Распределение в Боровичи. Часть 1

Виктор Кутуркин
     Наверное, я никогда не узнал бы о существовании этого города и не побывал бы в нем, однако судьба распорядилась иначе.  Но даже спустя десятки лет я часто вспоминаю время, когда в середине шестидесятых , был распределен в небольшой городок Новгородской области Боровичи и начал здесь самостоятельную жизнь. Это был год моего взросления и ошибок, свойственных для восемнадцатилетнего мальчишки, оказавшегося без контроля родителей вдали от дома. Но начнем по порядку.
     Ну, вот и все! Лафа закончилась! Сегодня, когда я был на работе, опять приходила секретарша из кинотехникума и передала моей маме, что если я не поеду по распределению, то мой диплом будет признан недействительным. Понять руководство техникума можно, ведь все пять выпускников, направленных по распределению в Новгород, до сих пор не собираются никуда ехать и живут в Ленинграде. Но я этого не знал, и не желая неприятностей , решил отправиться к месту будущей работы.
     Надо сказать, что минувший учебный год выдался непростым – надо было совмещать занятия на последнем курсе техникума и работу в Доме культуры. Учеба начиналась в 9 утра, а с 16 часов и до позднего вечера я крутил кино. Зарплата киномеханика невелика, всего шестьдесят с небольшим рублей, но ДК всегда перевыполнял план, и премия достигала размеров оклада. Эти деньги были необходимы, так как мама поставила своей целью вывезти семью из питерской коммуналки в отдельную квартиру. Вступительный взнос на кооперативную однокомнатную квартиру составлял 1300 рублей.  Поэтому, получив в конце июня диплом,  я не предался заслуженному отдыху, а продолжал работать киномехаником.  К этому времени я получил высшую категорию и оклад вырос до 75 рублей плюс премия.
        Итак, 26 августа 1965  года ранним утром я выехал в Новгород. Всего каких-то 200 километров и я в кабинете начальника управления кинофикации.  Разговор был коротким- меня ждут  в  городе Боровичи,  где в местном  профтехучилище сформирована группа выпускников 8 –х классов, которых надо обучить профессии киномеханика.  Отказаться от этого предложения было невозможно, так как начало занятий 1-го сентября.  Моя должность называлась – мастер производственного обучения.  Оставалось  решить вопрос с преподавателем  специальных дисциплин, и я позвонил в Ленинград своему другу Баранову Володе, который также был направлен в Новгород, и не торопился на периферию.  Узнав о таком заманчивом предложении, Володя обещал немедленно выехать.
      Ранним утром 27 августа я вышел из вагона поезда Новгород-Боровичи.  Знакомство с городом для любого человека,  приехавшего в первый раз, начинается с вокзала.  Деревянное здание, построенное в 1876 году, являлось историческим памятником второй половины 19-го века и прекрасно сохранилось. Зал ожидания с печкой и непременной столовой, узкое окошечко кассы, деревянный перрон, пакгаузы и водокачка – все это напоминало кадры из фильма о царской железной дороге.
     В те годы добраться из Ленинграда в Боровичи можно было на поезде, который отправлялся на Москву в 1 час ночи. К составу прицепляли два вагона на Боровичи, которые поезд тащил до станции Угловка. Там, в 6 часов, эти вагоны стыковались с составом из Новгорода, и к 7-ми часам утра поезд прибывал на станцию назначения. Расстояние от Ленинграда по железной дороге составляло 280 километров, а цена билета 4 рубля. Для студентов и учащихся действовала скидка в размере 50 процентов. Город Боровичи является вторым по числу жителей в Новгородской области и сейчас в нем проживает около 60 тысяч человек. От железнодорожной ветки Ленинград –Москва его отделяет 30 километров и это тупик. Дальше железной дороги нет.
