Первый Kласс

Роза Левит
Рядом с домом где мы живём магазин  и сегодня мы идём туда  покупать всё что надо первокласснице  - портфель, чернильницу, пузырёк с чернилами, ручку с пером,карандаши, тетради в клеточку и в линейку, стерку, букварь и учебник по арифметике.
В магазине довольно оживлённо.
Pозочка уже в школу идёт! сказала Белла Касперович.
 Она с мужем работали в магазине.
 
Всё куплено и лежит дома  на столе,к которому я время от времени подхожу и трогаю мои новые  вещи.
Конец августа и через неделю я пойду в школу.
Читать я ещё не умею, а вот  считать и складывать цифры могу .
Считать я научилась на счётах, наблюдая как мама делает дома свои отчёты по работе.
А цифры я знала глядя на циферблат часов.
А вот за неделю до школы великое открытие происходящее на циферблате,благодаря вращению стрелок большой и маленькой,озарило меня и я поняла что такое половина часа и четверть часа  и что в сутках  двадцать четыре часа, в часе шестьдесят минут,а в минуте шестьдесят секунд.
И всё это вращается по кругу наших настенных часов и с которых кукушка оповещает нас  о времени.
Это открытие настолько обогатило моё воображение и восхитило меня, что я стала сопоставлять всё происходящие вокруг меня с циклом вращения часовых стрелок.
Закат и восход солнц ,приход  и уход мамы с работы, мои часы просыпания и сна.
А вот понятие недели,месяца года стрелки часов не отражали.
Всё это отражал отрывной календарь  висевший на стене комнаты.
В неделе семь дней,объяснила мне няня Зося.
И через семь дней  ты пойдёшь в школу.
Она отсчитала семь листочков на календаре.
 
- Вот в этот день 1 Сентября ты пойдёшь в школу.
А я тебя буду туда отводить и встречать со школы.
- Нет, категорически сказала я и увидев полное огорчение на её лице, обняла няню.
- Ты мне,как бабушка.
 А ты видела чтобы бабушки водили детей в школу?
Я уже большая мне скоро семь лет и я сама могу ходить в школу.
- Хорошо, ответила няня, но завтра мы пойдём с тобой вместе и я покажу тебе дорогу в школу.
 На том и порешили.
 
- Пойдзеш па гэтым баку вуліцы, табе не прыйдзецца дарогу пераходзіць,сказала няня

 Когда мы дошли до пересечения Советской и Мицкевича мне было сказано столько инструкций и разных страшилок, что красивых  детей могут украсть и увезти в другой город бездетные люди.

Другой город это был  Вильно. А красивое дитя это была я.
Перекрёсток   Советской и Мицкевича стал вдруг самым большим  и опасным местом в мире, через который ездили люди из Минска в Вильно на автобусах, машинах, грузовиках и даже на лошадях и крали  детей.

Но вот мы уже и подошли к школе.
Няня перекрестила её и как бы только тогда могла доверить меня на десять лет в этот безбожный храм науки.
Здесь раньше была польская школа и в классах висели иконы рассказывала мне няня.
 Но мне это уже было не интересно
 Я во все глаза смотрела на здание школы и с нетерпением ждала встречи с моими новыми друзьями и учительницей.


 Дома меня уже ждало  коричневое форменное платье, очень длинное (сшито «на рост»!) и два передника  белый и  черный фартук.               
               
 Вечером мама нашила на платье кружевные  манжеты и воротник.
- Ну вот ты и выросла, сказала мама.
Учись хорошо,прилежно.
Школу кончишь пойдёшь в институт учится. Мне не довелось,война не дала.
 А я ведь в ту же школу ходила, только на польском языке училась
Мама  могла свободно писать на польском, на Идише а русский сама выучила. 
 
 Семь  оторванных листочков календаря лежали у  меня в коробочке из под обуви  и я уже знала,что в  августе месяце тридцать один день,а вот  в других месяцах  бывает тридцать, а феврале всего двадцать девять.
А  вот  почему, так никто из домашних мне не смог ответить.
Пойдёшь в школу там и узнаешь сказала мне мама.
   .
Вот  и наступил долгожданный день 1 Сентября.
 Слышу папа утром говорит маме
 - У меня сегодня большой день на работе будет, если смогу то подойду к отходу в школу.
Я бы хотел сам сфотографировать Розу в школьной  форме, но боюсь не успею. Попроси  Володю Столбовенко из фото  ателье.
Фотографию сделайте на фоне  кустов во дворе.


Так и было на фоне кустов во дворе.
С Б-гом  сказала няня.
С Б-гом повторила мама
 
 Запечатлев момент, я с букетом в руке и портфелем иду по  нашему переулку 17 Сентября  в школу.
От хаты до хаты, от окна в окно вижу соседские взгляды  на мне,
  - Сонейка ты наша дай хоць палюбавацца на  цябе, говорит бабуля из соседнего дома.
- - А няма чаго любавацца, слышу голос няни за спиной .
-   Яна не прамяністае бачанне. Сурочыцe дзіця мне яшчэ.
 - Пачакай, Роза,
Няня дастае чырвоную нітку і кладзе мне ў кішэню фартуха.
 -Ну вось і добра, цяпер ідзі ў школу.
-А ты ідзі дамоў няня, ідзі і не хвалюйся за мяне.
 А ў апошняй хаты мяне чакае Марыся.
Яна старэйшая за мяне на два гады і мы разам ідзём у школу.