Не отмолить. Часть 1. Хороший дед. Глава 3

Анатолий Павлиоти
 Вся грусть, которая сейчас только наполняла глаза пожилого человека, начала таять, губы обмякли и потянулись уголками в улыбке.
— Меня, конечно, пугают и расстраивают подобные нечаянные человеческие поступки. Но я замечаю и другие вещи, другие поступки, которые радуют, которые помогают понять, что всё не так плохо в нашем мире человеков. И добра в нём на самом деле не меньше, чем зла. Кстати, если вернуться к тем же муравьям…
— Дедушка, я уже осознал. Ну честно. Поверь.
— Нет, я не о тебе. Я о другом случае. Ты послушай. Где-то пару недель назад отправила меня наша бабуля с длинным списком за продуктами по магазинам. Суббота. Народу полно. Суетятся, торопятся. Мне спешить некуда. Не давала бабуля таких инструкций. Иду себе по тротуару, наблюдаю жизнь вокруг, дышу привычным выхлопным воздухом. И каждую секунду меня обгоняют разные люди. Да и навстречу мне тоже разные. Кто улыбается чему-то, кто смурной, как осеннее небо. Те смеются, другие что-то шумно обсуждают. Кто-то даже громко ругается, прижав к уху мобильный телефон. Вокруг полная гамма человеческих эмоций. Всё обычно. Но вдруг я замечаю, что во всей этой суете что-то резко изменилось. Обогнавшие меня люди неожиданно и, казалось бы, без всякой причины буквально на ровном месте останавливаются, сбиваются и кучкуются, словно пробка на автостраде. И тут же они по очереди начинают, кто влево, кто вправо, сходить с тротуара, словно перед ними внезапно выросла стена или появилась большая яма. И шум здесь стал сразу совсем другой. Тише стал. Я ничего не мог понять и постарался из-за спин и через головы идущих впереди меня увидеть, что там произошло. Только когда впереди меня уже все сошли с тротуара, двигаясь по его обочине, предстала сразу вся картина происходящего. Внук, я всё мог предположить, всё мог себе представить, но только не то, что увидел. Через всю ширину асфальтированного тротуара, с лева на право, в том месте, где теперь в прямом смысле слова не ступала ни одна нога человека, чёрным ручьём текло длинное шествие муравьёв. Прекрасно организованно, без лишней суеты и неразберихи, они несли маленькие белые шарики. Нет, не шарики, а такие овальные капсулки. Любой мало-мальски образованный человек знает, какую ценность представляет для мурашей содержимое той их ноши.
— Ясно, что это их будущее потомство, — сказал подросток.
— Было хорошо видно, что, пересекая тротуар, шествие удалялось в траву и там тянулось ещё куда-то далеко. Это великое переселение муравьиной  колонии буквально завораживало своим масштабом. Но не это было главным. Примерно в метре с одной стороны от живого ручья и в метре с другой стороны от него чья-то явно детская рука белым мелом крупно написала: «Люди, внимание! Идут муравьи со своими детками. Не наступите!». А потом уже ярко-розовым мелкомещё более крупно и жирно было дописано: «Пожалуйста!». И тут же было нарисовано жёлтое солнышко с широкой улыбкой. Представь себе, все люди останавливались, прекращали шуметь, читали, сворачивали на обочину, где аккуратно переступали необычное движение и продолжали дальше свой путь. Я заметил, что многие улыбались, звучали слова одобрения в адрес неизвестных маленьких защитников удивительного проявления земной жизни. Я продолжал ещё какое-то время идти рядом с теми людьми, которые только что вместе со мной столкнулись с явлением поистине человеческого отношения к братьям нашим меньшим. Тогда я отметил, как в толпе совершенно разных индивидуальностей, словно по волшебству, вдруг одинаково менялось настроение. Как я уже сказал, люди оставались всё теми же разными, но вот глаза их становились одинаково добрее, что ли, а взгляды теплее. И пусть только на минуту-другую, пока их снова не накрывала привычная обыденность и суета, но то было чудо, настоящее чудо.
— Круто! – с восторгом отметил мальчишка, — Есть ведь, деда, добрые люди, да?
— Я, внук, так думаю, что все мы в той или иной степени люди добрые. Только, к большому сожалению, многие прячут свою доброту. Стесняются её. А то и вовсе стыдятся. Не модно, вроде, сегодня быть добрым. Иные же вообще считают, что доброта граничит с проявлением слабости. Чушь несносная. Они говорят, что жизнь, мол, такая злая. Но только я думаю, что жизнь здесь не причём.
— Ой, деда, постой! – почти выкрикнул подросток, снова достал из кармана мобильный телефон и, тыкая пальцем в экран его дисплея, забормотал примерно следующее: «Ютуб, ютуб, ты мой. Ютуб, ютуб, ты всегда со мной…»
— Ты что там бормочешь? Колдуешь, что ли? – спросил дед, следя за не совсем понятными ему действиями внука.
— Ага, — ответил внук, — и сейчас, я уверен, должно быть чудо. Где же ты чудо, где? Где же?.. А-а-а, вот и мы. Глянь, дедуля, это тебе ничего не напоминает?
Парнишка протянул старику телефон, на дисплее которого пошло видео. Старик ещё никак не мог понять, что всё это значит. Он пристально вгляделся в происходящее на видео. Что-то показалось ему знакомым, что-то такое он уже где-то видел. И вдруг старик до неприличия громко вскрикнул:
— Чёрт возьми! Это что такое? Как это? Откуда? Это же тот самый случай про спасённую колонию муравьёв, про пешеходов… А вон, глянь, ну глянь же, что написано мелом на асфальте!..