     Выйдя из здания вокзала, я оказался на улице Ленинградской, которая являлась главной на этом берегу реки Мста, разделившей город на две части – промышленную и городскую. Здесь располагался комбинат огнеупоров,  здания Дома культуры комбината, техникум, магазины, жилые дома.  Повернув с Ленинградской улицы налево, я вышел к главной достопримечательности города – необычному арочному мосту, построенному в самом начале 20 века. В то время это был единственный мост через Мсту в черте города. По нему двигался транспорт, и шли пешеходы.  Река была не слишком широкой и очень быстрой.  Перед мостом обращали на себя внимание два здания – городского и районного Домов культуры.  Было раннее утро и людей на улицах было не много .   Никто не спешил,  и это разительно отличало Боровичи от моего родного Ленинграда. Я задержался на мосту и полюбовался рекой, по которой когда – то, в прошлые века проходили торговые пути, и осуществлялось судоходство. Мост красивой ажурной аркой соединял оба берега реки и был визитной карточкой города. Двигаясь дальше в центр , я вышел на бойкий перекресток, который, как я потом выяснил, называли “веселый угол”.  Здесь было больше каменных и полукаменных домов, располагались магазины и почтамт,  Я повернул налево и улица, идущая вниз, вывела меня к площади Володарского, где располагался рынок. Мне нравился этот самобытный провинциальный, сохранивший дух прошлого века городок, в котором мне предстояло прожить целый год, и начать самостоятельную взрослую жизнь.  Правда, мне не давала покоя мысль, а как примут меня шестнадцатилетние ученики?  Смогу ли я стать авторитетом для мальчишек, которые всего на два года моложе?  А обладаю ли я хоть какими-то, минимально необходимыми для этой работы, педагогическими способностями? 
     ПТУ 8 размещалось в историческом двухэтажном здании, окна которого выходили на центральный рынок. Построенное в 18 веке накануне визита в город императрицы Екатерины , оно выделялось из расположенных рядом деревянных зданий. Открыв массивную дверь я вошел в училище. Поднявшись по лестнице на второй этаж, я увидел дверь с табличками “Секретарь” и  “Директор”.  Дверь была закрыта и я, усевшись на подоконник, стал ждать. Первым, кого я увидел , был молодой мужчина, лет тридцати. Мы поздоровались, и он попросил меня помочь расставить столы в соседнем кабинете, на двери которого висела табличка  “Кабинет металловедения”.  На стенах висели знакомые графики, диаграммы  и таблицы.  На кого собираешься учиться? – поинтересовался он.  Да я, вроде, уже выучился – был мой ответ.  Так я познакомился и подружился с преподавателем Геннадием Губиным.
      К 9 часам утра стали подходить сотрудники.  Первой появилась секретарша, которая сразу мне не понравилась.  Взяв мои документы, эта очкастая мымра презрительно усмехнулась и заявила: - Надо же, каких молоденьких стали присылать?  Я постарался не смутиться и не обращать внимания на эту ее фразу.  Что делать? Так уж получилось! – это все, что я мог ответить.  Вскоре появился директор.  Высокий лысоватый , лет около сорока пяти, он прошел в кабинет.  Секретарша бросилась за ним : Cергей  Александрович!  К нам, по направлению!  Директор обернулся и посмотрел на меня.  Проходите! – последовало приглашение.
     Я вошел в кабинет директора и протянул ему направление, диплом и паспорт.  Продолжал стоять, пока он просматривал мои документы.  Наконец директор предложил мне сесть. 
– Значит, закончили кинотехникум!- то ли утвердительно, а может быть вопросительно, заявил он.  Директор слегка окал.  Потом я часто встречал подобный выговор у жителей Новгородской области.
– Вообще-то мы ждали специалистов с высшим образованием и давали заявку в институт киноинженеров, но ответа почему-то нет! Время уже не остается, и ждать, по-видимому, бесполезно!  Будете вести группу из тридцати ребят, которым по шестнадцать лет. Учащиеся начнут прибывать уже завтра. Сентябрь они должны провести в колхозе. За это время вы подготовите кабинет для практических занятий, оборудуете киноаппаратную для показа фильмов в общежитии. Машину с  киноаппаратурой мы ждем на днях.  Cоставьте списки необходимой литературы,  которую вам закажем. Вы, я думаю, будете мастером производственного обучения. Это воспитатель, отец группы! Кроме того, Вы будете проводить практические занятия по металлообработке и лабораторные работы. Вам придется находиться вместе с ребятами в колхозе, дежурить по общежитию и следить за порядком. Подчиняться будете старшему мастеру Василию Васильевичу.  Как мы решим вопрос с преподавателем, я сказать не готов.
– Он появится завтра, это мой товарищ! – проинформировал я директора.
– Ну, хорошо! – обрадовался он. – Где Вы остановились? 
- Пока нигде!
- Будем решать вопрос с общежитием – пообещал директор.  Он снял трубку телефона и минут двадцать пытался без всякого успеха решить вопрос с моим жильем. Звонил в комбинат огнеупоров, который, как я уже понял, являлся градообразующим предприятием Боровичей.  Наконец, после ряда безуспешных попыток,  отправил меня в гостиницу, пообещав решить этот вопрос позже. 
                (Продолжение следуетhttp://proza.ru/2017/03/22/23