. Кто-то - за романтикой, кто-то - с надеждой побыстрее получить квартиры, заработать денег. И действительно каждая семья для начала получала отдельный вагончик, а денег было "как грязи".
                ...Мой адрес не дом и не улица,
                Мой адрес - Советский Союз...
Кто-то вскорости пошел в армию. Службу в армии воспринимали тогда как нечто должное, обязательное, шли если не с желанием, то во всяком случае добровольно. После пышных проводов, бодрых речевок и напутствий. На тех, кто "косил" от армии смотрели в лучшем случае - иронично. Бодро звучала песня:
                Идёт солдат по городу,
                По незнакомой улице.
                И от улыбок девичьих
                Вся улица светла...
Но большинство продолжали учебу. Выбирали профессии, учебные заведения, города. Казалось, что отовсюду звучала песня Д.Тухманова:
                Во французской стороне
                На чужой планете
                Предстоит учиться мне
                В университете.
                До чего тоскую я
                Не сказать словами.
                Плачьте ж, милые друзья,
                Горькими слезами...
Я за границей не была, но подобные чувства испытывала, и песня эта мне нравится. Из родного города, где кажется, что каждый тебе друг, сват, товарищ и брат, я попала в величественный, прекрасный и холодный Ленинград. Где я была никому не нужна.

Но это - благословенные 60-е, 70-е годы. Потом начался Афганистан, смерть Л.Брежнева, "перестройка"...
Про Афганистан даже рассуждать не хочу.(Хотя я знаю, зачем нужно было вводить "ограниченный контингент советских войск" и что такое безопасность границ). От одних песен - мурашки по коже.
                Прощайте, горы, вам видней,
                Кем были мы в краю далеком.
                Пускай не судит однобоко
                Нас кабинетный грамотей.
                Прощайте, горы, вам видней,
                Какую цену здесь платили,
                Врага какого не добили,
                Каких оставили друзей...
Эти строки я нашла на странице военного врача Александра Карелина. Как эпиграф к рассказу "Мы уходим, уходим, уходим..."


За долгие годы много пережито. Многое изменилось и во мне:
                Я не люблю себя, когда я трушу,
                Досадно мне, когда невинных бьют.
                Я не люблю, когда мне лезут в душу,
                Тем более, когда в нее плюют...
Изменилось и мое отношение к городу, теперь уже С.Петербургу:
                Хочу я жить среди каналов и мостов
                И выходить с тобой, Нева, из берегов...

Любимые песни близких мне людей, которых уже нет:
                Мой друг, ты уж меня прости,
                За всё, что нам пришлось пройти...

Множество прекрасных, трогательных, гениальных стихов о Родине. Но почему-то именно есенинские строки проходят "красной нитью" через всю мою жизнь и постоянно звучат в душе (о молитвах, о религии я не говорю):
                ...Но и тогда, когда на всей планете
                Пройдет вражда племен,
                Исчезнет ложь и грусть,
                Я буду воспевать всем существом в поэте
                Шестую часть земли
                С названием кратким "Русь".

                Часть 2.

Во всем описании своей жизни я пропустила 90-е годы. Не могу о них писать спокойно. Не хочу даже вспоминать последние десятилетия... Но они были. И мы как-то жили.

Недавно пересмотрела передачу с участием известной актрисы Жанны Андреевны Болотовой "Хвост кометы" (2013 г.) Самым худшим событием своей жизни она назвала распад Советского Союза. Довольно молодой журналист удивился этому: ведь распад Союза - не личная жизнь. Это поколение не поймет никогда, как трудно и унизительно перейти из страны победительницы, мощной державы, с мнением которой считаются все, именно ВСЕ страны мира в "империю зла", "тюрьму народов", "страну дураков" и т.п., которую шпыняют и унижают при каждом удобном случае. То есть к полной, беспредельной, наглой лжи (уровень жизни в Советском Союзе, продолжительность жизни была самой высокой за всю историю государства, а на референдуме 70% жителей проголосовали за сохранение СССР. Про научно-технические достижения я и не говорю. Сейчас лживые обвинения даже усилились, добавились еще аресты российских граждан, заморозка счетов и т.д.). Но главное, что несет распад страны - это смерти, голод, безработица, слезы, кровь и страдания миллионов людей на многие годы.

