Живой в мире мёртвых, мёртвый в мире живых

Лариса Павлович 2
К 161-й годовщине со дня рождения Врубеля

Странная пора - зрелость, когда многое начинаешь видеть заново, словно в первый раз. Видишь те же самые вещи, что в молодости, но уже совсем другими глазами, словно через призму жизненного опыта.

Сегодня хотела бы поговорить о Врубеле. Кто из нас в детстве не восхищался его Демоном или Царевной-Лебедью? Раньше видела безумную красоту этих картин, но не видела скрытой в них печали. Печаль, безумие - это ещё не всё. Недавно, посмотрев фильм о его картинах, вдруг поняла: он кого бы он ни рисовал, он всегда рисовал ...мертвых! Есть одно общее во всех его героях: они прекрасны и безнадежно мертвы! Их огромные глаза - это громадные глазницы черепов, они печальны, прекрасны и некротичны. Словно все с одного кладбища, включая святых и маленьких детей!

Здоровый человек не мог так писать. Это писал больной гений, и болен он был с детства. Но сколько безумной красоты Врубель смог найти в своих живых покойниках! Они не понятны живым, они царствуют в царстве мёртвых. Это как золотые маски египетских фараонов: обрамленное вечностью золотое лицо мертвого намного превосходит красотой всех живых! Очевидно, сам художник чувствовал себя неуютно среди живых и считал себя мертвым.

Это именно то, что ускользало от меня в молодости: понимание загадочного мира мёртвых. Понимание того, что живые не совсем живы, а мёртвые не совсем мертвы. Понимание того, что такое безумие... Пробую представить себе картины Врубеля, если бы он был здоров и рисовал живых. Наверное, это было бы что-то сверхгениальное... Но, к сожалению, а может и к счастью, Врубель живых не любил. Его влекла вечная, непостижимая красота мёртвых. И даже его Демон совсем не демоничен, а просто мёртв, и в том его грех. Его поцелуй умертвил девушку, а не развратил. Он не порочен и не похотлив, он просто мертв! Он даже прекрасен в своём некротизме, но ему, увы, не побороть смерть и не стать живым, отсюда такая вселенская печаль. Печаль прекрасного, но мертвого существа.

В конце жизни некротическая энергия сгустилась вокруг художника, и он потерял разум окончательно. Никто не мог писать так же гениально, как он, никто не мог создавать такую поразительную красоту. Но, думаю, если вы повесите любую картину Врубеля у себя над кроватью, то вы привяжете себя к миру мёртвых. От картин идёт явная некротическая энергия, они столь же опасны, как и прекрасны. Взгляните хотя бы на картину автора "Сирень". Сирень не картине более чем жива, а вот фигура на фоне сирени выглядит как вышедший подышать покойник, который вот-вот вернётся в могилу. "Ангел со свечой": это же просто покойник в белом саване! (Помню, в юности посвятила ему стихотворение, но тогда ещё не понимала, что по сути это не ангел со свечой, а мертвец).

Пожалуй, только его "Пан" не мертвец, но всё же нежить, или нечесть, то есть двоюродный брат мертвеца. "Девочка на фоне персидского ковра" - тоже покойница, недаром картина не понравилась заказчику, отцу девочки. Наконец, Царевна-Лебедь. Она тоже недалеко ушла от могилы, нарядившись в кокошник и прекрасный саван. Её глаза огромны, как глазницы мертвого черепа.

Итак, мертвецы тоже могут быть прекрасны, но они не люди. Они другие, они загадки. Они пугающи и прекрасны, и всегда безумно одиноки...


Подробнее на эту и другую тему вы можете узнать из моих роликов на Ютюбе, Духовный канал Гаруда. Там я выкладываю то, чего нет здесь.