Артист

Михаил Шаргородский
Я уже много раз упоминал, что семья у нас была профессионально педагогическая. Иногда  какие-то истории рассказывались дома. Большинство из них давно забыто. Но иногда, вдруг, по какому-то случаю, неожиданно всплывают в памяти очень старые позиции.
В школе был один мальчик 9-10 лет от роду. Был он маленький, щуплый, воспитывался мачехой, и почти никогда ни с кем не общался.
Ему кто-то подарил книгу пьес. Он ее постоянно носил с собой, знал наизусть и в узком кругу мог даже показать, как играется та, или иная роль.   
Однажды туда, где они жили, приехал цирк шапито. Так этот мальчик, которого звали Амос, день и ночь пропадал у них. В то время в этих бродячих цирках играли и некоторые спектакли. Амос был в кулисах. Он всегда стоял там, если играли спектакль. И вдруг артист  споткнулся и забыл, что дальше по роли. За кулисами началась паника, а поскольку Амос стоял там же, он просто непроизвольно произнес следующие слова. Артист услышал и повел свою роль дальше. Но, видимо, он изрядно переволновался так, что Амосу пришлось еще раз подсказывать ему текст.
Спектакль закончился благополучно. Публика практически не заметила сбоя.  А вся труппа была очень взволнована. Артисты шумно благодарили Амоса за помощь. Узнав, что он все спектакли знает наизусть, его просили до конца гастролей оставаться в кулисах, на случай подстраховки.
Перед отъездом его пригласил директор, и очень долго с ним разговаривал.
Он оказался человеком необычной судьбы. Преподавал в университете.  Однажды к нему на лекцию пришел инспектор и грубо оскорбил студента. Наш лектор не выдержал, и дал инспектору публичную пощечину. Это было неслыханно. Собрался весь университет. Лектора с позором выгнали. Документы дали такие, что на работу  его  нигде не брали.
Вот он и придумал для себя занятие. И уже несколько лет являлся директором и распорядителем  этого бродячего цирка-театра. Жизнь почти цыганская. Но ему нравится. И команда, которую он подобрал, вся ему подстать.
В Амосе он разглядел талантливого мальчугана, в котором театр занимает всю душу.
Директор сказал Амосу: «То, что ты талантлив, за версту видно. Но ты очень мал и слаб. Такие в цирк, и в театр не попадают.  Я подобрал  для тебя ряд книг, которым зачастую удается быть для упорных лиц в роли  самоучителя.  Работай. Учись. Набирай физическую форму. Через год мы приедем, посмотрим, как идут дела?»
Он обнял мальчика, который не смог сдержать слез, и попрощался с ним.
С этого времени для Амоса буквально началась, новая жизнь. Книги он освоил легко и быстро. Дома, с помощью взрослых соорудил кое-какие снаряды. Некоторыми пользовался в школе. Начал приходить в кузницу, где с благословения кузнеца, отрабатывал пару часов молотом. Вообще он сильно изменился, перестал чураться сверстников. Он раньше никогда не участвовал в школьных драках,  а ныне он уже сам чувствовал, что стал намного сильнее и смелее. 
Однажды он хотел разнять двух дерущихся, так тот, который был посильнее обиделся,  бросил драку со своим партнером, и набросился на Амоса.
Как мол, он посмел вмешаться? Амос, в основном, удерживал его за руки, не давая простора.  Поняв, что тот не намерен останавливаться, Амос раскрытой ладонью ударил его в грудь. Он не хотел ударить его в лицо, а то могла получиться кровоточащая рана. Но и этого удара открытой ладонью, оказалось достаточно. Он упал и  долго не мог встать. Наконец  он встал, и пошатываясь на ногах, вновь двинулся в сторону Амоса. Тот, видя его положение, схватил его у запястий за обе руки, и стал, как маленького уговаривать: «успокойся, ты же не со мной дрался, так что никакого тебе  поражения не будет»  Тот потихоньку успокоился, и ушел.
По дороге домой дети только и говорили между собой: «Откуда у Амоса такая сила, ведь он всегда был самым слабым. Во всяком случае с ним впредь желательно не связываться»  Всех удивляло, что за три четверти года он так изменился.
Однажды Амос зашел к директорше и попросил разрешения сыграть на школьной сцене маленькую пьеску. Она разрешила. Амос собрал ребят, прочел им пьесу, а затем по согласованию распределили  роли. Самая главная роль досталась Амосу. Там надо было с большим воодушевлением читать монолог Уриэля Акосты. Ребята клеили бороды и усы,  делали декорации и все остальное, что необходимо для постановки.
В день постановки вся  школа, и все подходы к ней были заполнены людьми. Всех переполнило воодушевление. Надо сказать, что пьеса очень удалась. В особенности всех поразил Амос. Людей потрясло, что маленький мальчик, играет немолодого философа  и так  вдумчиво и душой несет людям его философию, что многие даже  не удержали слез.
