Лек. 3 по Стругацковедению. Психоделика у Стругацк

Николай Москвитин
    Такой вопрос был поставлен в связи с частым упоминанием алкоголизма у Стругацких. Взять хотя бы "Град обреченный", где герои пьют за произведение, наверное, не меньше десяти раз. Или "За миллиард лет до конца света" с его инопланетным коньяком, появляющимся в романе несколько раз. Такие примеры можно было бы продолжать, памяти не хватает.
    Такое описание, несомненно, опасно, потому что, как ясно из лекции 1 авторского курса кратких лекций по Стругацковедению, Стругацкие склонны незаметно отводить человека от вера путём резкостей против неё и психоделических смягчений. А это, в свою очередь, притягивает человека к психоделики.
    С тем же успехом можно сказать, что и в произведении "Понедельник начинается в субботу" по дороге, и в "Граде Обречённом" где попало, люди курят. Или, например, как Вам эротические моменты у Сельмы Нагель, Изи Кацмана и Руммера в "Граде Обречённом"? Это просто чудовищно, даже контуром прочерчиваются матные слова.
   Тот же Изя Кацман, однако, прекрасный работник, а Руммер--работник очень плохой. Молодой программист Привалов думает быстро, на Изю табак вообще как будто не действует отупляюще. Вот это и опасно. Потому что обычные люди давно бы загнулись от таких привычек даже умственно. Нравственно Андрей Воронин твёрдый и строгий человек, как и Александр Привалов, но они раздражительны. Изя практичен, но излишне весел и болтлив.
   А в произведении "Второе нашествие с Марса" вообще упоминается действительно наркотические вещества и само слово "наркотик" (как и у Лема в "Футурологическом конгрессе"). Упоминание их само по себе опасно, потому что ясны однозначные последствия таких препаратов.
  Кроме того, я после Стругацких стал более чревоугодлив и сильно впал в беспечность на некоторое время. Поэтому, безусловно, упоминание психоделики опасно. И следует с этим поосторожнее