Детство моё босоногое 2 Бабушкин борщ

Петр Юрьев 2
Это еще одно воспоминание детства. Мы жили на параллельных улицах с дедушкой и огороды наши сходились впритык один к другому. Летом мы с братом проводили всё время у деда. У деда интересно. Есть коза Машка и дворовый пес Полкан. Много всякого инструмента и он разрешал нам с ним играть. А еще в соседней половине жила дедова дочь, тётя Зина с сыном Васей. Он старше меня на 6 лет и иногда с нами играл. Дедушка был хороший полевод. В огороде у него росло всё, что только может расти в Сибири: весь огородный набор, причем только лучшие сорта. Дед любил огородничать. Грядочки ровные, возле них проложены тропинки, удобно подойти. Дедушка нам разрешал заходить в огород. Он всё время в огороде - поливает, рыхлит; а мы при нем. Бабушка дома, на кухне готовит борщ к обеду.

У моего деда интересная судьба, и по его истории, пожалуй, можно написать повесть. Дед родился в крестьянской семье. Учился в сельской, начальной школе и учился очень хорошо. Учительница посоветовала родителям продолжить образование сына в уезде, в духовной семинарии на учительском отделении.  Брали на учебу детей состоятельных родителей, простолюдину же попасть на учебу было сложно.  И опять помогла учительница, она поехала в семинарию, всё рассказала настоятелю и попросила помочь устроить способного паренька на учебу.  Настоятель, выслушал и подсказал, что мы примем вашего ученика на учебу, если за него будет ходатайствовать сельский поп. Поп написал прошение настоятелю семинарии и деда приняли на учебу, правда за это дедушкина сестра пошла в услужение в дом к попу - нянчить поповских детей. Так дедушка стал учиться. По окончании семинарии работал в сельской школе учителем. Дедушка отличался своеобразным и независимым характером. На все имел своё мнение и везде где надо и где не надо его высказывал. Было своё мнение и по религии. Он собирал сельчан и старался им объяснять своё понимание религии. Это дошло до сельского попа, он написал жалобу в уезд; и деда уволили с должности и запретили впредь заниматься учительской работой. Так дед снова вернулся к крестьянскому труду, который, кстати, очень любил. В революцию и гражданскую войну дедушка с семьёй выехал на жительство на юг в село недалеко от города Николаева. Легче было прожить с большой семьёй здесь. Время смутное - по селам гуляли банды и грабили селян. Лояльных советской власти сразу расстреливали. Попал под расстрел и дед. Время было весной. Десять мужчин раздели до портков и вывели на край села.  Дед говорит селянину, рядом стоящему.
- Как только атаман скомандует "Пли", сразу убегаем в лес; петляя, чтобы не могли прицелиться.
Так и получилось, дед смог убежать, а напарника подстрелили. Долго дед скрывался в лесу, а затем, когда банду прогнали красные вернулся в село. Судьба помотала деда по жизни, где и кем только не приходилось работать, чтобы кормить семью. И на реке Лена золото мыл, рыбачил в рыболовной артели, нанимался строить дома. Всё было. Жизнь как-то устоялась, когда переехал в г. Петропавловск в Казахстан. Дед устроился работать на завод и руководил подсобным хозяйством. Был один в трех лицах: начальник, бухгалтер и полевод. Каждый день с завода деду направляли 30 человек для работы. На подсобном хозяйстве большой огород и свиноферма. Продукты поступали в заводскую столовую, и 2 раза в месяц выдавались пайки работникам завода: мясо, овощи. Во время войны деду выдали бронь, хотя он уже был не призывного возраста. Дед продолжал работать полеводом. Мужики на фронте, а рядом с дедом все время бабы. Бабушка приревновала деда к работницам и потребовала, чтобы дед отказался от работы полеводом. Дед послушался, бронь с него сняли, мобилизовали в трудовую армию и отправили на шахту. В шахте долго работать не пришлось - случился обвал породы и деда завалило. Его достали из под завала, был сильно поврежден кишечник, обмыли и на операционный стол. Наркоза не было под рукой, хирург заставил деда выпить 2 стакана спирта, привязали ноги и руки; и напутствовал его.
-  Держись солдат, понимаю, будет очень больно, но ждать нельзя, нужно оперировать сейчас.
Дедушка рассказывал: и кричал, и терял сознание, и пытался вырываться; но санитары держали крепко. Хирург говорил потом деду.
- Пришлось с тобой солдат повозиться, перебрали кишечник, и заштопали все дырки на нем.
Дедушка был очень крепкий, и здоровье было под стать. Всё зажило, но деда комиссовали в чистую и он вернулся домой. Полеводом уже не пошел, и до выхода на пенсию работал охранником на проходной.

