40-4. Школа даосов о молчании и отрешении

Владимир Фёдорович Власов
40-4.

ШКОЛА ДАОСОВ О МОЛЧАНИИ И ОТРЕШЕНИИ

Познавая Истину в беседах с древними мудрецами, я всё больше и больше приходил к убеждению, что отшельничество для философа является одним из самых действенных способов духовного совершенствования. В наш стремительный век, мало кто из людей способен к отрешению от благ цивилизации, поэтому все наши мечтания об обретении истинной духовности всегда бывают иллюзорными. А надо-то всего уединиться и подумать о мире и о своей жизни, вывести свою собственную истину, и не ввязываться ни в какие философские дискуссии. Истина всегда бессловесна, и приходит к человеку в молчании и отрешении. Это я понял после того, как Лецзы рассказал свою притчу «Отрешённое молчание».

ОТРЕШЁННОЕ МОЛЧАНИЕ

Когда Лецзы всему, что мудрец знает, обучился,
Сам мудрецом стал, за городом в доме поселился,
Его приверженцы все там ночлег свой основали,
Число росло, считать их каждый день не успевали.
Лецзы беседы вёл, все удивлялись тому чуду,
Известие о них распространялось там повсюду,
Известность для учителя была ценной наградой,
А рядом жил один даос, за ивовой оградой.
Так оба прожили они лет двадцать целых рядом,
Не говорили, молча, лишь обменивались взглядом.
Друг друга не посещали, к себе не приглашали,
При встрече делали же вид, будто, не замечали.
Народ всё это видит и по-своему толкует:
Что будто издревле вражда меж ними существует.
Раз ученик один спросил в кругу своего круга:
- «Учитель, почему же вы чуждаетесь друг друга»?
Сказал тот: «Зачем ходить к нему вечерней порою,
Ведь знанья его отличаются всей полнотою,
Не слышат уши, глаза не видят, сердце пустое,
Молчат уста, тело не движется, словно святое,
Если хотите, мы вместе его бы посетили».
Все сорок к даосу учеников пойти решили.
Похож даос был на чудовище или на маску,
Все оробели, на него уставились с опаской.
Энергия жизни отделилась, выйдя из тела.
Даос вдруг на смотрящего пальцем указал смело,
И, как у совершенного, спросил у того мненье.
При возвращенье домой выражали все сомненье.
Учитель возразил им всем: «Зачем же удивляться?
Его ум совершенен, и не нужно сомневаться?
Он всё постиг, поэтому молчит. А вы старались
Заставить говорить его? Чего вы добивались?
С молчанием речь есть тоже речь, а также и молчанье,
С незнаньем знанья есть незнанье, также - само знанье.
Отсутствие в молчанье слов – знак вечного познанья,
Отсутствие незнанья в знаньях - речь и пониманье.
А значит, разговор при его знаньях возможен.
Поэтому и говорить он был не расположен.
О чём же говорить? Нет ничего, чего б не знал он.
А раз не вышел с вами разговор, вот и молчал он».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович