Интервью с Михаилом Задорновым

Алексеев Игорь Владимирович
«НИКОГДА НЕ УХОЖУ СОВСЕМ»

Это интервью с известным писателем-сатириком Михаилом Задорновым было подготовлено в 2012 году для газеты МВД России «Щит и меч». Но опубликовано было в урезанном виде. Мне показалось, что некоторые фрагменты из неопубликованной части вполне бы могли заинтересовать поклонников Михаила Николаевича, поэтому публикую полный текст интервью.

– Михаил Николаевич, с недавнего времени вашей новой ареной стали социальные сети, где вы периодически выкладываете свои журналистские материалы и видео выступлений без купюр. Какие дивиденды вам это приносит?

– Дивидендов никаких, сплошные затраты. А пользы очень много, потому как в день меня читает от 200 до 500 человек, если суммировать все блоги. Благодаря этому круг людей, с которыми мы соединены энергетически, значительно расширился. Правда и за кулисы стало приходить больше сумасшедших. Недавно в Казани один такой подошёл и говорит: «Мне сегодня был знак с вами увидеться». Я говорю: «Почему?» Он говорит: «Дело в том, что я четыре года руковожу вашими действиями из астрала». Я ошалел, говорю: «Вы в астрал не по скайпу выходите?» (смеётся). В общем, еле отвязался.

– Вам важно знать, сколько человек вас читает?

– Важно. Для этого у меня на блогах установлены счётчики. Не все это делают, но своих помощников я попросил вести подсчёт посетителей. Ведь количество комментариев не передаёт всей картины посещаемости.

– Какого рода комментарии преобладают?

– Читают и комментируют в первую очередь тролли, злыдни и никчёмыши. Или ещё их можно назвать «никаки» (ударение на втором слоге – прим. автора), было такое старинное русское слово. Это те, кто ничего не могут. Но таких, к счастью, в последнее время становится меньше, потому что, заходя в мои блоги и читая посты, они не врубаются в смысл и просто не знают, как нагадить. К счастью, большинство комментариев от тех, кому есть что сказать. Мне очень важно, чтобы комментарии были со смыслом.

– Из тех же постов я понял, что сегодня вы одержимы идеей создания серии исторических фильмов. Нельзя ли услышать несколько слов о концепции этого проекта и самых свежих его новостях?

– Идея, которой я одержим, несколько шире. Я хочу доказать большинству, тем кто слышит правду, что славянская история гораздо глубже, чем о ней пишут в книгах и учебниках, что культура славянских народов была задолго до образования государства Русь. Лучшего сюжета для того, чтобы эту тему донести, чем сюжет прихода Рюрика и его братьев на княжение к восточным славянам, найти невозможно. Потому я и решил снять фильм об этом историческом персонаже. Рабочее название фильма «Рарог. Полёт сокола». Рарог – это город на территории современной Германии. Он был главным городом у ободритов-бодричей, в котором находился княжеский терем. Гербом города был пикирующий сокол. «Рарог», в переводе и есть – «сокол». Своих сыновей князья нередко называли в его честь Рарогами. Иноземцы произносили это имя по-разному: Рарог, Рурог, Рюрик…
Я уверен, что это интересный сюжет. К тому же, это момент истории, украденный у нас западными учёными, которым вторят многие сегодняшние деятели от науки. Ну, например, некоторые наши учёные утверждают, будто Рюрик с семьёй пришли из местечка Рослаген, что находится в южной Скандинавии. Как они могли прийти из Рослагена, когда до XII века оно находилось под водой Балтийского, в то время – Варяжского моря. По данным шведского учёного-историка Лидии Грот, Рослаген впервые упоминается в летописях в XIII-м веке! В XIII-м, понимаете?! А Рюрик с братьями пришёл на Русь в IX-м! И подобных фактов предостаточно.

– Каков будет формат фильма?

– Видимо 8 серий, то есть формат сериала. Во всяком случае, режиссёр так определил. Но снят он будет по технологии художественного фильма. Подобные фильмы, которым бы мне хотелось подражать с точки зрения технологии, это фильмы «Борджиа», только европейский, не голливудский, или «Рим», тоже снятый в Европе. После того, как наш фильм пройдёт на телевидении, мы его покажем в кинотеатрах, естественно в усечённом виде. Хотя жалко, по замыслу в нём не будет неинтересных или малозначимых эпизодов.

– Сколько времени планируется потратить на реализацию проекта?

– Съёмки такого фильма потребуют немало времени. Самим съёмкам будет предшествовать достаточно серьёзная и долгая проработка сценария. Пока будет вестись эта работа, я решил снять документальный фильм о Рюрике. Хочу, чтобы уже в сентябре он вышел на экраны. Это будет своеобразным представлением будущего художественного фильма.

– Мне кажется, наших читателей будет одолевать любопытство, на какие средства вы планируете снимать эти фильмы?

– Документальный сниму на свои, он не слишком бюджетный, а художественный заявлен как народный проект, потому что на него объявлен сбор средств. Предложение о сборе средств поступило от самих читателей моих постов и мы, в смысле – моя команда, посовещавшись, пришла к решению, что это… отличная мысль! Я не хочу зависеть ни от каких спонсоров. Спонсоры – это богатые люди, а для богатых людей важна прибыль, а не Родина. Пример тому фильм «Жила-была одна баба». Посмотрите титры и всё поймете. Те, кто обокрал Россию, её возненавидел, решил свою ненависть привить и «тупым» славянам, которые «до сих пор ничего не умеют делать, если ими не руководят иноземцы». Надо с чего-то начинать менять это фальшивое «начало координат».

– Где будут проходить съёмки?

