Загадка истории

Александр Просторов
В тридцатые годы и позже, в ходе Второй Мировой войны, для организации шифрованной радиосвязи немецкая сторона широко использовала шифровальные машины "Энигма". Внешне это устройство напоминало пишущую машинку: оператор печатал желаемый текст, а на выход шла зашифрованная последовательность. Другой оператор печатал полученную радиограмму - и получал на выходе расшифрованный текст. Очень удобно. Ими пользовались все: армия, флот, разведка, а также некоторые гражданские службы, например, железнодорожники.

Англичане приложили большие усилия к вскрытию сообщений "Энигмы" и с блеском решили задачу. Несмотря на то, что немцы периодически усложняли машину и постоянно меняли коды, английский разведцентр в Блетчли-парк практически ежедневно поставлял информацию из тысяч перехваченных сообщений. Более того, англичанам удалось сохранить в секрете источник своей осведомлённости: масштабные мероприятия по дезинформации привели к тому, что немцы искали причину утечки где угодно, но так и не отказались от шифровальных машин.

Одним из тех, кто внёс большой вклад в этот успех, стал молодой математик Алан Тьюринг. Он нашёл способ вскрывать новые кодовые настройки "Энигмы" практически сразу же, как только немцы меняли их. К концу войны коды менялись ежедневно - но, благодаря Тьюрингу, каждый новый вскрывался за несколько минут, а не как раньше, за несколько лет. Более того, в критический момент 1940-го года, когда стало ясно, что имеющимися ресурсами невозможно справиться с объёмом работ - именно Тьюринг через головы всевозможного начальства обратился непосредственно к Черчиллю и добился выделения необходимых средств.

Чего стоила эта развединформация? Её вряд ли можно адекватно оценить. Десятки тысяч жизней? Скорее, сотни. Чтобы понять масштабы, достаточно сравнить два факта: в начале войны адмиралтейство проигнорировало данные разведки, в результате чего бессмысленно погиб авианосец "Глориес"; через год оно уже прислушивалось к разведчикам, и в результате смогло потопить линкор "Бисмарк". В том, что полярные конвои доходили до СССР, в том, что немецкие подлодки так и не смогли перекрыть Атлантику и ещё во многом случившемся - изрядная доля заслуги принадлежит центру в Блетчли-парк.

Страна оказалась не столь уж щедра и по-разному отблагодарила своих героев. Создатель Блетчли-парк Алистер Деннисон получил орден Святого Михаила, вышел в отставку и работал преподавателем иностранных языков. Коллега и начальник Тьюринга Хью Александер, отозвавшийся о нём как о "единственном незаменимом среди нас", ещё четверть века руководил департаментом криптоаналитики, играл в шахматы с Ботвинником и умер командором ордена Британской империи. Другой коллега, Гордон Уэлчмен, переехал в США и стал автором первого учебного курса о компьютерах в Массачусетском Технологическом Институте. Сам же Алан получил приговор за гомосексуализм, был отстранён от любых правительственных и секретных работ и в итоге - доведён до самоубийства. В связи с чем и хочется задать один-единственный простой и банальный вопрос - так всё-таки, кто же здесь пидорас?

(c) Softwarer
март 2017