Ах, дети, дети! Глава 8. Проповедь

                        
                        «И подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто
                         хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой
                         и следуй за Мною» (Марк, VII, 34).
 


- Осторожнее, девушка! – негромко крикнул молодой человек в рясе и поддержал Катю за локоть,
чтобы она не упала. Она действительно засмотрелась на сияющий в лучах ночной подсветки крест
и запнулась за край обрыва, идущего к реке.

- Спасибо! Какой он красивый! – не отрывая глаз от креста и не глядя на спасителя, Катя вышла на
ровный участок и ещё несколько секунд смотрела, задрав голову. Только потом повернулась к
юноше лицом, а затем и глазами, которые никак не хотели отрываться от завораживающего
сусального золота.

- Спасибо!- сказала она ещё раз, уже глядя ему в глаза, но через секунду опять перевела взгляд на
крест. - Сколько здесь живу, а не замечала этой красоты! Какой чудный крест!

- Он и вправду Чудный. Его так и называют – Чудный, за красоту и изящество. Уже почти 500 лет
люди им любуются.

-Да? А я слышала, что эту церковь только недавно построили.

- Храм новый, крест на него водрузили древний. Из Новгорода он. Наш протоирей искал его
двадцать лет. Все думали, что этот крест ещё при коммунистах в Литву увезли, но нашёлся-таки
под Старой Руссой. Я сам потом за ним ездил туда, когда его отреставрировали.

- Вы были в Старой Руссе? Как интересно! Там же Достоевский жил.

- Да. Благочестивый город. Домик Достоевского видел, с наружи только, ничего
привлекательного, внутрь не довелось попасть – закрыт музей был. А так хотелось проникнуться
атмосферой, в которой рождались шедевры. Ведь он был очень аккуратен, наверное, и в доме всё
порядку подчинено.

- Разве? Он же в карты играл. Неужели может картёжник следовать какому-то порядку?

- Может. Если человек порочен в чём-то, то это не означает его порочности во всём. И потом, он
же осознавал свою слабость.

- Ха! Осознавал и снова шёл играть. Чего же тут хорошего?

- Жизнь свою никто не в силах изменить мгновенно. Святитель Василий говорил: «Не тот
исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остался во грехе; но тот, кто по слову
псалма, обрел грех свой и возненавидел его».

- Разве можно верить человеку, однажды покаявшемуся и пообещавшему исправиться, но потом
поступившемуся снова своими обещаниями? А церковь опять и опять принимала его раскаяния
вместо того, чтобы отвергнуть его как лжеца!

- Это не ложь. Помните, как он писал о переделке порочных душ в непорочные?  Фёдор
Михайлович малолетних преступников там падшими ангелами называл. Только человек с добрым
сердцем и чистыми помыслами мог так написать. Пристрастие к игре - это был его душевный
недуг, и врачевание этого недуга не всегда даёт мгновенные успехи, как и врачевание болезней
телесных.  Только терпением и любовью его можно победить и наставить на путь истинный. Если
Вы болеете долго, разве отворачиваются от Вас родственники?

- Не знаю? Папе, по-моему, всё равно, а мама, мама всегда сидела со мной, когда я
температурила. И ухаживала за мной постоянно. Кормила меня, поила, микстуры давала и
горчичники ставила, пела песенки на ночь или сказки читала, за врачами бегала и по любому
случаю со мной по больницам таскалась. Как сейчас подумаю: «Сколько же времени она своего на
меня потратила, уму непостижимо! Почти полжизни».  Это я не только про болезни, вообще. Она
же всё время для меня что-то делала. Вся её жизнь была мне посвящена. А я тут недавно так
плохо о ней подумала – самой теперь стыдно. Почему я раньше этого не замечала?

- Это крест! Это он открыл Вам глаза. Я когда первый раз его увидел, тоже многое понял – как
будто повзрослел мыслями. Мне открылось многое, чего я не замечал, но оно было всё время как
обыденное, а осмыслить это я даже не удосуживался. А потом, после того как крест увидел,
словно прозрение какое на меня нашло  - я увидел мир другими глазами. Он действительно
чудотворный. 

