Незнакомец с гитарой

Федор Быханов
Сочувствие, проявленное к наркоману с уголовным прошлым, обернулось для сироты пропажей дорогой реликвии, оставшейся ему от покойной матери.
…Добрые соседи, порою, бывают ближе иных родственников. Особенно в частном секторе, где и ограда общая, и с радостью, а то и за сочувствием есть к кому обратиться. Так было и в поселке Нагорном, где много лет, подобным образом, мирно сосуществовали несколько семей, делившиеся друг с другом всем, что только имели сами, и в чем оказывалась надобность у соседей.
Более удачливыми, тогда казались Шороховы. Уже потому, что оба их сына подавали большие надежды на будущее. Тому, кто был старше, даже удалось реализовать эти задатки, когда после учебы он приобрел престижную специальность и был востребован не только в родном Бийске, но и в Москве, куда уехал, чтобы осесть на постоянное жительство.
А вот младшему – Юрию, не довелось осуществить такой выбор. Потому, что ослабла здоровьем, овдовевшая к той поре, мать и нужно было кому-то из сыновей ухаживать за ней. А еще следить за отчим домом и вести немудреное хозяйство, позволявшее хоть как-то сводить концы с концами.
Этим и занимался Юрий, за повседневными заботами упустивший собственное семейное счастье. Так и остался одиноким, хотя соседи нарадоваться не могли на отзывчивого работящего холостяка, пользовавшегося уважением у окружающих. В городе пары ему не нашлось. А вот в Москве вполне можно было сделать подходящую партию, о чем и намекнул старший брат, когда однажды появился на родном подворье.
Повод для встречи их не радовал. Как и никого другого из тех, кто собрался тогда в доме у Шороховых, чтобы проводить в последний путь хозяйку, скончавшуюся после долгой болезни. А когда провели, все положенные поминальные мероприятия и нужно было уезжать к себе, столичный житель, как раз и предложил младшему брату приехать к нему в Москву, чтобы там начать новую жизнь.
На здешнее наследство он не претендовал. Более того, вручил Юрию, не только на память, но и с того момента еще и как хранителю семейных реликвий, любимое украшение покойной матери – массивный золотой перстень с черным плоским камнем.
Правда, на мужской руке место ему нашлось лишь на левом безымянном пальце, на который новый владелец с трудом надел украшение, но отказываться от него наследник не стал. Потом и дом продал хорошим знакомым, чтобы на вырученные за него деньги обустроиться в московской действительности.
Попрощался с соседями душевно, даже весточки им потом, время от времени подавал. А тут, вдруг и сам пожаловал обратно. Объяснил, что тоска по матери пересилила все столичные соблазны. К тому же и накопления разошлись, как вода. Попросился к новым владельцам бывшего родительского дома на временный постой. Чтобы весну и лето провести здесь, а там уже и решать дальнейшую судьбу.
При совершении той сделки лишнего продавец не просил. И теперь готов был добросовестно присматривать за пустовавшей до сих пор, недвижимостью. Потому и поселили его с легким сердцем, надеясь на полный порядок, обещанный неожиданным арендатором.
И Юрий Шорохов не подводил. Почти целыми днями, едва снег сошел, наводил благоустройство на подворье. Вот и на майские праздники, одним из первых на старом городском погосте приведя в порядок могилу матери, он снова не выпускал из рук инструмента. Чистил теперь двор, копал на огороде грядки. Чем вызывал невольные уважительные взгляды соседей, только еще возвращавшихся с кладбища.
Среди них оказался и смуглый черноволосый мужчина с полиэтиленовым пакетом в руках и гитарой, закинутой на шнурке за спину. Он заглянул во двор поверх калитки и попросил Юрия показать ему кратчайший путь в центр Бийска. Поскольку здешних улиц не знал и напрасно, видимо, отправился по ним с могилок, чтобы скоротать себе обратный, тепе6рь уже пеший путь.
Просьба нашла необходимый отклик. Подойдя к калитке, Шорохов, как был, с лопатой в правой руке, левой показал направление, куда следовало идти.
Взмах руки был кратким. Но блеснувший на безымянном пальце золотой перстень не ускользнул, как оказалось, от внимания незнакомца. Он внимательно выслушал совет случайного проводника. Однако последовал вовсе не тому, что услышал от Юрия. Сначала упросил его вместе помянуть родных людей, достав из своего пакета вместительную бутыль с пивом. Потом, оставив на хранение свою гитару, сходил в ближайший магазин. Купил там  вина и мяса на ужин, напросившись на этот вечер в гости.
