Заметки филолога

*
Отчего иногда затруднительно читать? Да писатель попался неумелый!
Но вообразишь за него, достроишь, как быть должно, и телега об одном колесе поедет, скрипя всеми колёсами…
Это моя душа едет в чужой телеге, не запечатлённая цифровиком!


*
Как близко соприкасаются «барин» и «баран»!
И тут, чтобы не впасть в банальность, полезно вспомнить теорию Велимира Хлебникова о внутреннем склонении слов. О падежах внутри слова, когда изменение падежа (именительного на родительный или дательный) изменяет значение слова на противоположное.

• Бег и Бог. Согласно В. Хлебникову,  бег вызван боязнью, а Бог – существо, к которому обращена боязнь.
• Лес и лысый. Лес есть присутствие растительности, лысый – её отсутствие.
• Бык и бок. Бык есть то, откуда следует ждать удара, бок – то место, куда направлен удар.
• Вес и высь. Вес направлен вниз, в обратном выси направлении, и так далее.

Таким же образом соотносятся слова «барин» и «баран». Нет никакой социальной идентификации – противоположные пути развития.

p.s.
Тут напрашивается мысль о том, что вряд ли люди, владевшие примитивными орудиями труда, создавали язык нашего общения. Скорее всего, разумные существа, намного опередившие в своём развитии человека.


*
Мысль, воплощённая в слово, теряет присущую ей гибкость. Но если слова коснётся поэзия, то непременно расколдует мысль.


*
Окна пустого дома зажглись, затопали ноги по этажам, заскрипели лестницы. А ну-ка, бросай свои дела и садись за компьютер! И пиши почти по Есенину, сказавшему когда-то красиво, хотя и с лукавинкой в глазу:

                                                    Осужден я на каторге чувств
                                                    вертеть жернова поэм.


*
Мой учитель по философии – клён. Старый, уставший, почти есенинский.
 Он немногословен, потому что дупло в его основании все время занято кошками из соседнего двора. И если клён говорит, то всегда по делу.
Вот что сказал мне клён, прочитав мою новую миниатюру: 
– Смотри, как солнце по утрам пишет на ветках деревьев, и следуй его примеру.


Рецензии