Директор школы поблагодарила всех «артистов», и предложила им продолжить  опыт.
Но Амос видел, какая сила должна быть у артиста цирка, и продолжал настойчивые тренировки.
Вместе со своим другом они протянули над речкой, что у них протекала канат. По этому канату надо было, балансируя, перебраться на другой берег.
А под канатом пристроили рыболовную сеть. Так что свалившись с каната, ты падаешь на сеть, не получая при этом травм. Первоначально они падали после каждого перехода. Но постепенно к ним стало приходить мастерство. Примерно через месяц они научились держаться на канате, а спустя еще какое-то время, смогли разворачиваться, не слезая с  него.
Много всякого рода тренировок, как описанных в книгах, так и не описанных, Амос делал дома, и вообще везде, где придется. Он сам стал замечать. что стал шире в плечах, выше ростом, намного сильнее. Готовясь к школьным спектаклям, он проявлял такую правдоподобность, и даже внешнее соответствие образу, что все поражались. Кроме того, все, что он читал, находило отклик в его душе, как-то перестраивая ее на новый лад.
Наконец снова приехал цирк. Амос встретил их далеко за городом. Директор увидел его и пригласил в свою кибитку. Он восхитился происшедшими с Амосом изменениями  и очень похвалил его.
Пока они доехали до места, он уже был осведомлен обо всем.
Цирк начал работать, а Амос день и ночь был с ними. Все так привыкли, что если где то нужна помощь, или поддержка - Амос тут как тут.
Во время спектакля, разумеется, он всегда был в кулисах. Во время одного из спектаклей одному из главных актеров вдруг стало плохо. Он успел сообщить Амосу, а он  директору. Тот дал команду «занавес». Публика не заметила, что занавес дали раньше времени. Все актеры  в растерянности: как довести спектакль. И вдруг Амос, который еще ни разу не был на сцене, обратился к директору: «Разрешите, я доиграю эту роль. Я ее знаю.»  Директор сначала даже вспылил, куда ты, пацан, лезешь на главную роль зрелого человека?  Но все вместе обдумав, решили  «другого выхода нет»
На скорую руку наложили кое-какой грим, натянули одежки, и подготовили к выходу. Тут, неожиданно для всех, директор вышел вперед занавеса, и пояснил : «Уважаемая публика! В этой пьесе автор хотел показать как бы в юности ко всему тому, что говорится со сцены, относился бы тот самый герой с которым Вы уже познакомились. Сейчас он будет немного моложе. Будьте гостеприимны».
И спектакль пошел своим ходом. Сначала было немного удивительно. что играет другой актер, да еще и слишком молодой. Но через пару мгновений все обо всем забыли. На сцене был молодой актер, но каждое слово, которое он ронял в публику, было неоднократно омыто в квинтисенции его души и сердца, многократно сыграно, где-то в одиночку без свидетелей и прочувствован каждый нюанс. Самое удивительное, что и голос был не юноши, а мужа. К антракту публика ревела от восторга. Примерно то же творилось и за кулисами. Но мудрый директор завел его в свою комнату, сам вышел и закрыл дверь. «Нельзя, чтобы он вышел из образа.»
Спектакль, конечно, доиграли триумфально.  Все артисты поздравляли Амоса, что он влился в актерскую семью
Когда пришли навестить больного, то он пожав Амосу руку, сказал: «Наверное мне придется у тебя поучиться.» Все отшутились, а директор вечером, за кружкой пива, поделился со своим старым приятелем. «Так никто не сыграет. Он не сыграл, а прожил часть своей жизни на сцене. Работать с такими людьми надо очень осторожно, чтобы не надорвались.»
Когда заканчивались гастроли, директор позвал Амоса и очень серьезно с ним поговорил. «Да  Амос, ты очень  талантлив, но если  с этим неправильно обращаться все можно загубить на корню. Я думаю, что тебе еще около года надо проучиться, чтобы получить свидетельство об образовании. Потом я готов тебя взять в театр, на вторую, после меня роль. Но ты пока маленький, тебя оформлять на работу еще  нельзя, придется один-два года считаться ассистентом, работать над сценариями, думать о репертуаре и вообще возглавлять штабную работу цирка. К этому времени ты повзрослеешь и сам решишь на каком участке театра от тебя наибольшая польза, и займешь его. Ты знаешь, я сегодня смотрел твою игру и понял, что ни я сам, и не один мой артист так сыграть не сможет. Это талант от Бога, и надо им распорядиться вполне разумно».
Амос встал, низко поклонился своему учителю, сказав, что постарается все сделать так, как сказал наставник
Так они и сделали. Через несколько лет Амос создал собственную группу. И старшие люди еще долго помнили, что в одном из бродячих театров заключен изумруд исключительной ценности, который не получил достойной его огранки и дороги.