Учитель вождения

Юрий Чепелкин
                УЧИТЕЛЬ ВОЖДЕНИЯ.
     Мы, ученики средней школы 60-х годов, попали под хрущёвскую реформу образования и должны были учиться 11 лет, в последнем классе мальчики должны освоить профессию автослесаря, девочки – ткачих. В программу обучения входили уроки вождения автомобиля. Наш преподаватель после демобилизации из армии, носил военную форму, ходил с вечно повязанным горлом. После нескольких уроков вождения по стадиону, тайком от директора школы он предложил нам в выходной день поездку в соседнюю Брянскую область, пообещав при этом  поочерёдно преподать уроки  вождения. Мы, четверо подростков с удовольствием согласились. Приехав на берег чистой лесной реки, преподаватель на несколько часов исчез по каким – то своим делам, поручив нам стеречь автомобиль. Мы купались, загорали, развлекались, как могли. На обратном пути мы по очереди садились за руль. Пришёл и мой черёд, одновременно несколько пожилых женщин упросили преподавателя подвезти их до деревни. Прошёл сильный дождь, дорога раздваивалась, я повернул направо, а на ней оказалась яма, залитая водой, начал руль выкручивать налево и врезался в сосну, стоявшую посреди  развилки. Машина заглохла и в тишине слышны были опадающие на неё сосновые иглы. Женщин как ветром сдуло, они рысью бросились убегать подальше от машины. Никто не пострадал, но передний бампер машины сильно погнулся. Преподаватель  молча отобрал  руль, жестом отправив меня в кузов. Всё это стало известно, поездку  не удалось скрыть. Какое наказание понёс преподаватель, мы не узнали, только вскоре в школе он перестал работать, машину отремонтировали.  Мой отец, узнав о происшествии, решил меня устроить на время летних каникул на машину для развозки хлеба с целью обучения вождения.
   Я должен к 6 часам утра приходить на хлебопекарню, загружать в машину лотки со свежевыпеченным хлебом и развозить по сельским магазинам. Водитель, копия Чапаева из одноименного фильма, весельчак и балагур обрадовался неожиданному помощнику. Он меня прекрасно знал, так как я незадолго до этого спас тонущего в реке его единственного сына. Речка мелководная, он стоял по макушку погружённый в воду, беспомощно хлопая руками по воде.
-Как к Вам обращаться?
-Будем на «ты», зовут меня Петро. Твоя задача: загрузить машину, в магазинах выгружать, а по сельским дорогам, где мало транспорта и людей, буду доверять тебе руль.
     Недавно он освободился из тюрьмы, о чём не рассказывал, да я и не спрашивал. Мы начинали работать в 6 часов утра, домой возвращались затемно. Запах свежевыпеченного хлеба – лучший запах из всех запахов. В свой первый день, загрузив хлеб, ехали по улице посёлка. Петя сказал:
-Первый и главный урок: глаза у водителя должны вращаться, как у проститутки на панели, на 360 градусов. Он должен быть готов к любым неожиданностям. Вот видишь, навстречу идёт  Ванька (это наш местный тщедушный  блаженный.  Про него говорят, что он во время еды  вывихнул руку). От него можно всего ожидать.
-А какой у тебя водительский стаж? Спросил я.
-За рулём я с 14 лет, в Ленинградскую блокаду возил продукты по «дороге жизни». Мужики воевали, работали подростки да бабы. Вот одна из них была моим учителем. А учила она просто и эффективно:
-Если съедешь в сторону от дороги, как  ё…у  по морде, вот этим локтем, демонстрируя при этом замах руки.
   Когда мы приезжали в сельский магазин, нас уже ожидали люди, встречали с радостью, да и продавщица принимала как родных. Пока Петя оформлял бумаги, я разгружал лотки с хлебом. Отпустив покупателей, некоторые из продавщиц  иногда накрывали в подсобке нам стол, ставили  бутылку вина, после чего Петя сам садился за руль. На мой недоумённый взляд, ронял:
-Я не знаю, чего от тебя ожидать в подпитии.
