Укорачивается ли русский человек?

Фурта Станислав
...Я виделся с ним лично всего один раз в жизни. Мы встретились в 2013-м году совершенно случайно в аэропорту "Домодедово". И я его узнал, поскольку для моего поколения имя Валентина Распутина было знаковым. Многие не любили, не принимали, не соглашались, но игнорировать его величину не могли. Ровно как и других писателей-почвенников (эй, мОлодежь! кто знает это словосочетание - писатель-почвенник?): Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Василия Белова... Но среди этих эсминцев русской литературы Распутин был линкором. И вот я поприветствовал его... а он очень удивился, что его узнают... Посидели-поговорили минут двадцать о том-о сём. И я даже не успел сказать ему, что я "типатого" тоже писатель, что есть у меня даже премия Союза писателей Москвы за "романчег" про любовь. Потому что не важно это было. Важно было находиться рядом с этим человеком и слушать-слушать-слушать... Те отпущенные мне 20 минут. Потом мы разошлись. Я улетел в Ижевск, а он в родной Иркутск. Его не стало в 2015-м году. Больше мы никогда не виделись.

Друзья, дорогие мои молодые друзья! Ведь это ужасно, что мы не узнавали на улице Распутина! И следствие тому нашему неузнаванию, что сегодня на улицах наших городов уже некого узнавать. Нет уже сегодня литературы того масштаба. Прилепин? Шаргунов? Дело даже не в том, насколько я принимаю или не принимаю то, как эти двое являют себя внешнему миру, но в творчестве они не более, чем невнятные слепки с могучей фигуры подлинной русской словесности.

И сегодня, в год, когда Валентину Григорьевичу исполнилось бы 80 лет, я наткнулся на его очень давние размышления о судьбах русской литературы, русской культуры и русского народа в целом. Он сетует на "укорачивание человека". Ещё тогда, в старые времена, когда наша страна носила гордое название СССР, и была страной самой читающей... он сетовал на то, что сегодня молодёжь не знает "Слово о полку Игореве"... И не то, что не знает, оказывается НЕ В СОСТОЯНИИ ПРОЧЕСТЬ!

И я подумал о том, что если бы я мог выбирать, что для меня важнее, чтобы мои студенты вышли после моего обучения со знанием того, как строить диаграмму Гантта или вычислять NPV проекта или... с именами Распутина, и ещё более ранними... Платонова, Шукшина, Шолохова (не телевизионного, а говорящего с вами со страниц книг), то, ей Богу, я выбрал бы второе... И ещё я бы хотел научить своих студентов читать, именно читать, а не повторять формулы из ЕГЭ, Достоевского и Толстого... А ещё Булгакова, а ещё Владимова, Некрасова и Гроссмана. Если бы я мог! Судьба моя профессиональная сложилась несколько иначе. И всё что я сейчас могу сделать, это обратить Ваше внимание на то, что эти имена были в нашей истории, есть и будут, пока хоть один человек о них помнит. Моё поколение, пока ещё энергичное и деятельное, потихоньку сходит со сцены. Задача стать хранителями русской культуры переходит к Вам, моё дорогое молодое поколение.

И я прошу Вас - потрудитесь почитать этот короткий текст - мысли последнего великого русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Это не простой текст. Распутин не заигрывает с читателем, пытаясь снизойти до его уровня. Он просит подняться на цыпочки для общения на равных.

Валентин Григорьевич пишет о порте Байкал, о Кругобайкальской железной дороге. Чудесным образом мне удалось посетить эти места более тридцати лет назад. Я шёл вдоль берега великого озера по заросшим травою шпалам. Была осень. Конец сентября. Пасмурно. Накрапывал дождь. Стояла тишина, очень тревожная тишина, словно предчувствуя близкие октябрьские штормы. Я вошёл в тоннель. Дойдя до середины, я вдруг испугался, что вот сейчас сзади на меня наедет поезд... Поезда в то время по Кругобайкальской ходили едва ли не раз в неделю, но всё равно стало жутковато. Я побежал, словно спасаясь не от поезда, которого вряд ли стоило ожидать, а от чего-то куда более мощного и страшного своей неизвестностью. Впереди едва брезжил свет противоположного выхода из тоннеля. Я добежал до него, сосем выбившись из сил. И вдруг в глаза мне хлынул яркий пронзительный свет. Там, на том конце туннеля светило солнце...

"ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ КОРОЧЕ"
Валентин Распутин о Платонове, народопоклонстве и несостоявшейся встрече с домовым: https://gorky.media/context/chelovek-stanovitsya-vse-koroche/