А у бабушки уже готов борщ и она кричит нам в огород.
- Батька, детки идите кушать.
Приём пищи у бабушки обставлен целой процедурой. Во дворе выставляются 4 больших табуретки для столиков и 4 поменьше для стульчиков. Мы садимся и бабушка в деревянные, расписные тарелки наливает наваристый борщ: для дедушки и бабушки тарелки побольше, нам малышам поменьше. Каждому деревянная ложка и по куску черного хлеба. От борща идет аппетитный дух. Борщ без мяса, но с сибирскими, черными бобами. Борщ калорийный и богатый витаминами. Все свежее и только что сорвано с огорода. Борщ приправлен растительным маслом, правда без сметаны, но вкуса необыкновенного. Уплетаем за обе щеки, бабушка радуется и говорит.
- Кому нужна добавка, говорите.
Мы все дружно просим добавки и бабушка добавляет в тарелки борща. Закончили обедать, бабушка моет посуду и убирает в шкафчик. Нас предупреждает, что обедать будем в два часа и я всех позову. Это серьезное напоминание, потому что если заиграешься и не придешь вовремя, бабушка отдельно кормить тебя не будет. Такие у бабули жесткие правила, как бы не просил.
- Бабушка, я кушать хочу - пытаешься разжалобить.
- Ты, слышал, когда я звала.
- Слышал - канючишь дальше.
- Почему не шел.
- Бабушка, я играл - совсем упавшим голосом, понимая своим детским умишком, что кормить бабушка не будет.
- В следующий раз, когда зову, приходи вовремя.
И уходишь, так и не разжалобив бабушку. Но когда в следующий раз бабушка позовет кушать, то бежишь со всех ног. Вот такая действенная была у моей бабули наука воспитания. После обеда все шли отдыхать. Бабушка в дом, а мы с дедушкой в летнем домике.

Бабушка коренная сибирячка, родом из соседней деревни. Дед её увидел случайно, когда заехал в деревню. До этого о ней не знал и слухом не слыхивал. Увидел, поговорил с ней и судьба его решилась. Сразу пошел к своему отцу и сказал, что хочет жениться, и срочно, потому что у бабушки уже был жених. Дело сладилось быстро. Дед и бабушка были погодки, и им не было еще и девятнадцати, когда они поженились. Бабушка была родом из сибирских казаков, правда говорили, что в роду у них дальняя прапрабабушка была цыганкой, но точно неизвестно, тем более, что бабушка сама это не утверждала. Бабушка была статная и красивая, выше среднего роста, смуглая, с правильными чертами лица, гладко зачесанными волосами и длинной косой. Свою стать и красоту она сохранила и в старости. Была неграмотной. Дед научил её читать и писать. Библию бабушка сама читала. Когда дед выходил на пенсию, бабушке, как иждивенке, полагалась доплата, но нужно, чтобы они были расписаны. Их брак был зарегистрирован в церковной книге, но книга потерялась и им предложили повторно зарегистрировать брак в ЗАГСе. Бабушка была против, она смущалась.
- Батька, ну как мы с тобой пойдем, ведь старые, мне стыдно.
Как дед не уговаривал, она противилась. Тогда дед схитрил, сходил в ЗАГС, все объяснил и регистратор пришла к ним домой. А бабушке сказали, что нужно расписаться в завещании дома на детей. Бабушка поставила свою подпись. Дедушка с бабушкой прожили хорошую жизнь в любви друг к другу. Правда на старости лет остались одни. Дети разъехались по разным городам. Дед досмотрел бабушку, и когда остался один переехал к нам: сыну Ивану и доживал у нас. Умер в 84 года.

Вот такие они дорогие моему сердцу дедушка и бабушка: Степан Иванович и Александра Васильевна. Вечная им память и моя любовь.

март 2017 г.