фортепианное трио №2
на смерть Солертинского
(1944)
Я русской музыкой классической и тайной
гармоний рваных переполнена "под дых"!
Стаккатны скерцо. И созвучия случайны.
Но канут в слаженность переплетенья их...
Вяжите руки мне! Израненной смычками
душе по рангу - бязь смирительных рубах!
Как будто молнии скрестились между нами –
меж мной и скрипкой инфернальной! Вязкий страх
на гибель друга и страны, на отторженье
всего, что гений у Отечества ценил...
На сцене - клавиш бесконечное круженье
и танцы фрейлехса*. В семь нот.
В семь бед.
В семь жил.
Война и холод. И презренье предержащих
вожжу истории... Финал в избытке сил!
Мне на ресницы груз слезы дрожащей
твой тёмный ангел тихо опустил...
*Трио было первым камерным сочинением Шостаковича на трагедийную тему. Посвященное памяти И. Соллертинского, оно соединяет в себе ощущение личной трагедии и всеобщей, отражает ту предельную напряженность жизни, которую принесла война. Конфликт скерцо и пассакальи повлек за собой усиление драматического развития. Его центром стал финал, в котором Шостакович использовал элементы еврейского народного танца фрейлехс. Все образы финала трагедийны.