Но я пишу сейчас не о событиях в стране, а об их влиянии на настроение таких людей, как я. Которые предвидели последствия этого разгрома. "Демократизацию", "капитализацию", "приватизацию" и "освобождение" я примерно так себе и представляла.

Тогда на экране всё блестело, прыгало, танцевало и вопило от счастья. В соответствии с новыми "идеалами" изменились и песни. Еще 10-20 лет назад прославляли монтажников-высотников, лётчиков, у которых "первым делом, первым делом самолеты...", космонавтов, которым снится трава у дома, а в 90-х "героями" стали представители других ценностей и других "профессий":
               "Бухгалтер, милый мой бухгалтер!..."
               "Мы, бывшие спортсмены, а ныне рэкетмены..."
               "Ксюш, Ксюш, Ксюша юбочка из плюша..."
               "Путана, путана путана..."
Ткани из парчи, с люрексом, стразами; блёстки на веках, щеках, губах, волосах; группа "Блестящие"... И горе, горе, горе... В несколько дней у всего населения отобраны вклады, в десятки или сотни раз взлетели цены, начался передел собственности - разруха, голод и смерти...- танки в Москве в 1993-м, две войны в Чечне...

К этому периоду подошла бы песня:
                ...Скажи мне, чему ты рад?!
                Постой, оглянись назад!
                Постой, оглянись назад...
                И ты увидишь, как вянет листопад,
                И вороны кружат...
                Там, где раньше был цветущий сад...
И до сих пор "вороны" у меня ассоциируются с иностранными "инвесторами", "партнерами", "правозащитниками" (теперь - и с гастарбайтерами)...

Вот тогда, в начале 90-х, я сделала самую фундаментальную ошибку, имеющую ужасные по моим меркам, последствия - вступила в движение "Наши" под руководством А.Невзорова, который назвался патриотом. Но всё оказалось настолько цинично и ужасно, что трудно и страшно вспоминать об этом. Напишу только об одной ситуации. Во время осады Дома правительства в 1993 году он заходил туда. И умирающие, истерзанные люди, понимая,что он ничем не сможет им помочь, о помощи и не просили. Просили (насколько мне известно):"Глебыч, отомсти за нас" (Тогда ему верили тысячи и тысячи людей!). Конечно, и отомстить он не мог, да и нельзя порождать новый виток вражды и ненависти. Но подло было и объединяться с тем руководителем государства, который отдавал эти преступные приказы, подло было призывать голосовать за него (май 1996 года). Это предательство. И живых и мёртвых. (Об этом написала для того, чтобы никто никогда не объединял меня ни с этой организацией, ни с ее руководителем).

Но нельзя не отметить и положительное этого периода моей жизни: в небольшой газете "600 секунд" была опубликована моя первая работа - небольшое интервью с академиком Федором Григорьевичем Угловым. (Мне в этом помогли). Я познакомилась с прекрасным человеком, гениальным врачом и хорошим литератором. На память об этом знакомстве у меня осталась подаренная им замечательная книга "Человек среди людей". Это был рабочий экземпляр с поправками, сделанными его рукой.

А о своей общественной работе в движении "Духовное наследие" под руководством Е.Г.Драпеко у меня остались самые благоприятные впечатления, большое уважение к Елене Григорьевне. Я очень сожалею, что обстоятельства не позволили мне остаться в этой организации.

Но нельзя сказать, что в 90-е не было создано вообще ничего талантливого, запоминающегося, о вечном и бесценном. Было, но очень немного. Например, песня "Город, которого нет". Но романтика, к сожалению, бандитская.

Сейчас я принимаю участие в политической жизни только как избиратель, иногда помогаю на выборах от партии КПРФ. Нельзя быть равнодушной к жизни общества ("...Грустить с тобой, земля моя. И праздновать с тобой"). Потому что судьба страны не может не касаться жизни каждого гражданина. Кто этого не понимает - жизнь объяснит.

