Взрослые слова

Сергей Глезеров
               

Маша с задумчивым видом подошла к маме и спросила почти шепотом:
— Мам. А почему тебя за ногу щекотать можно, а говорить про это нельзя?!
Обычно остроумная и интеллигентная мама задумалась:
— Ты о чем, дочка? Это такая загадка что ли? «Щекотать можно, а говорить нельзя!» Чепуха какая-то. А откуда это у тебя такой вопрос?
— Я услышала, как дедушка разговаривал с соседом. Он что-то говорил про маму, которую нужно «за ногу». Я спросила: «Какую маму имеешь в виду?» А он ответил: “Твою маму”. И еще я спросила, как это “за ногу”, а он сказал, что мне это “говорить нельзя”»! «Трогать маму за ногу можешь, даже щекотать можешь, а вот говорить это нельзя!»
— Да, — ответила мама, — дедушка был прав — ни говорить нельзя и даже слушать нельзя!
— А зачем же говорить то, что все равно нельзя слушать? Не понимаю.
— Ну, некоторым слушать можно, например, соседу, а тебе еще нельзя!
Тут папа добавил:
— А соседу не только можно, но и нужно это слушать! Гад такой! — Папа не любил соседа.
— А слово «гад такой» мне можно слушать? — спросила Маша.
Папа с мамой переглянулись, не зная, что ей ответить.
Говорить начал папа:
— Слово «гад» слушать можно, раз его я сказал. Слово «гад» — это значит «змей».
— Как наш Федька? — поинтересовалась Маруся.
— Ну, например, как Федька, — ответил папа, — но когда говорят «гад такой!» — это уже похуже. Это детям можно слушать, но говорить нельзя! Это плохое слово.
Мама с удивлением слушала, как папа выкручивается. А он продолжал:
— Есть такие слова, которые могут говорить и слушать только взрослые. Это так называемые «взрослые слова», — сочинял папа на ходу.
Мама удивилась: «Откуда это он столько знает?»
— А как отличить «взрослые слова» от «детских»? — задала Маша убойный вопрос.
Тут папа сдался, он сел на табуретку и жалостно посмотрел на маму, как будто просил помощи.
Мама хмыкнула:
— Я «взрослых слов» не употребляю! Сам выкручивайся! — и вышла из комнаты.
Обстановку разрядила бабушка.
— Я как устрою дедушке Кузькину мать, так он у меня быстро забудет эти «взрослые слова», разговаривать будет по-детски, — и ушла разбираться с дедом.
Маша осталась стоять в полной растерянности: «А «Кузькина мать» — это «взрослое» слово, или детское? И откуда бабушка знает маму нашего Кузи?»