   Однажды к нам подсела пассажирка, Петина знакомая, попросила подвести, через некоторое время кокетливо сказала:
-Петя, пойдём в лес, подышим свежим воздухом.
   Петя молча продолжает крутить баранку.
-Петя, у вас тут воняет бензином, пойдем, проветримся.
    Петя остановился:
-Подожди, мы скоро придём.
   Они вышли, через некоторое время вернулись, в полном молчании  сели в машину и мы поехали дальше. Когда она вышла, Петя с хитринкой начал поглядывать на меня, ожидая вопроса.
- Ну и баба, сама на х.. просится. Я впервые вижу, что женщина безо всякого стыда напрашивается на это так настойчиво.
   Петя рассмеялся:
-А что, у тебя нет девушки?
-Есть.
-И что, ты её не попробовал?
-Мать мне строго на строго это запретила, ибо после этого, я вынужден буду жениться, ведь «порченную» никто замуж не возьмёт, а женится мне рано.
   Петя хмыкнул и больше не задавал вопросов.   

    В одной из отдалённых деревень народ, недовольный поздним привозом хлеба, начал возмущаться. Мы, уже порядком устали к концу дня и Петя начал им объяснять причину позднего привоза хлеба. Ропот нарастал, никто не хотел его слушать.
-Если вы так себя ведёте, ничего не получите. На меня:
-Садись, уезжаем.
     Но тут толпа расступилась, пропустив вперёд крепкого  мужика, сквозь тельняшку которого рельефно проступали накачанные мышцы.
-А ну, разгружай машину, из – под  бровей он мрачно посмотрел на нас.
    Петя сел на водительское место, я начал разгружать. Мужик, ударом ладони открыл услужливо поданную бутылку вина, не отрываясь, выпил её и, удовлетворённый, ушёл.
   Подавленные, назад мы ехали молча. Петя прервал молчание:
-Народ всегда прав и, если бы мы оставили их без хлеба, меня бы выгнали с работы.
      В честь праздника к нам приехал автомотоклуб, на стадионе началась демонстрация экстремального вождения мотоцикла: прыжки с трамплина, проезд по узкому бревну, езда на одном колесе с поднятым вверх передним колесом. Всё это выполнялось на спортивных мотоциклах. Народ восторженно наблюдал необычное зрелище.  Вдруг на большой скорости с оглушительным треском на стадион ворвался Петя на своем мотоцикле марки «ИЖ», выполнил на одном дыхании все упражнения и умчался под восторженный гул толпы.
     Возвращаясь в очередной раз из поездки, на поляне заметили автомобили и группу людей.
-Сегодня праздник, день кооператора
   Подъехали к ним, Петя поздравил их с праздником и выпил  услужливо поднесенный полный стакан водки, занюхал хлебом, сел на место пассажира:
-Я пьяный, вези меня домой и уснул.
    До этого я ни разу не ездил по оживлённым улицам, боялся встречных машин, до базы доехал без происшествий, но никак не мог поставить машину в гараж, боялся не вписаться в ворота. Внезапно Петя, открыв глаза, сказал:
-До этих пор ты ехал хорошо, выходи.
 Развернулся и на большой скорости загнал машину в гараж.
   Я понял, что всю дорогу он притворялся спящим, сам внимательно наблюдал за мной сквозь прикрытые веки в полной готовности исправить мою оплошность. Это был экзамен на мою пригодность самостоятельного вождения, который я полностью не сдал.
   Закончился месяц учёбы вождения. Мне никто за это не платил, работал я бесплатно как волонтёр. До сих пор я с нежностью вспоминаю этот месяц, моего учителя, который преподал уроки не только вождения. Его единственный сын вскоре умер в областной больнице от неизвестной болезни, после этого вскоре умер и мой учитель.