День победы - 2012

Владимир Темкин
ДЕНЬ ПОБЕДЫ – 2012                Владимир Темкин

В 2012-м году перед переездом из Израиля в Америку я в самом начале мая прилетел в Москву, чтобы навести порядок во всех своих мемориальных делах, посетить кладбища, отремонтировать и подновить могилы. Остановился в Химках у близких друзей, Светы и Кости. 

В День Победы ближе к полудню, посмотрев уже по ТВ военный парад, мы втроем решили выйти прогуляться. Погода была солнечная, день праздничный, но, вопреки ожиданиям, народу на улицах было немного. Метрах в ста впереди нас от автобусной остановки в нашу сторону шел, прихрамывая и опираясь на трость, невысокий и кряжистый пожилой человек в  военной форме. Второй рукой он прихватывал локоток  пятнадцатилетнего юноши, чувствуя себя так уверенней и лучше удерживая тем самым равновесие при ходьбе. Когда мы подошли ближе, я разглядел над рядами наград звёзду Героя Советского Союза и генеральские погоны на плечах. Костя тоже обратил на это внимание и проговорил:

- Смотрите, наверное, с парада с внуком возвращаются.

- Да по возрасту-то уже, наверное, с правнуком. - засомневалась Света.

Лицо у генерала было стариковское, с обвисшими щеками, немного оплывшее и выцветшее, но ордена и военная форма скрадывали такое явно ощутимое одряхление. И когда мы были в трех метрах друг от друга, я посмотрел генералу в глаза. Мы встретились взглядами и я по-израильской уже привычке открыто и искренне улыбнулся ему. Ответ был настороженным, но генерал тоже улыбнулся. И тогда я, продолжая улыбаться, поднёс руку к козырьку своей кепки и произнёс скороговоркой:

- Здравия желаем, товарищ генерал-майор! С Днём Победы.

Генерал остановился, переложил тросточку из правой руки в левую, взял под козырёк и сипловато, но с командирскими интонациями,ответил:

- Поздравляю и Вас! С Великим Днём Победы.- и, поскольку мы уже сблизились, протянул и пожал нам троим руки.

Эмблемы на мундире были танковые. И я спросил, где он воевал. Генерал ответил, что в 3-й гвардейской танковой армии Рыбалко, до Берлина дошёл, а закончил в Праге. Командиром танка. Службу закончил командиром танкового училища. И тут Костя, выслушав его историю, качнул рукой в сторону Светы и сказал:

- А вот тесть мой покойный, тоже танкист, как Вы, всю войну прошёл... И тоже командиром танка... Из трёх горящих машин выбирался, а на четвертой ещё и в Германии повоевать успел. Но где-то южней Берлина, он говорил.

Генерал перевел взгляд и продолжительно так посмотрел на Свету. А потом прикрыв веками глаза и, покачав из стороны в сторону головой, как бы отгоняя наваждение, выдохнул:

- Вы себе в самом страшном сне представить не сможете то, каково это выбираться из горящего танка! И, поверьте, а я на своей шкуре это пережил и знаю о чем говорю, это ещё не всё. Вот после такого снова в башню опуститься и люк закрыть за собой, это такую силу воли надо иметь, так самого себя преодолеть после всего пережитого перед этим... А тут ещё и три раза!... Да мы только потому и победили, что вот такие были бойцы, как Ваш батюшка! Благословенна память его пусть будет! Себя не щадили, но и немцу никакой пощады не дали... - почти выкрикнул он и провел свободной рукой по глазам, вытирая набежавшие слёзы.

Костя забеспокоился:

- Может быть Вас проводить?

- Не волнуйтесь, нам тут рядом... - уже спокойно ответил генерал.- С Днем Победы Вас ребята! Ещё раз! Всего Вам доброго!

Он снова перехватил в правую руку трость и, взявшись за локоть внука, попрощался. И вперевалку зашагал дальше.