- Разве бываю кресты чудотворные? Вот про иконы слышала, а про кресты нет.

- Чудотворным может быть всё, на что сошла благодать Божья, а крест тем более.

- Почему тем более?

- Само слово «крест» сложного происхождения, двоякого. С одной стороны в язычестве «кресь» -
пламя, огонь, символ огня и Солнца. С другой стороны,  древнерусское «крест» - означает
оживание. Слово «воскреснуть» от него произошло. Поэтому, чудотворность кресту должна быть
присуща как никому. Чудотворность, воскрешение, оживание, озарение.

- Как интересно. А «крестины» тоже однокоренное слово?

- Вы правы. «Крестины», или «кресины» по-старому, тоже раньше употреблялись в языке наших
предков в смысле весеннего небесного огня и зарождения при этом нового года – новой жизни.
Солнце в это время поворачивалась на лето, вот как раньше говорили: «в дни солнечнаго креса,
когда ся наполныдим годинам солнце взвратить кресины, да ношть меняет, а дни да прибывает».
- Значит крестины – это зарождение новой жизни?

- Раньше существовало поверье, что после окунания человека в воду, он становится защищен от
всех своих грехов и возвращается к новой, чистой жизни.

- Я бы тоже хотела покреститься, - сказала Катя, задумавшись, и глядя пустыми глазами уже не на
крест, а на ограду храма.

- Храм для всех открыт, приходите.

- А крестик нужен? Или можно без него? Не хочется его одевать. Я как-то не могу понять почему в
христианстве крест стал символом, ведь это орудие казни было в римской империи?

- В этом вся и соль. Из символа смерти крест после воскресения Иисуса становится символом
жизни. Как гласит Тропарь: Он же является символом воскресения в силу того, что через крест оно
свершилось. Крест Господень  - это «Победное оружие», поразившее смерть, так как на кресте
смерть входит в божество и, поглощённая жизнью, погибает. «Смертию смерть поправ». Иоанн
Дамаскин сказал, что дерево жизни, насаждённое богом в раю, преобразовало крест, потому что
как через древо вошла в мир смерть, так через древо должны быть дарованы нам жизнь и
воскресение. Но больше всего мне нравится мысль Иоанна Златоуста: «Смотри, сколь
вожделенным и достолюбезным сделалось же столь ужасное и поносное в древности знамение
жесточайших казней.  Крест – небесных и земных соединение и преисподних попрание».

-Да-а, как интересно. Вы, наверное, счастливый человек, если так благообразно мыслите?

- Как  говорил на общий знакомый Фёдор Михайлович, - с усмешкой сказал молодой человек, - Je
suis un homme heureux qui n’a pas l’air content, что в переводе с французского означает: «Я человек
счастливый, но — кое-чем недовольный», если помните.

- Откуда мне помнить? Я же немецкий изучаю, - с улыбкой сказала Катя.- Я на физмате учусь.

- Физмат не приговор - закон сохранения чётности не всегда же работает.

- А что это за закон?

- Ну как же? Разве вам это ещё не освещали?

- Не помню такого.

- Это из квантовой механики. Чётность – одна из характеристик элементарных частиц и выражает
свойства их симметрии относительно зеркальных отражений. Для сильных электромагнитных
взаимодействий этот закон работает. Его суть: физическая система, обладавшая в начальном
состоянии симметрией определенного типа, сохраняет эту симметрию во все последующие
моменты времени.

- Значит, я как физик и мыслить могу только в определённом пространстве?

- Конечно, нет. Я же об этом и говорю. Теоретически, по методу теории групп, было доказано, что
если пространство обладает зеркальной симметрией, то закон сохранения четности должен
строго выполняться. Но на деле экспериментально доказали, что для слабых взаимодействиях закон
не выполняется и тогда можно считать пространство ассиметричным. Помните, как говорил
Лобачевский: «Некоторые силы природы следуют одной, а другие – своей особой геометрии».
Понимаете о чём я?