– Надо снимать и у нас в Питере, и на Ладоге, и в Киев ехать… Сами судите, символ Рарога – пикирующий сокол сегодня изображён на гербе Украины. Как он туда попал? Я-то эту историю знаю, но большинству этот факт неизвестен.

– Нет ли у вас намерения после фильма о Рюрике обратиться к каким-то другим историческим личностям?

– Есть. Например, мне очень интересна история о Вещем Олеге. И о Святославе надо фильм снимать. Всё это, на мой взгляд, очень познавательно.

– В прессе проходила информация, что вы в ближайшее время собираетесь покинуть эстраду? Правда ли это?

– Это кто-то мои слова здорово переврал. Дело в том, что я периодически ухожу со сцены, дабы набраться ума-разума. Это период длится обычно пять-шесть месяцев. Потом естественно возвращаюсь. Но никогда не говорю, что я ухожу навечно. Но журналистам обязательно надо скандал сделать. Он ушёл!! Да не собираюсь я уходить. Я на всю жизнь подсел на иглу эстрадного успеха. Зачем же я буду уходить, когда мне нравится моя профессия. Люди аплодируют, да ещё и деньги тебе платят. (смеётся). Это счастье!

– После ваших смелых заявлений относительно состояния нашей государственности многие россияне хотели бы видеть вас президентом России. Понятно, что ближайшие 6 лет подобной вакансии не ожидается, но в принципе, какие у вас соображения на этот счёт?

– Я не достиг уровня сегодняшних правителей, то есть делать то, чего не умею. Проще говоря, я не являюсь специалистом ни в экономике, ни в политике, и, соответственно, не могу быть организатором в этих отраслях. В силу своей профессии я имею возможность влиять на вызревание новых личностей. В этом деле я могу принести больше пользы, нежели пойдя во власть. Да и вообще, с моими взглядами меня там сразу грохнут. Это сейчас на меня никто не обращает внимания, потому что ничьи деньги не отнимаю, более того, создаю видимость, что у нас в стране есть демократия. А если пойду во власть, то и себя уничтожу, и пользы никому не принесу.

– Ну, вот хотя бы ваш материал «Народ не безмолвствует», это же практически готовая политическая платформа...

– К сожалению, мало кто это заметил. А вообще я не понимаю многих недовольных. Вот они шумят, орут, полицейские вынуждены их разгонять, а спроси, чего вы хотите, никто ж толком не ответит. Просто бузу создают и всё. Меня тоже зазывали на эти митинги. Я говорю, а чего вы хотите? Они ничего внятного сказать не могут. Я говорю, ну тогда я с вами не пойду. Если вы требуете смены власти, значит, вы сами хотите влезть в эту власть. Я, например, не хочу смены власти. Я бы пошёл митинговать, если бы было конкретное требование, скажем «Прекратить реформу образования!» Вот, чего надо требовать! Сегодня важнее решить вопрос с образованием. Потом перейти к медицине. И так постепенно добиваться улучшений во всех областях. А сменится руководство страны и что толку? Придут другие. А бардак как был, так и останется.

– Вы в своё время фактически предрекли переименование милиции в полицию. И вот оно состоялось. Теперь вы призываете переименовать полицию обратно в милицию. И всё-таки с вашей точки зрения, какой должна быть эта структура? И в целом ваше мнение о реформе МВД.

– Самое забавное не то, что переименовали, а то, что многие поверили, будто они полицейские. Начинают слепо подражать западным копам, зная о них в основном по голливудским фильмам. Поэтому я и написал в одном из своих постов, чтобы полицию переименовали обратно в милицию. Кстати, в Тамбове ко мне подошли два молодых человека и говорят: «Представляете, мы работаем в Ленинском отделе полиции!» У Ленина мозг бы взорвался от такого абсурда.

– Что бы вы тогда могли пожелать моим коллегам?

– Пожелание – оставаясь полицейскими, помнить, что унаследовали от милиции милые лица. И ещё, раз речь идёт о словах, не убирать из служебного лексикона слово участковый, поскольку оно образовано от слова «участие». Тогда и люди будут вас любить. Надо себе внушать: «Я милое лицо, я должен проявлять участие!»

– То, что вы делаете, одному человеку не под силу. Да и вы не скрываете, что у вас есть своя команда. Велика ли эта команда? По каким критериям вы отбираете в неё людей?

– У меня несколько команд. Есть рижская команда, которая занимается библиотекой. Есть команда, которая мне помогает в жизни, в организации моих бытовых дел и в моём творчестве. И сегодня ещё появилась команда, которая будет заниматься кино. Мы сняли офис, запустили свой сайт. Интересно, когда мы оформляли счёт в банке, одна из менеджерих говорит, что это за Рюрик такой, и вообще, что это у вас за предприятие? В каком смысле? Она говорит, это вы из той же отрасли, что и «Колобок». Вся моя команда зависла. А «Колобок», это что? Они пирожки делают. То есть, у нас Рюрик сегодня стал вроде пирожка, расстегай такой. Так что видите, команда не просто хороша, но ещё и не проходит мимо всевозможных забавностей, которые замечает в процессе своей работы.

– Вы ратуете за здоровый образ жизни. Не могли бы раскрыть несколько секретов вашего здоровья?

– Это очень долго было бы. Главный секрет заключается в том, чтобы тебе для жизни требовалось меньше, чем ты может заработать. Всё остальное природа сама подскажет…



Опубликовано в газете «Щит и меч» (№33-2012).


В сентябре 2017 года вышла в свет моя новая книга «Поэзия быстрого реагирования», изданная по программе «Печать по требованию». Книгу можно приобрести во всех крупных интернет-магазинах, достаточно набрать ее название в поисковой строке.