Виртуоз диалога...

Анатолий Шуклецов
В литературном произведении есть определённые слагаемые, по которым легко определить – опытен автор или неопытен, талантлив он по-настоящему или посредственен. Только настоящий писатель, например, умеет вести диалог. Изумительнейший мастер диалогов – Достоевский. Перечти хотя бы начало его главы «За коньячком» в «Братьях Карамазовых». Здесь каждое слово нужно, необходимо, характеризует действующих лиц и одновременно подвигает вперёд действие романа. Дмитрий Лихачёв. // Диалог – невероятно трудная форма литературной речи. Когда-то Алексей Н.Толстой, многое сказавший об искусстве писательства, был восхищён «Бесами» Достоевского: Степан Трофимович Верховенский только говорит, а видишь его жесты, ужимки, гримасы. // …характерный для всего творчества Достоевского речевой стиль, определяемый напряжённым предвосхищением чужого слова. Михаил Бахтин. // Другое место в романе «Шагреневая кожа», поразившее меня своим мастерством, – диалог на банкете, где Бальзак, пользуясь только бессвязными фразами застольного разговора, рисует лица и характеры с поражающей отчётливостью. Изображён пир у банкира и одновременно говорят десятка два людей, создавая хаотический шум, многогласие которого я как будто слышу. Но главное – в том, что я и вижу, кто как говорит, вижу глаза, улыбки, жесты людей, хотя Бальзак не изобразил ни лиц, ни фигур гостей банкира. Вообще искусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной, совершеннейшее мастерство диалога всегда изумляло меня у Бальзака и французов. Максим Горький. // Василий Шукшин – виртуоз диалога, и столь безукоризненный, что писательского мастерства у него даже не замечаешь. Герой может обронить лишь короткую реплику, – и он уже виден целиком. Ирина Одоевцева – виртуозный мастер воспоминаний в диалогах. Утверждала, что помнит «слово в слово» всё, сказанное сорок лет назад. Гумилёв, Бунин, Тэффи, Бальмонт и другие встают с её страниц ожившими, благодаря тому, что Одоевцева воскресила их неповторимую речь, в которой каждый узнаваем с первой фразы. // Александр Грибоедов запечатлел разговорную манеру своего времени так, как будто приложил к тексту комедии ноты. Самуил Маршак. ///