Бакенщик и река

Павел Морозовв
Бакенщик и река.

       Кто-нибудь из вас видел, как работает бакенщик? Бакенщик – это человек,  во время речной навигации, следящий за работой бакенов, указующих путь большим и малым судам на фарватере реки. Многие из вас, путешествуя по той или иной реке, наверняка замечали этого человека, но принимали либо за рыбака, либо еще за кого-то, точно так же не замечая, как течет река времени, где все вы находитесь. Ведь бакенщик – есть сознание ваше, а бакены – вехи на жизненном пути, и у каждого из вас они свои, а река - есть цепочка причинно-следственных взаимодействий, называемая вами жизнью…
      
 Всю свою сознательную жизнь Михаил прожил на берегу большой русской реки. Его отец был бакенщиком, бакенщиком был и он сам, проработав тридцать семь лет в этой должности. Многое было на его долгом веку: и коллективизация, и репрессии тридцатых годов, война и последующие непростые годы перемен, хороших и плохих. Вот уже пятнадцать лет Михаил был на пенсии, так сказать, неработающим пенсионером, он бы еще поработал, но здоровье было уже не то.  Жил он вдвоем со своей женой Аксиньей, почти на самом берегу, берег был высокий, и с него было далеко видно, на добрых два десятка километров вдаль.  Михаил никогда не был ни коммунистом, ни беспартийным, и как говорил он сам: «Я просто был и всё»,- делал свое дело из года в год честно и добросовестно. В советские времена его несколько раз пытались выдвинуть в депутаты местных советов, но он всегда открещивался от  непонятной, и потому ненужной для него ноши. «Ведь не может ваять горшки сапожник, и печь хлеб плотник!  А если человек был в своем деле никем, то, попав во власть, кем-то путным стать он не может», -  так рассуждал Михаил, когда его спрашивали о том, почему он не хочет быть депутатом.

 Среди  своих близких он был более откровенным и говорил о том, что всё это депутатство – фикция, что  в  стране  советов,  этим  самым советам ничего не принадлежит, и совершенно никакой реальной власти они не имеют.  В конце пятидесятых за такие слова уже никого не судили, а так как Михаил был человеком «маленьким», с очень ограниченной аудиторией слушателей, то на него  перестали обращать внимание, и уже больше не предлагали быть депутатом, окончательно возведя в ранг бесперспективных для советской власти.  Другие же его  считали человеком, у которого «не все дома», и потому никогда не воспринимали его слова всерьез. А когда в начале семидесятых Михаил заговорил о том, что в начале девяностых годов Советский Союз развалится как карточный домик - им всерьез заинтересовались люди из КГБ.

 Его несколько раз вызывали в областной центр, где задавали один и тот же вопрос: откуда, мол, взял, что «великий и могучий»  не в  столь отдаленном будущем, ждет столь незавидный конец.  На что Михаил всегда уклончиво отвечал, что видение мол такое было и  еще говорил о том, что в конце семидесятых годов на южных рубежах огромной страны начнется долгая и кровопролитная война, и  будет продолжаться вплоть до конца двадцатого века, войну, эту начнет  недальновидное советское руководство, но не выдержав долгого марафона, Советский Союз почти через десять лет, будет вынужден  выйти из неё, что послужит началом его собственного распада. Работники идеологического отдела КГБ слушали его и никак не могли взять в толк, о чем это он говорит. Но когда его предсказания в отношении начала Афганской войны и даты кончины бывшего генсека Брежнева сбылись, его зауважали и начали внимательно прислушиваться к его «пророчествам».  Изолировать его не имело смысла, ибо он все равно жил в глухой деревне, куда почти никто не ездил…
      
 Жизнь продолжалась, и к полуграмотному, имевшему лишь начальное образование бакенщику, в перестроечные годы потянулись посланцы различных нарождающихся политических партий.  Очевидно, произошла утечка информации из анналов КГБ.  Все эти эмиссары жаждали исключительно одного – конкретики, причем сиюминутной, и поэтому почти всегда уезжали домой сильно разочарованными…
    
 И вот настало время «Ч», и Советский Союз через три месяца после августовского путча девяносто первого  года приказал долго жить. Началась новая эпоха, эпоха полного разброда и нравственного одичания, ставшая следствием произошедшей криминальной революции и смены общественно политического строя. Про старого бакенщика забыли, ибо появилось много таких, кто делал астрологические и другие прогнозы  за большие и очень большие деньги. И когда началась Чеченская война, никто даже не захотел слушать о том, что война эта продлится с перерывами почти двадцать лет, что в 1999 году к власти придет новый премьер,  и через год с небольшим,  станет президентом;  о том, что между Россией и США вновь начнется конфронтация, случится война на Украине и  что будет великая война между Востоком и Западом…
      
 Старый бакенщик был мудр и никогда не кичился своими великими знаниями, данными ему от Бога.  Он просто знал то, что другие не могли знать и купить ни за какие деньги. Он был великим человеком, хотя всю жизнь занимался, казалось, очень простым делом – зажиганием огней установленных на бакенах. Михаил знал законы истечения причин и следствий, потому что был посланником из будущего, которого так боялось  и  не понимало,  подавляющее большинство из современников.  Собственные дети и внуки тоже его не понимали, считая старым чудаком не от мира сего. Но прошло время после его ухода из жизни, и один из оборотистых столичных журналистов написал о Михаиле книгу,  вопреки  утверждениям скептиков, ставшую одним из бестселлеров своего времени.  О нем узнали не только в России, но и далеко за её пределами, потому что она была переведена на многие языки народов мира…
      
 Ценность человека не всегда можно выявить сразу, потому как не все то золото, что блестит.  Очень часто тот, кто при жизни просто жил и не пытался выделиться, слывя чудаком и неудачником, на поверку оказывался человеком недюжинных способностей и необычного Божественного дара, иногда почти незаметного со стороны. Таким и был старый бакенщик, за всю свою долгую жизнь  дальше районного центра  никуда не выезжавший. Но он познал при жизни великую тайну – тайну течения реки жизни, ибо сам всю свою  жизнь проработал на реке. И пусть его давно уже нет среди людей, память о нем жива и до сих пор, потому что он сумел заглянуть туда, откуда пришли все те, кто жил, живет и будет жить после него, что есть самое главное.  Потому  что  он не стяжал земного богатства, не искал славы, и не стремился к власти. Он был и навсегда остался примером простого неброского служения людям, не требуя взамен за свою любовь к ним совсем ничего…
15 ноября 1999года.