Есть песни, предназначенные для завершающего этапа жизненного пути)))(((
               
                ...Осень жизни, как и осень года,
                Надо благодарно принимать...
Жизнь продолжается. Петь что-то надо. Даже если вовсе не хочется. Или не с кем ("Мои друзья уходят...").
Всегда есть надежда на лучшее. Во всяком случае, должна быть.
                ...Я выйду из дома и кто-то со мною
                Окажется рядом.
                Спасибо вам, люди, за дружбу со мной.

Я ничего не написала о зарубежной музыке в эти годы. Про всё поколение говорить, конечно, не буду. А в моей жизни зарубежная музыка была в основном фоном, который почти не замечаешь, когда занимаешься своими делами, с кем-то разговариваешь, куда-то едешь... Но есть вещи, которые, я и до сих пор слушаю. Например, композиции французской группы Space.
Ничего не написала о любви, даже песни о любви не хочу писать. Скажу только, что я не пела одни и те же песни разным мужчинам.

Любовь должна быть всегда. Любовь к близким и далеким людям, любовь к мирозданию. Любовь как движущая сила, как вдохновение на жизнь.
 
"Дорога без конца. Дорога без начала и конца..."

Но всё должно быть в разумных пределах. Я помню четверостишие М.Ю.Лермонтова.

"Избави Бог от летних мушек,
........
От романтических старушек".
 
Про "романтических старушек" - точно не про меня.

----------------------------------------------------

                Часть 3.
Давно хотела написать о своих родителях, своей родословной. Насколько мне известно, я - из рабоче-крестьянской семьи.

Слово "быдло" услышала впервые в конце 80-х годов, была неприятно удивлена, но не настолько, чтобы об этом думать как-то серьезно. Дел было много, к тому же - время перемен. Но главное - выросла я с твердой уверенностью, что  у каждого СВОЕ место в жизни, СВОЯ судьба, предназначение, способности, таланты... В общем, если кто-то хочет с кем-то соперничать, конкурировать, кого-то превзойти, поделить на социальные группы - это - как хотите, но без меня. Я не сравниваю горячее с твердым, мокрое с высоким...

В этот период узнала о произведении "Собачье сердце". Где главный и очень "гениальный" герой ненавидит пролетариат. Так много поклонников этого произведения, сторонников этого мировоззрения. И все потомки дворян, ученых, аристократов... А ведь представителей привилегированных слоев населения было 1,5 - 2%. Крестьянство составляло 70%. В особую группу выделялись и казаки (2%). Откуда столько потомков?! Но отвечать снова некогда, некогда, некогда.

В 90-х годах знакомлюсь с философией Ницше и его последователей. В ней решается вопрос о количестве аристократов. Аристократами называют не по крови, а по духу. "Сильный человек", "сверхчеловек" обладает волей к власти. Превосходит, возвышается, идет к власти по головам и трупам... Только такие имеют право на полноценную благополучную жизнь. Эти идеи стали теоретической основой фашизма.

В одном учении на первом плане - происхождение, кровь. В другой - цепкость, Жестокость, изворотливость, жажда власти, злоба. А разум, ум, талант, душа, проницательность, способность понимать и предвидеть - снова нечто вторичное. А ведь это - самое главное.

И вот в 2011 году нахожу Прозу.ру. И первое произведение, которое попадается мне на глаза, о телепередаче, в которой обсуждается "быдло-класс" и успешные люди. Автор заметки очень огорчен тем, что его определили в "быдло-класс" или "неудачники", "лузеры"... По-быстрому пишу текст ("Успешные люди страны") - успокоение таким, как этот автор - остро воспринимающим подобные оскорбления. Основная мысль: успешные по сравнению с кем? Какой дурак может считать себя успешным в разваливающейся стране? Которая движется в направлении, где ни тебя, ни твоей собственности скоро не будет? Хорошо по этому поводу сказал мой земляк Александр Лебедь: "Богатеть надо вместе с державой, а не за счет нее". Я бы добавила: иначе не будет ни тебя, ни твоего богатства. Всё равно что делать евроремонт в разваливающемся доме. И - главное - не понимать этого.