Парнишка с восторгом наблюдал ожидаемую им реакцию своего деда. Видео продолжалось, и в какой-то момент старик снова выкрикнул: — Не может быть! Это же я вон там, смотри, показался среди людей! Точно я, ты видишь, да?
— Где, покажи,.. поверни чуть ко мне… — парень взглянул на экран. – А точно ведь это ты, дедуля, точно ты! Офигеть, вот это номер, вот это удача! Смотри-смотри, как аккуратно ты вслед за другими переступаешь, обходишь. И серьёзный такой… А вон тётенька сразу за тобой, смотри, что делает. Она подняла свою юбку выше колен, словно под ней не муравьи бегут, а течёт вода. Глянь, ступает так, будто боится забрызгать свою одежду. Ну и прикол! Ха! Супер, деда! Ты же у меня теперь звезда документального кино.
Старик посмотрел на внука и спросил, недоумевая:
— Так там было телевидение? Это что, там всё это, значит, снимали? Да нет, быть не может. Такое я бы точно заметил…
— Деда, я тебя обожаю, — засмеялся внук. – Ну почему ты никак не можешь привыкнуть к тому, что сейчас каждый сам себе телевидение. Кто-то увидел интересный сюжет и снял мобильником видео, а потом выложил ролик в интернет. Всё просто.
— Да, у вас сейчас точно всё просто.
Старик был под большим впечатлением. Как же так, он только-только рассказал внуку удивительный случай, а внук ему тут же этот случай показал в кино.
— Одно только жаль, — сказал старик, — наша бабуля такое кино не увидела. А расскажу, так не поверит, скажет, что я фантазёр.
— А вот и поверит, не сомневайся — поспешил успокоить деда подросток. – Это же запись . Её можно крутить бесконечно. Всем покажем, и все поверят.
— Вот это здорово! – обрадовался старик. – И на память останется. Верно?
— Ну да, —подтвердил внук. – Видишь, а ты так недолюбливаешь продвинутые технологии.
— Нет, но теперь-то я вижу, что определённая польза, конечно, есть, наглядная прямо польза, — согласился старик.
А подросток засмеялся и назвал деда хитрецом. Он хотел уже отправить телефон обратно в карман, но вдруг снова задержал взгляд на дисплее.
— Ух ты! –сказал он. – Деда, здесь столько отзывов о видео.
— Серьёзно? – спросил старик.—И что люди пишут?
Парнишка быстро просмотрел с десяток первых отзывов и ответил:
— Здесь все в основном хвалят тех, кто написал мелом предупреждения. Несколько похожих отзывов о том, что растёт замечательное поколение. Один вот парень из другой страны даже написал, что в своём городе тоже однажды видел подобное. И он рад, что такие случаи происходят, как он выразился, даже на международном уровне. Вот чудак.
— Я так понял, — сказал старик, — что отзывы все положительные. Ну правильно. Иначе-то и быть не может.
Старик всё ещё оставался под впечатлением, и с его лица не сходила улыбка.
— Верно, деда, — подтвердил слова старика внук, — все хорошо отозвались, ты прав. Хотя, нет, постой. Есть тут и кое-что другое. Вот послушай, что написали два явных идиота: «Ну и ржачь, — пишут они. – Каракули мелом сделали две тупые овцы из шестого класса нашей школы. А потом толпа лузеров, как стадо баранов, начала скакать через муравьёв, и все этому радуются, придурки. Всё это было возле нашего дома. Мы с другом посмотрели видео в тот же день, поржали. А вечером вышли на улицу, нашли у дома в траве новую муравьиную хату, залили в неё бензина для зажигалок и запалили. Вот это было достойное зрелище. Мы тоже сняли видео, но
яркий огонь всё испортил. Не вышло видео». И это, деда, ещё не всё. Кто-то сразу после них написал: «Дебилы, надо было дождаться утра, чтобы было светло, тогда бы получился зачётный ролик».
Мальчишка взглянул на деда, ожидая, что тот сейчас начнёт изливать свой праведный гнев. Но старик молчал. Только в лице переменился. Лицо побледнело, губы тряслись, а в глазах читалось глубокое отчаяние.
— Дедушка, ты чего? Да не бери ты в голову. Два законченных отморозка. Что с них взять? Тут вот дальше, смотри, пошли отзывы народного гнева в их адрес. Кто-то даже написал, что тоже живёт в этом доме, и он обещает найти уродов и переломать им все пальцы, чтобы неповадно было брать в руки спички и вытворять, как он пишет, «свою беспредельную погань». И подпись рядом «Жора, ВДВ». О-о-о, вот это ребята конкретно попали.
Старик повернул голову, посмотрел на дисплей, потом на внука и тихо с хрипотцой сказал:
— Господи, это же какие матери рожают такое? Какие же потом школы и какие педагоги такое учат и воспитывают, а, внучек?
Подросток уже сильно пожалел, что вообще заикнулся старику об отзывах. Он сообразил, что нужно срочно менять тему, иначе дед начнёт себя накручивать, что ничем хорошим не закончится.
— Дедуля, а ведь ты прав. В нашей школе, к примеру, такие педагоги попадаются. Особенно молодые, новенькие. Их самих ещё воспитывать надо.
Старик глубоко вздохнул, вдруг встал со скамейки и предложил внуку пройтись ещё кружок по парку.
— Отличная идея. — согласился парнишка. — Заодно нагуляем аппетит к обеду.