Как нам понимать друг друга?

Александр Ивашкевич
       Человеку весьма неприятно (обидно, досадно...) пересматривать слова, понятия, представления, систему ценностей и понимания, с которыми он прожил почти всю жизнь. Не правда ли? Человеку духовно болезненно признавать неправильными, ошибочными свои представления о чём-либо и принимать за истину что-то новое, даже практически доказуемое и очевидное.
       Потому и сложилось так, что новые идеи побеждают только тогда, когда умирают их противники... Новые идеи "овладевают массами", когда предыдущие становятся непригодными для новых складывающихся обстоятельств.
       Для восприятия внешних идей у человека, со сложившимися представления обо всём,  в голове должно возникнуть соответствующее пустующее место, куда смогут внедриться эти идеи. Это как проблема с наполнением сосуда новым раствором в замен имеющегося, но уже испорченного - сперва необходимо освободить место, создать пустоту, куда может быть помещена новая жидкость. Про эту коллизию метафорично сказано ещё в Библии: "И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше." Евангелии от Луки (Лк. 5:37—39).
       У взрослого, состоявшегося человека очень трудно и, зачастую, просто невозможно  поменять сложившиеся у него на протяжении жизни представления, схемы, матрицы и алгоритмы понимания всего, что он воспринимает.
       Каким образом один человек понимает другого? Как человек воспринимает новые слова, понятия, представления, события?
       Это происходит посредством обмена между людьми различными упорядоченными сигналами через основные каналы ощущений - глаза, уши, нос, кожу и все другие органы чувств,- и дальнейшей их расшифровкой в сознание человека в образы, представления, мысли, понятия.  Если воспринимаемая информация главным образом интеллектуального содержания, то основной поток сведений поступает посредством речи - устной (звуковой) или письменной (зрительной).
       Речь - главный канал коммуникации людей между собой. И эта связь осуществляется посредством слов. Человек стал человеком разумным только благодаря освоению слов и речи. Не случайно в библейских источниках пишется: "В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог." На греческом языке в Библии было написано "логос", которое Кирилл и Мефодий перевели как "слово". Хотя в греческом понимание понятие "логос" имеет гораздо больше смыслов.  Толстой, например,  приводит одиннадцать главных значений слова "логос": 1) слово; 2) речь; 3) беседа; 4) слух; 5) красноречие; 6) разум, как отличие человека от животного; 7) рассуждение, мнение, учение; 8) причина, основание думать; 9) счёт; 10) уважение и 11) отношение. На основе понятия "логос" построено очень много других слов: от логики до десятков терминов с окончанием -логия со смысловым содержанием "знание", "учение", "наука".
       Человек дольше всего учится речи - говорить и писать. Чтобы говорить, человеку необходимо знать слова, какой смысл они отражают и уметь их воспроизвести тем или иным способом: посредством звуков, рисунков, жестов или каких-либо символов (язык цветов, камней, азбука Брайля и др.).
       Услышав, увидев слово, человек ищет в своём сознании (памяти) сведения о нём, его смысловое содержание, значение. Слова объединяются в предложения, фразы, по определённым принятым людьми правилам их сочетания, которые несут свой смысл. Вроде, на первый взгляд, всё просто... Услышал или увидел слово - понял о чём идёт речь; услышал фразу - узнал какое событие, явление, процесс описывается. Но, к сожалению, у каждого человека имеются различия в понимании сути, содержания слов и, тем более, фраз, из них составленных. Иногда эти различия столь существенны, что слушающий понимает говорящего  не совсем так или, даже, совсем не так, как хотел говорящий. Тем более, что в межличностном общении существенную роль играют не только сами по себе слова, но и многочисленные факторы, не связанные с сутью слов и способом их объединения в предложения: интонации, мимика, паузы, жесты, позы говорящего  несут много дополнительной информации помимо содержания слов и фраз как таковых. Одно и тоже слово или фраза обретают различные смыслы в зависимости от того, с каким выражением лица и тела, с какой эмоциональной окраской они произносятся. Это называется контекстом, подтекстом, пресуппозицией,  дискурсом и др.
       А если человек слышит совсем новые для него слова, понятия, словесные обороты и сочетания, то его понимание услышанного может быть очень далеко от того смысла, который хотел донести до него говорящий.
       Человек слышит, видит, замечает  в основном только то и только так, что и как понимает, что ему более или менее знакомо, известно и понятно, что имеется  в в его памяти по ранее усвоенной информации, что укладывается в выработанные жизненным опытом шаблоны, заготовки, рамки, схемы, матрицы восприятия и понимания.  Поэтому для каждого человека истинность чего-либо определяется только тем, на каких представлениях о ней стоит данный конкретный индивид, какие схемы и шаблоны использует для объяснения. Человеческое понимание идёт не от отдельных частей, фрагментов к общему, целому (индуктивный подход), а наоборот - от имеющихся у него общих схем, заготовок, матриц, в которые он вставляет вновь воспринимаемое (дедуктивный подход). И если это воспринимаемое хорошо, нормально вставляется в имеющиеся схемы, то человек считает, что он "понял", пазл сложился. А если нет, то он либо начнёт думать, искать новые способы понимания либо, что чаще, отбросит это как несущественное.
       То есть, истина конкретна и индивидуальна и нет "истин" как таковых и вообще. Истинность чего-либо (вера в истинность) создаётся у человека формой  усвоенных человеком по жизни способов восприятия и понимания смыслов слов, представлений  и схемой, шаблоном, алгоритмом объяснений воспринятого. Человек может по отдельным словам, фрагментам, фразам воспринятого дорисовать картину целого, сконструировать событие, явление, представление в определённую систему, которая вовсе не обязательно полностью совпадает и даже, зачастую, вовсе не совпадает с тем, что ему хотели сообщить.
       Услышав или увидев что-то, человек из этого извлекает, усваивает только знакомое, понятное ему (слова, понятия, обороты, образы, представления, фрагменты...), игнорируя незнакомое и непонятное, не вникая особенно в действительную суть того, что ему сообщили, он формирует, создаёт свою целостную картину по своим, ранее сложившимся  у него шаблонам, лекалам, схемам, алгоритмам понимания. Хорошо, если у говорящего имеются такие же или близкие, подобные шаблоны, схемы, матрицы понимания - тогда  у слушающего (видящего) возникают представления, идеи адекватные тем, что имел в виду говорящий. А если "парадигмы" восприятия и понимания услышанного и увиденного у общающихся людей сильно различаются, то вряд ли они, при всём старании, поймут друг друга и найдут общий язык.
       Понятие "общий язык" как раз и отражает  одинаковость, близость, подобие схем, способов, шаблонов, матриц восприятия и понимания, имеющихся в сознании у людей.
       Вольтер говорил: "Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чём они спорят, неясно для них самих". Это верно. Но, если люди говорят на разных понятийных схемах, уровнях и парадигмах восприятия, то они никогда друг друга не поймут и не переубедят, какой бы не была их глубина понимания сути и смысла предмета спора. И новая идея станет достоянием масс, только тогда, когда кто-то из спорщиков уйдёт с поля спора.
       "Другому как понять тебя?" http://www.proza.ru/2016/12/22/2271
       "Язык. Зачем?" http://www.proza.ru/2016/11/30/1409
       "В начале было..." http://www.proza.ru/2015/11/20/948
       "В начале был Смысл!" http://www.proza.ru/2015/09/14/1344
       "Знать - это назвать?" http://www.proza.ru/2015/06/13/895