Словоохотливому холостяку такая компания оказалась не в тягость. Сам приготовил картошки из своих запасов. Нарвал первой зеленушки с огорода. Накрыл на стол из того, что было еще.
Засиделись они за разговорами до глубокой ночи. Под рассказы Юрия о матери и брате, демонстрацию им семейной золотой реликвии, под песни и звон гитары его нового приятеля. Так что и ночевать тот остался здесь же. Благо, что лишняя кровать в доме имелась.
С рассветом, позвенев пустой тарой на столе с остатками вчерашнего пиршества, визитер разбудил и хозяин. Не просто так, а чтобы предложить ему еще купить что-нибудь на завтрак. Правда, сослался на нехватку личных денег. Но, тут же, предложил выход. Видимый им в том, чтобы заложить в ломбард золотой перстень. А потом выкупить его, когда появятся наличные.
От такого святотатства Шорохов тут же  вскочил как ужаленый, со своего спального места. Отказался категорически расставаться с драгоценностью. Но его уже никто не слушал. Внезапно свалив Юрия на его койку, гость заломил руку и с остервенелой злобой, не обращая на болезненное восклицание, чуть ли ни с кожей, стащил добычу с пальца жертвы.
Сунув украшение в карман куртки, он сорвал с гвоздя на стене свою гитару и сделал шаг к порогу. Только этого мгновения уже было достаточно, чтобы Юрий пришел в себя. Он бросился следом и даже вырвал гитару из рук обидчика. Но на большее его не хватило. Незнакомец бросился бежать. Хлопнув сначала входными дверьми, а потом и калиткой, он исчез за ближайшим поворотом улицы.
По просьбе ограбленного Юрия, соседи вызвали полицию. Он подробно описал прибывшим оперативникам приметы нападавшего черноволосого мужчины. И лишь, когда писал заявление, морщился от боли, так сильно болел палец, с которого безжалостно сняли перстень.
Отпечатки пальцев на гитаре, да хорошая память Шорохова на лица, помогли установить личность незнакомца, на которого, как выяснилось, имелись данные в информационной базе, заведенной на тех, кто имеет нелады с законом. Им оказался малограмотный, нигде не работающий Виктор Развалов, ранее неоднократно судимый за кражи и незаконный оборот наркотиков. Не так давно он снова получил условный срок наказания и опять был под следствием за то, что имел дело с марихуаной. Что можно было и понять, узнав о том, что уголовник стоит еще и на учете в наркологическом диспансере с зависимостью от  каннабиноидов.
Только поиск местообитания Развалова затянулся почти на неделю, так как тот не имел постоянного адреса. Когда же предстал перед следователем, то все опроверг. Заявил, что золотой перстень отнес на пару дней по устной договоренности в ломбард, как его об этом лично   просил владелец, которому просто помог снять украшение с пальца и даже на время оставил на хранение в доме свою гитару. Ему же намеревался принести деньги, вырученные за драгоценность, только тот написал письмо с угрозами, брошенное в почтовый ящик соседей и от этого плана Виктору пришлось отказаться.
В подтверждении своих слов, подозреваемый показал и тот ломбард, где расстался с раритетом семьи Шороховых. Приемщик опознал Развалова. Однако тут же и развеял его утверждение о предполагавшемся выкупе перстня. Заплатил, ведь, за него профессионал семь тысяч рублей по цене лишь золотого лома оправы, удалив навсегда черный камень с перстня.
И все остальное, что говорил в свою защиту Виктор, оказалось столь же лживым. Судебно-медицинская экспертиза установила, что причиной травмы безымянного пальца Юрия Шорохова, который болел у него еще несколько месяцев, стало однократное воздействие в виде сдавливания между тупыми твердыми предметами. И на словах добровольно он не желал расставаться с семейной реликвией, к тому же имевшей высокую ценность.
В специализированном учреждении определили, что даже без учета стоимости черного камня, эти 6,41 грамма золота 585 пробы потянули на 18 589 рублей.
Пока шло расследование, наркоман оказался за решеткой. Его привлекли к уголовной ответственности за незаконный оборот психотропных веществ. И уже из камеры осужденного выводили на осуществление необходимых следственных действий. В том числе и на очные ставки.
Судебно-психиатрическая экспертиза установила, что в момент совершения инкриминируемых Виктору Развалову противоправных действий, он в полной мере осознавал их характер и мог ими руководить, в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается, а потому признан вменяемым.
Правоведами действия обвиняемого были квалифицированы, как грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья. По совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно приговорили Виктора Развалова к трем годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Тем же решением суда с него взыскана в пользу потерпевшего полная стоимость золотого перстня.