То есть, в ЧЁМ проявляются успехи "успешных" людей? В том, что им удалось стать денежными мешками?! А где же достижения в науке, технике, искусстве...? Их нет. Как только "успешные" люди превратились в правящую элиту.

И в 2012 году я месяца на два откладываю все дела и пишу статью "Перечитывая повесть "Собачье сердце". Вот это уже написано в защиту разума, таланта и справедливости по отношению к своим любимым родителям, бабушкам - дедушкам...

К тому, что там написано, хотелось бы добавить. Именно потому что сейчас в цене успешность и красота. Как-то так получилось, что я выросла и прожила всю жизнь среди красивых людей. Красивых от природы. И достойных.
Обратила внимание на это совсем недавно. Когда посыпалось уж слишком много оскорблений (не в мой адрес).

Если говорить конкретно о нашей семье, где, как и у многих, были репрессированные родственники, то не могу с уверенностью сказать, что все принадлежали только к рабоче-крестьянскому сословию. Но это ничего не меняет.

Добавлю и о настоящих успешных людях. Это - Сергей Шойгу, Геннадий Зюганов, Евгений Примаков, Сергей Глазьев, Татьяна Доронина, Николай Губенко, Сергей Михалков, Никита Михалков и многие другие. Есть также успешные бизнесмены - производственники. На них страна и держится, а мы пока и выживаем. За что бы ни взялись эти люди, у них всё получается высокопрофессионально, классно, всё во благо страны. И семьи их в достатке.

В этой части я совершенно ничего не написала о музыке. Никогда не думала, что смогу не просто слушать, а полюбить классику. Сейчас появились замечательные клипы, новая аранжировка, необычное исполнение, и произведения Шопена, Баха, Моцарта, Шнитке зазвучали по-новому. Кроме того, обратила внимание на музыку из кинофильмов(например, "Прогулка по ночному городу" Шварца), на новые патриотические песни: "Не трогайте Россию, господа", исполняет Александр Маршалл и другие.
 В общем, жизнь продолжается. И, Бог даст, благополучно.


Фотография на моей странице: я с родителями. Родители только что построили дом за 4 месяца и очень рады. Я, по-видимому - тоже)) "Был беспечным и наивным черепахи юной взгляд... Всё вокруг казалось дивным... Триста лет тому назад". Они тогда постоянно пели, смеялись и разговаривали строчками из стихов: ("Что нам стоит дом построить: нарисуем - будем жить"). И работали и работали; папа еще и учился.

Моя фотография над этим текстом 2012 года.

Строки из песен:
1."Песня о школе", муз.Д.Кабалевского, слова В.Викторова;
2."Наша школьная страна",
3."Когда уйдем со школьного двора", муз.А.Флярковского, сл.А.Дидурова;
4."Песенка студента" муз. Д.Тухманова;
5."Мой адрес - Советский Союз", муз.Д.Тухманова, сл.В.Харитонова;
6."Идет солдат по городу", муз.В.Шаинского, сл.М.Танича;
7."Обручальное кольцо", муз.В.Шаинского, сл.М.Рябинина;
8."Русь советская", С.Есенин;
9."Право", муз. и сл.А.Макаревича;
10."Налетела грусть", А.Розенбаум;
11."У природы нет плохой погоды", муз.А.Петрова; сл.Э.Рязанова;
12."По улице моей который год", М.Таривердиев; сл.Б.Ахмадулиной;
13."Ксюша"
14."Бухгалтер"
15."Путана", сл. и муз. О.Газманова;
16."Спасибо вам, люди",сл.М.Танича, муз.Э.Колмановского;
17."Гляжу в озера синие", сл.И.Шаферана, муз. Е.Птичкина;
и др. произведения.
-------------------------------------------------