- Да. Вы хотите сказать, что физика не предел моих познаний, и не планка для кругозора.

- Естественно. Зеркальность и симметричность не присуща природе. Например, зеркальность в
строении человеческого тела весьма относительна.  Так и образ мышления человека ни в коем
случае не поддаётся никаким законам, особенно когда речь идёт о «слабых взаимодействиях».
Чем тоньше человек пытается мыслить, тем неоднозначнее результат этого мышления.

- Ой, Вы меня совсем запутали. Я, кажется, потеряла нить нашего разговора.

- Да, видимо, я сумбурно выражаю свои мысли. Просто, когда я Вас увидел, мне показалось, что
Вы после какого-то потрясения и не совсем ещё отошли от этого. Мне захотелось Вам помочь и
остановить или оградить от неверного поступка.

- Вы молодец!  Благодаря Вам я потеряла уже все свои серые мысли.

- Однако мне пришлось поступиться своими принципами.

- Вот как? Разве призвание священника не помощь мирянам?

- Верно, но я больше придерживаюсь принципов Генрика Гольдшмита, поэтому должен был
оставить Вам самой больший выбор, а не отвести от «пропасти» по краю которой Вы ходили.

- Не люблю этого педагога. Корчак мыслит светло и детей любит, но резюмирует бездарно и
бравадно. Он хочет показать, что изобрёл метод воспитания,  а на самом деле ужасно нелепым
образом провозглашает постулаты воспитания, и хочет их внедрить в наши умы, хотя сам всегда
был непримиримым врагом каких либо законов на этом поприще.

- Но ведь его «Право ребёнка на смерть» оправдано, свобода же человека превыше всего.

- Свобода должна быть осознанной, а когда ребёнок сам ещё не знает что это такое, то зачем ему
она? Чтобы обрести смерть? Хороша свобода. Я бы не хотела оказаться на месте того мальчика из
дневников Достоевского.

- Вы имеете в виду рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»? Но в конечном итоге мальчик же был
счастлив, оказавшись среди таких же детей на светлом празднике.

- Выходит, по-вашему, жизнь человеческая не важна, важны принципы?

- Человек принимает страдания и умирает, чтобы через муки и смерть возродиться к новой
вечной жизни. Иоанн говорил: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в
землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

- Вы подменяете понятия смерти Христа и обычного человека. Христос принял смерть ради
доказательства вечности жизни, а вы клоните к  загробному миру как выходу из всех проблем.
Жизнь стоит того чтобы за неё держаться и уберечь от неверного шага других, тем более детей,
которые ещё не разумеют, что за этой роковой чертой. Они даже не понимают, что могут её
переступить, а вы прочите им право выбирать между жизнью и смертью. Как они могут выбирать,
если не понимают ещё всего этого. Пока они не наберутся разума, наша задача оберегать их,
оберегать учтиво и уважительно к их личности. Мне не нравятся ваши домыслы. Извините уж. До
свидания, пойду я, какой-то Вы неправильный священник.


Катя резко повернулась и зашагала в сторону дома, ещё раз ясным взором окинув крест,
притягивающий своим неимоверно проникновенным светом. Она порадовалась этому сиянию, и
вместе с ним к ней пришли мысли о том, как она соскучилась по маме и хотела бы поговорить с
ней в своей комнате, чтобы никто не слышал, о чём они шушукаются.


Священник перекрестился, глядя на крест, а про себя подумал, улыбаясь в душе: «Удалось. А
смертью сильно от неё дышало. Наверное, жизнь дала ей жестокий урок. Но девочка сильная,
стержень есть», - и зашагал в сторону храма.


Рецензии
Интересные размышления! Если бы не надо было заниматься текущими делами, читала бы не отрываясь! Спасибо!

Елена Петрова-Гельнер   17.05.2018 11:44     Заявить о нарушении
Это проблема у всех актуальна. Нехватка времени. Читать и писать некогда. Где взять ещё хотя бы часов восемь лишних в сутках?)

Алехандро Атуэй   18.05.2018 08:58   Заявить о нарушении