Моряков выкупили из пиратского плена

Игорь Кутузов
Семеро российских и один украинский моряк освобождены из пиратского плена в Нигерии. Их состояние здоровья вне опасности. Сообщается, что они получили свободу после того, как их захватчикам заплатили выкуп, сумма которого, впрочем, не разглашается.Освобождение россиян, скорее всего, было осуществлено с помощью фирм-посредников.Базируются эти фирмы в Лондоне, и их задача заключается в том, чтобы максимально снизить цену выкупа, сделать так, чтобы заложники не пострадали. Этот бизнес начался еще в Сомали и продолжается до сих пор.  Так что обычно судовладельцы обращаются к таким посредникам, а те уже контактируют с пиратами.

В феврале 2017 года семь российских моряков и один их украинский коллега были похищены с сухогруза BBC Caribbean. Это произошло в Гвинейском заливе, неподалеку от одного из нефтяных терминалов, вблизи нигерийской территории. По одной из версий, пираты подплыли к кораблю и открыли огонь по палубе судна, после чего поднялись на палубу и захватили экипаж. По другой версии, они просто высадились на судно без применения огнестрельного оружия, а затем увезли моряков в неизвестном направлении. Как бы то ни было, в результате захвата никто из моряков не пострадал.
В поисках россиян участвовали нигерийские силовики, по данному инциденту проводил проверку Следственный комитет России.Владельцем судна BBC Caribbean является немецкая судоходная компания Briese Schiffahrt, а оператором — немецкая BBC Chartering. Построено оно в 2008 году в Китае и имеет длину 116 м.

Гвинейский залив, где произошло нападение, печально известен как место с постоянными нападениями морских разбойников на гражданские суда.
Иногда в результате этого в заложниках оказываются российские граждане. В ноябре 2016 года в Гвинейском заливе было захвачено судно Saronic Breeze с 20 моряками — 18 россиянами и двумя украинцами. Корабль-рефрижератор вышел под панамским флагом из порта Котону в Бенине 24 ноября и взял курс на портовый город Сенонди-Токарди в Гане. Однако в пути судно было атаковано пиратами.

Экипаж успел подать сигнал SOS и сообщить о нападении в компанию, владеющую судном, Star Sea Shipping S.A. После того как захватчики установили контроль над Saronic Breeze, его аэронавигационная система оказалась отключена. Пираты также вывели из строя другие системы связи. 29 ноября пираты покинули корабль и увезли в неизвестном направлении трех моряков — граждан России. Оставшиеся на борту члены экипажа взяли курс обратно на Котону. После этого судно направилось в бенинский порт.
20 декабря 2016 года посольство России в Нигерии на своей странице в Twitter рассказало, что российские моряки были освобождены. «В связи со спасением российских моряков посольство России в Нигерии выражает признательность всем, кто принимал участие в их освобождении», — говорилось в сообщении дипмиссии.

В мае 2013 года судно Frio Athens, принадлежащее компании Laskaridis Shipping Co. Ltd, подверглось нападению пиратов в Гвинейском заливе.По словам специалистов, практика ведения бизнеса в сфере морских грузоперевозок сложилась таким образом, что предотвратить нападения морских разбойников в разных точках мира не представляется возможным.Если бы, например, Международная морская организация и ООН разрешили использовать в Гвинейском заливе частные не нигерийские охранные компании, которые могли бы обеспечить вооруженную охрану судов, все было бы кончено. Пару раз перестреляли бы нападавших разбойников — и их «коллеги» бы успокоились. Они там смелые только тогда, когда нападают вдесятером на одного, причем желательно, чтобы этот один был не вооружен, — рассуждает главный редактор журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. По его словам, эти предложения как раз блокируют государства Гвинейского залива, так как пиратство там выгодно и самим пиратам, и властям этих стран, которые предлагают армейскую охрану для гражданских судов, следующих через Гвинейский залив, за очень большие деньги.

Сейчас с вооруженными охранниками на борту возникают проблемы. Недавно Индия задержала в своих территориальных водах корабль с вооруженной охраной под предлогом того, что эти люди создают угрозу для индийского государства. Судно до сих пор арестовано.Все точки, где есть серьезный риск нападения пиратов, известны. И сейчас судовладельцы, чьи корабли там курсируют, уже закладывают в свой бизнес риски экономических потерь от возможного выкупа. Все рекомендации МИД РФ не ходить там ни к чему не приведут, ведь как-то, в принципе, работать судовладельческим компаниям надо. А значит, их суда снова там будут ходить, и в случае проблем с пиратами им самим снова придется платить выкуп.